Производственный процесс и процесс обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

В производстве любого продукта участвует живой труд, т. е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в самом процессе производства данного продукта и трудпрошлый, затраченный, как правило, другими работниками на предыдущих стадиях производства и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии.
Сфера услуг - это с одной стороны, круг сервисных услуг, оказываемых населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги потребителям.

Содержание

Введение
Понятие производственного процесса
Виды и принципы его рациональной организации
Процесс обслуживания
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци2.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики»

(Великолукский филиал)

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Производственный (операционный) менеджмент

На тему: Производственный процесс и процесс обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель  
студентка 3 курса

321 группы

Иванова К. С.

Руководитель

Петрова О.Н.

 

 

 

 

Великие Луки

2013

 

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие производственного процесса
  3. Виды и принципы его рациональной организации
  4. Процесс обслуживания
  5. Заключение
  6. Литература

 

Введение

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства.

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и  того, из чего будут производить. Поэтому  в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение  было бы слишком обобщенным. Обычно в экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю и предпринимательство.

Хотя «некоторые усилия человек  предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия». Такие усилия не рассматриваются  как труд. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые  людьми в процессе хозяйственной  деятельности.

В производстве любого продукта участвует живой труд, т. е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в самом процессе производства данного продукта и трудпрошлый, затраченный, как правило, другими работниками на предыдущих стадиях производства и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии.

Сфера услуг - это с одной стороны, круг сервисных услуг, оказываемых  населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги потребителям.

Услуги невозможно складировать и  сохранять, как материальные товары.

Их производство, т.е. оказание услуг, и потребление происходящие одновременно.

Вопросы качества услуги и постоянства  этого параметра во времени зависят  от очень многих субъективных факторов в частности от личностных характеристик  тех субъектов, которые оказывают  и получают услуги.

Начало серьезного отношения к  вопросам развития сферы услуг и  сервисного обслуживания в нашей  стране было положено в советское  время, когда партийное руководство  приняло решение превратить сферу  обслуживания в крупную механизированную область народного хозяйства.

 

 

 

 

1. Понятие производственного  процесса

Основными элементами процесса создания материальных благ являются целесообразная деятельность человека или сам труд, средства и предметы труда. Однако, являясь вещественными факторами  производства лишь потенциально, средства и предметы труда сами по себе ничего не могут производить, и только соединившись с рабочей силой, способной привести их в движение, они становятся участниками  процесса производства. Но этот процесс  нельзя представить как механическое соединение трех вышеназванных элементов (факторов). Они в органическом единстве образуют сложную систему взаимоотношений. Их единство во взаимодействии, а слаженность  функционирования характеризует организация  производства, представляющая собой  форму, порядок соединения живого труда  с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска  продукции, выполнения работ или  оказания услуг, достижения высокой  производительности общественного  труда на основе эффективного использования  всех имеющихся ресурсов. Ее основная задача - обеспечить на каждом предприятии  наиболее рациональное соединение и  использование во времени (производственный цикл) и пространстве (производственная структура предприятия и его  подразделений), с одной стороны - живого труда, с другой - средства производства.

Производственный процесс - это  совокупность всех действий людей и  орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и  ремонта продукции. Это пространственно-временная  категория, эффективное построение которой предполагает сведение к  минимуму затрат времени, пространства и ресурсов при получении необходимой  продукции (товара, услуг). Орудия труда (оборудование, машины, станки и т. п.) здесь выступают важнейшей составной частью, непосредственно участвующей в преобразовании предметов труда в готовую продукцию.

Стадиями движения материальных ресурсов, непосредственно связанных с  рынком, на котором предприятие выступает  в качестве продавца или покупателя, являются: материально-техническое  обеспечение, как составная часть  технического обслуживания производства; сбыт продукции; маркетинг и логистика. Непосредственная ориентация на рынок объясняет ряд общих характеристик снабжения и сбыта, проявляющихся наиболее отчетливо при развитых рыночных отношениях, стремлении решить их проблемы в рамках единой системы маркетинга, поскольку маркетинг снабжения и маркетинг сбыта являются двумя обособленными компонентами этой системы (задача снабжения - обеспечить приток исходных материальных факторов производства, сбыта - организовать поток товаров на рынок). Функции материально-технического обеспечения имеют особое значение для всего производственного процесса, ибо сбои в снабжении препятствуют его функционированию. Задача снабжения - гарантировать получение ресурсов, необходимых для организации процесса производства.

Логистика призвана выполнять комплексную  функцию, охватывающую на всех стадиях  деятельности предприятия проблемы перемещения ресурсов в пространстве и их движения во времени. При этом имеется в виду не только доставка сырья, материалов и других ресурсов на предприятие, но и на места их непосредственного использования, в необходимом количестве и в нужное время, обеспечение нужной продукцией объектов сбыта (потребителей, покупателей). Таким образом, отдельные функции логистики реализуются на всех стадиях движения факторов производства и готовой продукции. В этой связи принято выделять следующие ее виды: снабжение, производство, распределение (сбыт). Предметом логистики снабжения и сбыта (реализации) являются как внутрипроизводственные потоки ресурсов, так и, в значительной мере, движение ресурсов и готовой продукции (товаров, изделий) вне предприятия.

Выделяют также: логистику персонала (перемещение сотрудников, организация  их движения во времени, перераспределение); логистику материалов, включающую логистику  товаров (продукции, изделий), энергетических потоков (передача и сохранение энергии, ее трансформация), информации (передача, сохранение и реорганизация данных, например, перекодирование). Функции логистики находят свое отражение в организационной структуре управления предприятием. Так, например, логистикой материалов занимаются подразделения материально-технического обеспечения; сбытовой - отдел сбыта; энергетических потоков - отдел главного энергетика и т.д.

Комплексная подготовка производства, его техническое обслуживание, включая  материально-техническое обеспечение  производственного процесса, организация  логистики и маркетинга, сбыт готовой  продукции взаимосвязаны с финансовым обеспечением, т. е. с принимаемыми мерами по получению необходимых денежных средств для финансирования всех сфер деятельности предприятия и денежного возмещения за проданную (реализованную) продукцию (работу, услуги). В свою очередь, снабжение средствами производства вызывает потребность в капитальных вложениях (инвестициях). Эту сферу деятельности предприятия называют инвестиционной.

Известно, что непосредственное участие  в организации производственного  процесса на предприятии принимают  кадры. Только с их участием и на основе использования их способностей, знаний, умения и навыков могут  достигаться цели организации производства. В этом и состоит роль научной  организации труда, его технического нормирования, оплаты и научного менеджмента.

Задача организации производства состоит и в том, чтобы, используя  здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, топливо и  энергию, физическую силу, навыки и  умение рабочих, профессионализм менеджеров, изменить предметы труда, как данные природой (уголь, руда, нефть), так и  являющиеся продуктом труда - сырым  материалом (металл, хлопок, древесина), в соответствии с имеющимися потребностями, создавая таким образом материальные блага. На современном этапе развития экономики с высокой степенью разделения труда производители не смогут обеспечить себя всем необходимым. К тому же, на предприятиях, в регионах и даже в рамках страны имеет место несоответствие промышленных и потребительских товаров существующему спросу и, в первую очередь, из-за низкой покупательской способности потребителей, неразвитой конкуренции товаров и производителей, что способствует, порой, сбыту их недоброкачественной и неоправданно дорогой продукции (работ, услуг).

В связи с этим, при организации  производства преимущественное внимание должно уделяться качеству продукции. При этом следует иметь в виду, что потребитель оценивает, например, материал, из которого изготовлен товар, его функциональную пригодность, внешний  вид, но критериями оценки будут также  соответствие продукции техническим  стандартам и условиям, экологичность, экономичность, комфорт, надежность и безотказность.

Трудно найти производителя, который  не стремился бы достичь определенного  соотношения между ценой и  качеством продукции. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цена и  качество не могут быть максимизированы или минимизированы одновременно. Предприниматель в каждом отдельном случае должен принимать решение о их соотношении, которое в свою очередь зависит от величины текущих издержек производства, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, инфляции, организации планирования, учета и отчетности, а также от его способности использовать оптимальное сочетание ресурсов, необходимых для изготовления продукции, создавать и внедрять новшества, идти на разумный риск.

В производственном процессе различают  технологическую сторону, связанную  с превращением предмета труда в  материальные блага, и трудовую, представляющую собой совокупность действий исполнителей по осуществлению технологического процесса. Обе стороны неразрывно связаны и влияют друг на друга, причем действия исполнителей определяются технологией, в то же время рационализация трудового  процесса может потребовать совершенствования  технологии.

2. Виды и принципы  его рациональной организации

Любой производственный процесс по своей структуре неоднороден  и состоит из многих взаимосвязанных  элементов, имеющих различный характер и содержание. Но все они обладают и общими признаками, позволяющими квалифицировать их по определенным группам. Так, в зависимости от назначения, производственные процессы подразделяются на основные, предназначенные для непосредственного изменения формы или состояния предмета труда в готовую продукцию, являющуюся в соответствии со специализацией предприятия товарной, и вспомогательные (вспомогательно-обслуживающие), в результате которых получается продукция, используемая, как правило, на самом предприятии (например, производство всех видов энергии, запасных частей и т.п.), а также ремонтное и энергетическое обслуживание, транспортные, складские, контрольные и другие работы. В ходе основного и вспомогательных производств могут использоваться и естественные процессы, когда предметы труда видоизменяются под воздействием естественных условий (например, естественная сушка древесины). Многие из таких процессов для сокращения длительности производственного цикла и улучшения качества продукции выполняются в искусственно созданных условиях.

По характеру протекания во времени, производственные процессы подразделяются на прерывные (дискретные), когда производственные операции выполняются с разрывом во времени исполнения (машиностроение, лесозаготовки, деревообработка и  др.), и непрерывные, если каждая следующая  из них начинается по окончании предыдущей без каких-либо перерывов во времени, что диктуется характером технологии (металлургия, энергетика, химическая промышленность и др.). По объектам производства, различают простые - процессы изготовления отдельных деталей, получения заготовок и т. п. и сложные процессы - совокупность простых, конечной целью которых является изготовление сложных законченных изделий (приборов, агрегатов, комплексов и т. п.).

В зависимости от количества видов  потребляемого сырья и получаемой из него готовой продукции (ГП) производственные процессы подразделяют на

1)аналитические

2)синтетические  

3)простые (прямые)

В аналитических процессах из одного вида сырья получают несколько видов  готовой продукции. Оно характерно для нефте-, коксо- и лесохимии, деревообработки (на входе - круглые лесоматериалы, на выходе - пиломатериалы, фанера, плиты и др.).

В синтетических процессах из различных  видов сырья изготавливают один вид продукции. На таких предприятиях, как правило, имеется один заготовительный  цех (цех сырья) и несколько специализирующихся на выпуске определенных видов продукции. Они стремятся к разветвленной  сети материально-технического обеспечения.

Информация о работе Производственный процесс и процесс обслуживания