Промышленный шпионаж и экономическая разведка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть задачи, объекты и методы экономической разведки и промышленного шпионажа, раскрыть смысл понятия «коммерческая тайна», обосновать необходимость проведения контрразведывательной деятельности.

Содержание

Вступление
1. История экономической разведывательной деятельности
2. Экономическая (конкурентная) разведка
3. Промышленный шпионаж
4. Контрразведывательная деятельность
Заключение
Источники

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

«Промышленный шпионаж и экономическая разведка»

 

Содержание

Вступление

1. История экономической  разведывательной деятельности

2. Экономическая (конкурентная) разведка

3. Промышленный шпионаж

4. Контрразведывательная  деятельность

Заключение

Источники

Вступление

В украинском Законе «О предпринимательской деятельности» говорится, что»… предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой страх и риск». В настоящее время любой бизнесмен, независимо от величины его работающих активов, окружен различными факторами риска, способными в один момент превратить в ничто его материальные и финансовые ресурсы. Если проанализировать причины падения результативности предпринимательства в Украине, то большинство из них можно свести к одному – это неумение, а порой и просто нежелание заниматься обработкой и анализом имеющейся информации об окружающей его, часто агрессивной, среде. К сожалению, этот факт только начинает привлекать внимание отечественных бизнесменов, и мало кто из них может определить тип необходимой для его предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, пополнение, хранение, систематизацию, избежать дезинформирования, умело использовать информацию при принятии решения и организовать текущий контроль предпринимательского проекта.

В связи с этим актуальным сегодня является создание стройной системы экономической разведки о рынках сбыта, конкурентах, партнерах, контрагентах, новых технологиях, законодательных актах и т.д., и кроме того – знание применяемых в бизнесе способов поиска, получения, использования информации, а также применяемых видов обмана и мошенничества.

Жесточайшая конкурентная борьба за рынки сбыта продукции, сферы приложения капиталов и стремление к получению максимальных прибылей вынуждают руководство крупных корпораций внимательно следить за деятельностью своих конкурентов. При этом может применяться как экономическая разведка, так и промышленный шпионаж.

Целью данной работы является рассмотреть задачи, объекты и методы экономической разведки и промышленного шпионажа, раскрыть смысл понятия «коммерческая тайна», обосновать необходимость проведения контрразведывательной деятельности.

1. История экономической  разведывательной деятельности

Разведывательная деятельность (шпионаж) – явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация. Экономическая разведка как неотъемлемый компонент исторического развития производительных сил меняла характер, формы и проявления в соответствии с эволюцией способа производства и уровнем развития науки и техники. В историческом аспекте экономическая разведка едва ли не старше военной и политической.

Классический пример экономической разведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к XV веку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятаны шелковичные черви.

Родиной первых теоретиков разведки считается Китай, там уже в IV веке до нашей эры появился первый фундаментальный труд об этом нелегком ремесле. Это была книга «Искусство войны» блестящего китайского философа Сунь Цзы: «Если просвещенный государь или рассудительный генерал одерживают победу над противниками каждый раз, когда они переходят к действиям, то это достигается благодаря предварительной информации. Так называемая предварительная информация не может быть получена ни от духов, ни от божеств, ни по аналогии с прошлыми событиями, ни путем расчетов. Ее необходимо получить от человека, который знаком с ситуацией противника».

Сильный толчок развитию экономической разведки дало разделение труда и возникновение торговли и денег.

«Дело мужчин – наживать, дело женщин – сохранять», – писал Аристотель. Вряд ли римские легионеры читали философа, но поступали они в полном согласии с постулатом великого грека. Через свою разведку Рим получал информацию. Сведения о состоянии любой страны собирались по многим экономическим аспектам, начиная от климата и наличия дорог и кончая плодородием земель, трудолюбием населения и наличием продовольственных запасов. Особой заботой сената было выявление объемов и мест захоронения сокровищ, накопленных царями и правителями намеченных для завоевания земель. И то, что ныне представляется чуть ли не случайным выбором в захватнических войнах, в действительности представляло собой хорошо продуманную стратегию по захвату наиболее богатых стран и территорий.

Так или иначе, эмбрион экономической разведки, возникнув в доисторические времена, развился с зарождением торговли и ремесел. Как только те или иные приемы, приспособления, нововведения начинали приносить выгоды их владельцам, они тут же пытались их засекретить. Те же, кто терял на незнании, старались овладеть этими секретами любой ценой.

Зародышем коммерческой разведки, набиравшей силу с развитием ремесел и торговли, был частный шпионаж. Еще на заре цивилизации египетские торговые дома, афинские торговцы и родосские купцы осуществляли сбор тайной информации, наличие которой могло бы способствовать коммерческому успеху. Но такая разведка носила эпизодический характер и осуществлялась самими торговцами или их посредниками. Купцы старались узнать, какой товар, какого качества, в каком количестве привезли на данный рынок конкуренты, по какой цене будут продавать. Разумеется, по возможности они не упускали случая подпортить товар конкурентов, пустить слух об их нечистоплотности, об их мнимых и действительных пороках, оболгать, а также отметить непомерно высокие цены при недопустимом качестве товаров. Позднее все эти приемы получили более наукообразные и благозвучные названия – диффамация, имидж, конъюнктурный анализ, реклама и т.д.

В позднее средневековье наряду с государственной экономической разведкой в торговых городах Средиземноморья зародилась и частная разведка североитальянских торговых компаний. Венеция и Генуя стали центрами экономической разведки, где коммерческие тайны ценились выше, чем политические. Начиная с XI века все богатство и мощь, а значит, и жизненный уровень итальянских городов-государств, все в большей и большей степени зависели от торговли с арабским Востоком и, естественно, от всех случайностей и опасностей, связанных с этим видом деятельности. Все купцы и дипломаты, отправлявшиеся в зарубежные страны, становились агентами разведки Светлейшего (титул правителя Венеции) как по коммерческим, так и по политическим вопросам. Благодаря этому маленькой республике удалось занять ведущие позиции и сохранить их, несмотря на открытие новых океанских путей и появление больших государственных образований и великих держав.

Первая настоящая частная разведслужба была создана флорентийскими купцами-банкирами (эти виды деятельности в то время часто совмещались) в XIV веке. Затем такую разведслужбу создали Фуггеры из Аусбурга, которые в XV и XVI веках входили в число крупнейших промышленников и дельцов.

Высокой эффективностью своей разведслужбы прославились Ротшильды. В конце XVIII века пять братьев основали банки в пяти европейских столицах (Лондоне, Париже, Вене, Франкфурте и Неаполе). Во время войны с Наполеоном они навербовали более 200 агентов и предоставили все свои разведданные, а также возможности и способности по межгосударственному переводу капиталов в распоряжение Англии. Все расходы они с лихвой покрыли с помощью ловкой биржевой аферы. Благодаря своим информаторам Натан Ротшильд первым узнал о поражении Наполеона. Он немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграли англичане. Когда цены упали до предельно низкого уровня, Ротшильд все скупил!

Исподволь люди, интересующиеся делами сородичей, не могли не понять всю выгоду, связанную с наличием информации. Ведь информация и разведка сопутствуют друг другу и сегодня, как и тысячи лет назад.

Пойманных с поличным, а иногда и просто заподозренных шпионов никогда не щадили, и часто кого-нибудь из них находили с перерезанным горлом, проломленным черепом или удавкой на шее. Во время войн их расстреливали без суда и следствия. Французская революция использовала гильотину, Крупп после «энергичного допроса» замуровывал в подвалах своей частной контрразведки, а американцы сажали на электрический стул. Однако желающих заняться шпионажем меньше от этого не становилось.

2. Экономическая (конкурентная) разведка

Любой предприниматель заинтересован в получении неких сведений о конкурентах. Легальные способы получения таких данных принято называть конкурентной разведкой. Она включает анализ публикаций, отчетов и иных открытых источников информации; изучение Интернет-ресурсов; анализ маркетинговых исследований. Закон не запрещает проведение наблюдения, опросов, наведения справок, фото- и видеосъемок.

В США и странах Европы принято различать конкурентную разведку (competitive intelligence; в Украине также можно встретить названия «деловая разведка», «бизнес-разведка») и промышленный шпионаж. Отличие заключается в строгом соблюдении закона в первом случае и нарушениях уголовного, авторского или любого другого права – во втором.

Сегодня под конкурентной разведкой подразумеваются три различных направления сбора информации:

1. Сбор данных о партнерах  и клиентах для предотвращения мошенничеств с их стороны. В США, например, такой проблемы не существует: есть банки данных «кредитных историй»; открыт доступ к материалам судебных дел за последние пятьдесят лет, что позволяет, не прибегая к специфическим приемам, выяснить, с кем имеешь дело. Достаточно распространены и «черные списки» тех, кто запятнал свою деловую репутацию. В Украине пока что каждой заинтересованной организации приходится самостоятельно собирать и анализировать информацию, причем координация усилий отсутствует даже на уровне государственных органов: одни и те же сведения добывают по своим каналам МВД, СБУ, налоговая. Обмен этими данными представляет собой громоздкую и медленную процедуру. В бизнесе нечто подобное отраслевым «черным спискам» существует только у страховых обществ и банков. Промышленные компании вынуждены поодиночке создавать собственные технологии проверки кредитных историй, что эффективно удается лишь гигантам, способным содержать мощную службу безопасности. А между тем выявление мошенничеств еще на этапе их подготовки – более чем актуальная задача.

2. «Подсветка» потенциальных  партнеров и сотрудников. Речь, в  первую очередь, идет о реальном  финансовом положении и наличии  и / или характере «крыши» (криминальные  структуры, милиция, спецслужбы и  пр.). Обычно этим занимаются отделы безопасности компаний или частные детективные агентства. Это очень сложная сфера, в которой легко переступить грань закона, особенно если речь идет о физических лицах – так, при приеме на работу нового сотрудника легально заниматься сбором информации о его частной жизни можно только с письменного согласия проверяемого. Как правило, получить такое согласие не составляет особого труда, поскольку в ином случае претендент рискует остаться на улице. Не менее часто приходится, однако, проверять сотрудников компании-партнера – ведь если выяснится, например, что заместителя директора, подписавшего договор, за сутки до этого уволили, его подпись окажется недействительной, а последствия сделки – непредсказуемыми. Однако в подобных случаях открытая проверка невозможна.

3. Сбор информации маркетингового  характера. Именно этим, собственно, на Западе занимается большинство  специалистов в сфере конкурентной  разведки, тогда как в Украине  этот вид деятельности только  зарождается. Существует несколько групп потребителей, которым нужны чужие тайны. Самые скандально известные – представители СМИ, специалисты по черному PR и мастера «активных мероприятий» («слив» компромата в правоохранительные органы и т.п.). Вторая группа – учредители и клиенты различных негосударственных служб безопасности и охранных предприятий. Их интересуют три направления: сбор информации о конкурентах и партнерах (потенциальных партнерах); проверка лояльности персонала; выполнение заказов третьих лиц (например, фиксация факта супружеской неверности). Часто предприниматели обходятся собственными силами, не прибегая к помощи специалистов. Третья группа – криминальные структуры, за последние десять лет усовершенствовавшиеся от примитивного рэкета до сложных экономических комбинаций.

Различные трактовки термина «конкурентная разведка» связаны с особенностью доступа к информации в разных странах. Например, в США в 1996 году был принят «Закон о свободе информации», который обязал федеральные ведомства обеспечить гражданам свободный доступ ко всей информации. Ограничения касаются лишь материалов, имеющих отношение к национальной обороне, личных и финансовых документов, а также документов правоохранительных органов. Отказ в доступе к информации можно обжаловать в суде, сведения должны быть представлены в десятидневный срок, а споры разрешаются в течение 20 дней. При этом по статистике большинство запросов исходит от фирм, которые хотят получить государственную информацию о конкурентах. Существенную роль играет и общественная организация «Точность в средствах массовой информации» (Accuracy in Media – AIM). Она объединяет 345 тысяч членов и осуществляет контроль над тем, чтобы публикуемые или передаваемые в эфир материалы соответствовали фактам.

Особая сложность заключается при этом в проблеме доступа к персональной информации. При том, что такие данные являются предметом особого спроса, в большинстве развитых стран личная информация строго охраняется. В случае вступления Украины в ЕС, ей придется привести свои законодательство и реально существующую практику в соответствие с жесткими европейскими законами, Однако в том же ЕС существует и мощное лобби маркетинговых, информационно-аналитических и финансовых компаний, успешно блокирующее применение законодательства. В частности, когда более десяти лет назад Европарламент попытался ужесточить законодательство в сфере предоставления информации о персональных данных (принял Personal Data Information Act), то столкнулся с очень жестким сопротивлением, и до сего дня только две трети членов ЕС реально изменили свое национальное законодательство.

Информация о работе Промышленный шпионаж и экономическая разведка