Профессиональное обучения персонала организации на примере Гомельского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Обучение, подготовка новых работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПО СРЕДСТВОМ ЕГО ОБУЧЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПО СРЕДСТВОМ ЕГО ОБУЧЕНИЯ

    1. Сущность обучения персонала

 

Обучение, подготовка новых  работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым  профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к  концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.

В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость  в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту  все чаще приходиться совмещать  в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных  трудовых функций и принимать  решения, которые требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения  приводят к необходимости повышение  значимости вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствования  системы обучения персонала в  организации. Недостаток у работника  тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат связанных  с работой, а также снижению мотивации. Соответственно эффективное обучение персонала организации помимо роста  прибыли, имеет ряд важных последствий  для организации, такие как: сплочение  и улучшение социально-психологического климата в коллективе, раскрытие  всего потенциала работников, формирование соответствующей организационной  культуры и образцов поведения которые  способствуют успешному достижению организационных целей, привлечение  новых сотрудников в организацию.

Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью  которого руководство получает возможность  повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры [2, c. 457].

Необходимость подготовки персонала  к настоящим и предстоящим  изменениям и нововведениям может  быть вызвана как изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство, система налогообложения, появление новых конкурентов и т.п.), так и изменением внутренних условий организации (реструктуризация, внедрение новой технологии, появление новых рабочих мест и др.).

Использование организацией нового современного оборудования, внедрение  более эффективных технологий, возможные  изменения методов руководства  и проведение других организационных  изменений могут привести к серьезному изменению содержания труда работников различных категорий. Вследствие этого возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии необходимых навыков и нестандартных подходов к работе. В этих условиях подготовка работников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач должна обеспечить более успешную деятельность работника, которая приведет к повышению деятельности компании в целом.

Среди основных факторов, определяющих необходимость и значимость обучения персонала, можно выделить следующие.

Во-первых, обучение способствует повышению уровня трудовой мотивации, приверженности персонала своей  организации и его включенности в ее дела, созданию благоприятного климата в организации, и хорошо спланированная и организованная работа по обучению может стать для организации залогом успеха компании в достижении своих краткосрочных и долгосрочных целей, в повышении конкурентоспособности.

Во-вторых, обучение играет значимую роль и в повышении ценности человеческих ресурсов. Для многих крупных западных компаний бюджет профессионального  обучения стал наибольшей после заработной платы статьей расходов и составляет миллиарды долларов. Некоторые компании создали собственные университеты и институты подготовки и переподготовки персонала.

Наконец, повышение квалификации работника дает ему дополнительные возможности профессионального роста как внутри, так и вне организации, делая его более конкурентоспособным на рынке труда.

Среди важных преимуществ, которые  дает обучение, отметим следующие:

  • повышение эффективности труда - так как повышается производительность, улучшается качество и работа выполняется вовремя;
  • облегчение, ослабление контроля - так как решаются проблемы опозданий, прогулов и т.п.;
  • усовершенствование методов найма и отбора персонала. Возможность обучения привлекает нужных людей;
  • сокращение текучести рабочей силы. Развивается потенциал работников повышается степень удовлетворения работников от работы;
  • снижение затрат, вытекающие из вышеперечисленных преимуществ;
  • более полное удовлетворение потребностей клиентов, достигаемое путем улучшения качества товаров и услуг.

С учетом того, что слово "обучение" в русском языке имеет весьма широкие понятийные поля, представляется необходимым здесь ввести некоторые ограничения и использовать его как термин в следующем контексте: обучение персонала - это систематический процесс целенаправленного изменения знаний, рабочих навыков, мотивации, поведения и сознания работников.[4, c. 516]

Обучение, по мнению Н. Н. Овчинниковой, - это способ передачи информации от одного человека другому или от одного человека группе других людей. Во время этой передачи информации обучаемый должен усвоить определенное количество знаний, умений и навыков.[2, c. 458]. Знания - это владение информацией о том или ином явлении, процессе (например, технологии продаж). Умения - способность выполнять некоторое действие по определенным правилам (например, способность продавать). А навыки - это доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи (когда обученный может самостоятельно и эффективно продавать).

Как указывает С. В. Шекшня – «необходимость обучения персонала обусловливается современными требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями»[4, c. 252].

В реальной жизни обучение - это не только семинары, лекции, тренинги. Оно может быть менее формально, и большая часть его проходит во время работы, прямо на рабочем месте. Очень часто люди даже не осознают того, что обучаются, задавая вопросы.

Обучение персонала - еще  и основной путь получения работниками  профессионального образования. Это  целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Предметом обучения являются: знания – получение теоретических, методических и практических знаний необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения – способность выполнять  обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки – высокая степень умения применять  полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) – форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков  индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Цели обучения могут существенно варьировать в зависимости от таких переменных, как потребности организации, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и др. Цели обучения могут также изменяться со временем, при изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов. Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Цель обучения с точки  зрения работодателя:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Цели непрерывного образования  с позиции работника:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Среди основных принципов  обучения персонала обычно выделяют следующие:

  • систематичность и последовательность осуществляется строгим соблюдением системы по программе, постоянным переходом от известного материала к неизвестному. От простых работ к сложным, правильным подбором упражнений, программ и заданий.
  • доступность и посильность - пропорциональностью материала, применением разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала. Установлением норм времени в зависимости от периодов обучения;
  • наглядность обучения - показом технологических и трудовых процессов, демонстрацией фильмов. Образцов моделей, макетов, схем, чертежей, постоянным совершенствованием методов использования наглядных пособий;
  • прочность усвоения знаний и навыков - доходчивым и запоминающимся объяснением, показом, систематическим повторением и постепенным усложнением материала. Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в процессе выполнения заданий и т.д.
  • обучение на уровне требований передовой техники в производстве осуществляется применением наиболее современных машин и механизмов, передовых способов труда;
  • обучение на основе производительности труда - выполнением производственных общественно полезных работ в процессе обучения;

Задачи обучения персонала  предполагают совершенствование имеющихся  навыков, освоение новых, более сложных  работ и навыков, освоение новой  техники и технологии, изучение наиболее рациональных приемов на основе опыта  передовых производств, достижение качественных показателей, освоение новых  методов и приемов труда и  его организации.

Таблица 1.1 - Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании спрактической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство)

2. Специалисты с опытом работы

Повышение квалификации для  углубления специальных знаний по специальности

3. Руководители с опытом работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т. п.


Примечание – Источник: собственная разработка

Все обучение персонала можно  условно разделить на так называемое реактивное и проактивное.

Реактивное обучение имеет своей целью устранение возникших проблем. Например: повторяющиеся отклонения в качестве выпускаемой продукции. Причины могут быть следующими: несовершенство технологии, несовершенство оборудования и несоответствие квалификации исполнителя. Если суть проблемы состоит в недостаточной квалификации исполнителей, то решение может быть довольно простым - определить пробелы в квалификации и устранить их.

Проактивное обучение направлено на предупреждение проблем. Например: Вы собираетесь внедрить систему контроля затрат по местам их возникновения. Эффективность метода не подвергается сомнению, соответствующая процедура и необходимые инструкции разработаны, но есть сомнения в том, что менеджеры реально готовы к исполнению. Можно организовать однодневный тренинг и таким образом предоставить необходимую информацию. Заодно и выяснить причины возможного сопротивления, которое всегда сопровождает нововведения [12, c. 263].

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Подготовка персонала  — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных  кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способов общения.

Информация о работе Профессиональное обучения персонала организации на примере Гомельского райпо