Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом. [7]
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Введение 3
Глава 1. История менеджмента 5
1.1. Периодизация менеджмента 5
1.2. Эволюция менеджмента 6
Глава 2. Теория управления Мак-Грегора………………………………………8 2.1. Теория «X» и «Y» Д. МакГрегора 8
2.2. Теория «Y» 10
2.3. Теория «Х» 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра менеджмента и ВЭД предприятия
РЕФЕРАТ
Развитие менеджмента Д. Макгрегором
Выполнила:
Паньшина Ю.О.
г. Екатеринбург
2011 г
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История менеджмента 5
1.1. Периодизация менеджмента 5
1.2. Эволюция менеджмента 6
Глава 2. Теория
управления Мак-Грегора………………………………………8
2.2. Теория «Y» 10
2.3. Теория «Х» 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом. [7]
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент - управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Проблемы природы и
принципов управления волновали
мыслителей на протяжении многих веков.
Особое внимание им уделяется на страницах
специальной печати в период трансформации
общественно-экономических
Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это товарная концепция (конец ХIХ - начало ХХ в.), сбытовая (30 – 50-е гг.) и маркетинговая (с конца 50-х – начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции.[6]
Дальнейшее развитие теории
и практики менеджмента исследуется
с выделением подходов, школ управления.
Исторические процессы менеджмента определяют
по этапам развития управленческой мысли,
выделяя определенные школы, следующие
друг за другом во времени и дополняющие
друг друга новыми содержательными аспектами
понимания управления. В настоящее время
достаточно сложно провести систематизацию
сложившихся школ в управлении, так как
представители различных школ используют
теории и концепции других школ.
Глава 1. История менеджмента
Вся история развития управленческой мысли делится на 4 периода:
1. Древний период. Характеризуется зарождением управленческой мысли (IX – VII в. до н.э. – XVIII в.). Накопление первого опыта управления и прежде всего в государственной сфере (Др. Шумер, зарождение письменности и образование касты жрецов – предпринимателей; Др. Вавилон – царь Хамурапи, Навуходоносор; Др. Греция – Сократ (470-399 лет до н.э), Платон (428-348 лет до н.э.) и др.)
2. Индустриальный период (1750 – 1850г). Характеризуется обоснованием разделения труда, гуманизацией упрвления производства, разработка прообраза ЭВМ. Представителями этого периода являются Адам Смит, Роберт Оуин, Чарльз Бэггидж.
3. Период «Систематизация менеджмента» 1850 – 1950 г.г.
Именно в этот период создаются несколько школ менеджмента, которые заложили фундамент его развития: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений, поведенческая школа.
4. Информационный период 1950 – по настоящее время.
Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как «теория принятия решений» и «количественный подход» (появление ПК), «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход».
Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.
Платон, например, рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что управление является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. А на практике управление обществом есть своего рода искусство и поэтому целесообразней будет принадлежность полномочий не законам, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основах разума, способного к правильному пониманию и применению этих законов.
Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), которым указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.
Эпоха рабовладения в целом характеризовалась преобладанием методов прямого принуждения, насилия и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.
С накоплением собственности, с усложнением технического строения капитала владельцы производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии.
Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой среды менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия.
Дуглас Мак-Грегор (англ. Douglas McGregor) (1906, Детройт — 1 октября 1964, Массачусетс) — американский социальный психолог. Он получил степень доктора философии в Гарвардском университете и впоследствии в течение нескольких лет работал там же преподавателем, а в 1937 г. перешел в Массачусетский технологический институт (МТИ). В МТИ он стал одним из организаторов отделения производственных отношений и работал до 1948 г.. Когда стал ректором Antioch College и занимал эту должность до 1954 г.. Он вернулся в МТИ в качестве первого профессора-стипендиата Слоуна и работал там до самой смерти в 1964 г. В начале 50-х гг. Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 г. были опубликованы в его главном труде «Человеческая сторона предприятия». Перед смертью Мак-Грегор работал над новой книгой. Рукопись была отредактирована Кэролайн Мак-Грегор и Уорреном Беннисом и опубликована под названием «Профессиональный менеджер». В предисловии к этой книге он писал: «Несколько лет назад во время заседания консультативного комитета Школы индустриального менеджмента МТИ Альфред Слоун поднял несколько вопросов, суть которых сводилась к одному: менеджерами рождаются или же становятся? Это обсуждение... до некоторой степени обострило мой интерес к проводившемуся мною прежде рассмотрению ряда достаточно тривиальных аспектов этой проблемы. В 1954 г. Фонд Альфреда Слоуна выделил мне грант на углубленную проработку этой темы».
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
Все эти факторы, которые зависят
от руководителя в той или иной мере влияют
на работающего и определяют качество
и интенсивность его труда. Макгрегор
сформулировал, что на основе этих факторов
можно применить два различных подхода
к управлению, которые он назвал теорией
«Х» и теорией «Y». [8]
Согласно Мак-Грегору, предположения "Теории Y" приводят к совершенно иным последствиям для менеджмента, нежели "Теории Х". К примеру, ее принципы динамичны, а не статичны; их применение делает весьма вероятным рост и развитие человека в контексте производственной ситуации. В рамках "Теории Y" рабочая сила становится ресурсом, обладающим существенным потенциалом. "Теория Х" позволяет руководству оправдывать собственные ошибки ссылкой на врожденное несовершенство рабочей силы, которой ему приходится управлять. "Теория Y" возлагает всю ответственность на менеджмент организации; она устанавливает, что, если работники ленивы, индифферентны, не стремятся брать на себя ответственность, непримиримы, если они не проявляют творческих способностей и не хотят сотрудничать с другими, значит, руководство избрало ошибочные методы организации и контроля. В то время как основными принципами менеджмента, построенного согласно "Теории Х", являются управление и контроль, то для организации, придерживающейся "Теории Y", главным принципом становится интеграция. Интеграционный принцип требует от руководства создания творческой атмосферы, в которой члены организации успешнее всего могли бы достичь собственных целей, направляя свои усилия на достижение успеха предприятия. При этом внешний контроль замещается самоконтролем, цели организации интернализируются, усваиваются работниками как собственные, а их достижение удовлетворяет потребность работников в самореализации и самоактуализации. Интеграция означает совместную работу на благо предприятия, позволяющую всем нам участвовать в результирующем вознаграждении. Несмотря на все вышесказанное, Мак-Грегор, естественно, не считал предположения "Теории Y" окончательно утвержденными. Он относился к ней, скорее, как к достойному сопернику превалирующей и поныне традиционной "Теории Х", считая ее своеобразным "приглашением к обновлению". [10]