Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 10:56, реферат
Стратегический менеджмент - область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организации в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.
Введение…………………………………………………………………..3
Принятие решений в стратегическом управлении……………..6
Требования к качеству управленческих решений……………...9
Сущность и принципы анализа…………………………………13
Роль прогнозирования при принятии решения……………….16
Заключение……………………………………………………..……….19
Список литературы……………………………………………………..20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ростовский государственный строительный университет
Кафедра Организации перевозок и дорожного движения
Выполнил: студент группы ТЛ-401
Щербаков А.П.
Проверил: доцент кафедры ОПД
Еремина Л.В.
Ростов-на-Дону
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Стратегический менеджмент - область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организации в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1. в каком положении предприятие находится в настоящее время;
2. в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
3. каким способом достигнуть желаемого положения?
Прежде, чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
Каким способом достигнуть желаемого положения?
Рис.1 Сущность стратегического менеджмента
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностями наращивания стратегического потенциала предприятия.
Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, к числу которых можно отнести:
Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Стратегическое управление - это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует на изменения среды и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможности организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителей, ужесточение конкуренции, информатизация бизнеса, развитие технологий, изменение роли человеческих ресурсов - все эти факторы приводят к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Объект управления в стратегическом управлении - пять взаимосвязанных управленческих процессов:
Особенность объекта управления - в его сложности, вероятностном характере состояния объекта в будущем, огромных усилиях, больших затрат времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления.
Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, - высшее руководство предприятия, сотрудники подразделения, занимающегося стратегическим управлением. Особенность субъектов стратегического управления - их высокий профессионализм, который проявляется в способности к быстрой адаптации к изменениям, новаторстве, творческом подходе к делу.
Факторы, влияющие на принятие стратегических решений:
В рамках перечисленных процессов стратегического управления менеджерами высшего звена принимаются решения в области определения миссии и целей организации; выбора, реализации, контроля реализации стратегий фирмы, продукта, использования потенциала человеческих ресурсов.
Особенности стратегических решений:
В таблице 1 представлены некоторые методы принятия стратегических решений, используемые при реализации базовых процессов.
Таблица 1. Типовые стратегические решения.
Функциональный блок |
Стратегические решения |
Определение миссии и целей организации |
-формулирование миссии в определенном утверждении; -определение степени отражения интересов собственников, сотрудников, покупателей, партнеров в миссии предприятия; - определение целей организации |
Выбор, реализация, контроль реализации стратегии предприятия |
- определение бизнеса, который необходимо прекратить; - определение бизнеса, который необходимо продолжить; - определение бизнеса, в который необходимо перейти; - оценка и выбор стратегии; - эффективное использование имеющихся у фирмы ресурсов; - выбор организационной структуры; - проведение изменений; - пересмотр плана выполнения стратегии |
Выбор, реализация, контроль реализации стратегии продукта |
- определение портфеля продукции фирмы; - выбор конкурентной позиции; - включение маркетинга в стратегическое управление; - выбор средства реализации стратегии |
Выбор, реализация, контроль реализации стратегии использования человеческого потенциала |
- назначение менеджеров высшего звена; - разработка кадровой политики организации; - формирование «корпоративного духа», «корпоративного потенциала»; - разработка стратегии мотивации персонала |
Таким образом, стратегические решения определяют общее направление развития организации и ее главные цели. Они закладывают концептуальную основу для принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия.
Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий - разработки решения и его реализации, необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. Качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Качество управленческого решения - это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести: научную обоснованность, непротиворечивость, своевременность, адаптивность, реальность.
Научная обоснованность. Обоснованность решения определяется, прежде всего степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором, обусловливающим обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение. Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.
Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптиматизаций решений.
Таким образом, обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:
Научная обоснованность управленческого решения требует универсальности познания лиц, принимающих решения, что связано с нарастающей сложностью и все более комплексным характером решаемых проблем и последствий принимаемых решений.
Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательность взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Под внутренней непротиворечивостью понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения. Непротиворечивость внешняя - преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям.
Информация о работе Разработка стратегических управленческих решений