Российская практика управленческого консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение такого важного вопроса, как эффективность использования консультационных услуг. Эффективная экономика – это, прежде всего эффективное управление, а консультационные услуги – это то, что может помочь эту самую эффективность обеспечить

Содержание

Введение………………………………………………………………………... ..2
Глава1. Общая характеристика управленческого консультирования
1.1 Понятие, цели и задачи управленческого консультирования …...….…….4
1.2 Процесс управленческого консультирования………..….....................…….9
Глава2. Применение управленческого консультирования в практике российскими компаниями
2.1. Причины обращения к управленческому исследованию…...……………12
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами.....................……….17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по консалтингу.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)


 

 

Институт    Менеджмента организации 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

По предмету  Менеджмент-консалтинг 

На тему           Российская практика управленческого                        консультирования 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012 г.

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………... ..2

Глава1. Общая характеристика управленческого консультирования

1.1 Понятие, цели и  задачи управленческого консультирования …...….…….4

1.2 Процесс управленческого  консультирования………..….....................…….9

Глава2. Применение управленческого  консультирования в практике российскими  компаниями

2.1. Причины обращения  к управленческому исследованию…...……………12

2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами.....................……….17

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

Желание спросить у кого-нибудь совета, как действовать в той  или иной ситуации, возникает у каждого человека. Причем, чем больше жизненного опыта, тем чаще появляется потребность в консультациях. И это не парадокс. Только в наивной молодости можно считать, что ты умнее всех и больше всех знаешь .

Когда при подготовке ответственного решения становится очевидна его сложность и серьезный риск, для руководителя естественно подстраховаться. Первый шаг - расширить угол обзора ситуации. Взрослый человек, как правило, доверяет своему собственному мнению, но остерегается его абсолютизировать.

Именно неопределённость в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги. Существуют следующие  предпосылки возникновения спроса на советы со стороны:

Во-первых, услуги консультантов  по управлению - это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющими отношение к деятельности организации в целом.

Во-вторых, консультантов  привлекают тогда, когда нуждаются  в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

В-третьих, привлекая  консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений  или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним как с коллегой свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.

Кроме того, внешнее присутствие  в организации помогает решить некоторые  болезненные вопросы, например связанные с изменением политики управления персоналом.

Цель работы – рассмотрение такого важного вопроса, как эффективность  использования консультационных услуг. Эффективная экономика – это, прежде всего эффективное управление, а консультационные услуги – это то, что может помочь эту самую эффективность обеспечить.

В данной работе будут  рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», который представляет собой услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.

Так же будут рассмотрены цели консультирования как вида профессиональной деятельности, будет затронута проблема поиска и выбора консультанта, методы оценки консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта..

 

Глава 1. Общая характеристика управленческого консультирования

1.1 Понятие,  виды и задачи управленческого  консультирования

Существует множество определений консультирования. На мой взгляд, наиболее точно его суть отражает определение, данное В.И. Алешниковой: «консультирование — деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития».

Правда, мне кажется, более  уместным в данном случае было бы называть консультирование предпринимательской деятельностью, так как работа консультационных фирм, так или иначе, связана с получением прибыли, услуги осуществляются за определенное денежное вознаграждение.

Консалтинг - это комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования проектов для успешного развития организации. Консалтинг - очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества, рыночных отношений постоянно возрастает1.

Управленческое консультирование - это и деятельность, и профессия. Его содержанием является помощь руководителям в решении управленческих проблем.

Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить  прогрессивные изменения в его  организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические  технические проблемы, касаясь, в  то же время, человеческих проблем и  аспектов организационных изменений.

Основной задачей консалтинга  является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Существует много разделений консалтингового процесса на этапы. Любой консалтинговый проект включает в себя следующие основные этапы:

    • диагностика (выявление проблем);
    • разработка решений;
    • внедрение решений.2

А. П. Посадский отмечает, что консалтинговый процесс, помимо проектной стадии, включает в себя предпроектную и послепроектную стадии.

Первичным шагом предпроектной  стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить  при помощи консультантов. Это признание  является результатом двустороннего процесса: с одной стороны — осознание клиентом наличия проблемы как таковой. С другой — формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.

Послепроектная стадия заключается в анализе происшедших  в клиентской организации изменений. Далее следует решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта, в связи с новыми проблемами — либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими, как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах.

Для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта.3

Главной задачей консалтингового  проекта является достижение максимально  высокого качества решения проблемы при соблюдении финансовых и временных  ограничений.

Степень вовлеченности  клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг. Соизмеряя затраты времени персонала клиента и результаты работы консультанта, можно определить необходимую степень вовлеченности персонала в деятельность консультанта.

Эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в ней. Далее эта эффективность растет по мере увеличения вовлеченности клиента, и после достижения оптимальной точки эффективность начинает падать, следовательно, клиент начинает выполнять за консультанта его работу. Разумеется, это соотношение будет меняться в зависимости от вида решаемых проблем, от этапа или фазы консалтингового проекта и, конечно же, от самого вида консалтинговых услуг.

Работа консультанта начинается с того, что какое-то условие  признается неудовлетворительным и  имеется возможность его исправить. Заканчивается такая работа, когда в этом условии произошло изменение, которое можно рассматривать как улучшение. Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования консультантов, хотя «улучшение руководства» и «эффективность работы организации» являются относительными понятиями, и их точное значение следует определять в контексте каждой конкретной организации и конкретного консалтингового проекта.

Существует несколько  типичных заданий на консультирование в зависимости от качества или  уровня ситуации, с которой столкнулась  организация-клиент:

    • Задача на исправление ситуации, которая ухудшилась;
    • Задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;
    • Задача на создание совершенно новой ситуации.
Виды консультационных услуг

Клиенту может понадобиться помощь консультантов по одной или  нескольким проблемам, при описании которых следует учитывать рекомендации об их отнесении к тому или иному виду консультационных услуг, принятым в международной практике. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту консультационные услуги объединены в восемь групп:

  1. Общее управление: оценка эффективности менеджмента, оценка бизнеса, диверсификация и становление нового дела, аудит управления, управление нововведениями, международный бизнес, организационная структура, стратегическое планирование, управление проектом, управление качеством, и т.д.
  2. Администрирование: планирование рабочих помещений и их оснащение, управление офисом, организация и методы менеджмента, регулирование риска.
  3. Финансовый менеджмент: системы учета, оценка капитальных вложений, доходы, налоги, финансовые резервы т.д.
  4. Менеджмент персонала: оборот кадров, планирование рабочей силы, набор персонала, поиск кадров, обучение, мотивация, повышение квалификации, психологическая оценка, анализ функционирования.
  5. Маркетинг: реклама и сбыт, имидж фирмы и связи с общественностью, послепродажный сервис, прямой маркетинг, международный маркетинг, исследование рынка, стратегия маркетинга, новая продукция, ценообразование, социально-экономические исследования и прогнозирование, розничная продажа и дилерство, управление сбытом, обучение сбыту.
  6. Производство: автоматизация, использование и обслуживание оборудования, схема организации работ, промышленный инжиниринг, переработка материалов, регулирование внутреннего распределения материалов, упаковка, конструирование и совершенствование продукции, управление производством, планирование и контроль, производительность, контроль качества, контроль за поставками, закупки.
  7. Информационные технологии: САПР-АСУ, компьютерный аудит, электронные публикации, информационно-управленческие системы, проектирование и разработка систем.
  8. Специальные услуги. Включают девять видов консультирования:

обучающее, по управлению электроэнергетикой, инженерное, экологическое, информационное, юридическое, по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению, по управлению в государственном секторе, по телекоммуникациям.

 

 

1.2 Процесс  управленческого консультирования

Под процессом управленческого  консультирования понимается совместная деятельность консультанта и клиента  с целью решения определенной задачи или комплекса задач и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. Этот процесс включает несколько стадий, этапов, фаз. Известны три стадии процесса управленческого консультировании

1. Предпроектная. 

2. Проектирование.

3. Послепроектная 

Три основные этапы процесса управленческого консультирования.

1. Диагностика (выявление  проблемы).

2. Разработка решений. 

3. Внедрение решений. 

Фазы процесса:

1. Подготовка. В фазе  подготовки консультант начинает  работать с клиентом. Она включает 

- Первый контакт с  клиентом (встречи, беседы, обсуждение вопросов).

- Предварительный диагноз  проблемы (анализ, сравнение и диагностика  решения проблемы).

- Планирование задания  консультанту (методы синтеза).

- Предложение клиенту  относительно задания. 

- Заключение договора на консультирование.

2. Диагноз. Представляет  собой глубокий анализ решаемой  проблемы, основанный на изучении  и анализе фактов. Здесь же  устанавливается суть рассматриваемой  проблемы: какая она (проблема); сколь  она широка; какой ее аспект  является решающим или доминантным; стремиться ли организация к изменениям в решении данной проблемы. Данная фаза включает:

- Определение структуры  данных и принятие решения  об их сборе. 

- Выявление фактов  и сбор данных.

- Анализ фактов.

- Обратная связь с  клиентом, включающая составление первичного отчета и выводы, сделанные на основе диагноза.

3. Планирование действий. Направлена на поиск решения  проблемы, включает:

- Выработку решений. 

- Оценку альтернативных  предложения клиенту (методы обзора).

- Планирование осуществления решений (описательные методы).

4. Внедрение. Строго  вариантов. 

- Формирование проверяет  правильность и выполнимость  предложений подготовленных консультантом  при сотрудничестве с клиентом. Включает:

Информация о работе Российская практика управленческого консультирования