Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 02:13, доклад
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте — это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей.
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте — это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами превращаются в главный фактор успеха предприятия. Трудовые ресурсы — это все работники предприятия, в том числе производственный и управленческий персонал (руководители и специалисты).
Кадровый менеджмент рассматривает
людей как достояние
Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:
отношение к труду как источнику доходов предприятия;
Создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;
активная социальная политика.
Цель кадрового менеджмента — подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование профессиональной подготовки работников.
Управление кадрами — более широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:
подход к работнику как главному фактору реализации целей предприятия;
отношение к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
анализ потребностей предприятия в человеческих ресурсах;
анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;
формирование трудовых ресурсов предприятия;
создание системы
В философии менеджмента кадров сотрудники — это активы предприятия, человеческий капитал. Он предполагает меньший контроль за работниками, но большую мотивацию и стимуляцию труда.
При кадровом менеджменте требуется активная позиция и от самого сотрудника. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответствен за результаты труда, успехи и достижения. Это предъявляет особые требования к структуре предприятия, его политике в области организации производства и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы.
Кадровая политика из «реагирующей» превращается в активную, стратегическую, часть общей политики предприятия.
Кадровый менеджмент, то есть работа с персоналом, вышел на первый план и превратился в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:
безусловная ориентация на требования законодательства о труучет не только текущих, но и перспективных потребностей предприятия в персонале, исходящих из задач его развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденции естественного движения рабочей силы;
соблюдение баланса интересов предприятия и его работников;
создание условий для сокращения числа увольнений и уровня занятости;
широкое сотрудничество с профсоюзами;
максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.
Управление кадрами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл менеджмента трудовых ресурсов:
отбор работников;
оценка профессиональной деятельности;
система вознаграждения;
возможность обучения и повышения квалификации.
Управление трудовыми ресурсами включает также:
анализ рынка труда;
отбор, прием и адаптацию работников;
планирование карьеры
кадров, их профессионального и
анализ затрат и результатов труда;
обеспечение необходимых условий труда, создание хорошего социально-психологического климата;
разработку системы мотивации труда; участие в переговорах с профсоюзами;
разработку социальной и пенсионной политики организации;
разрешение конфликтов.
При планировании кадровой политики основные цели и задачи организации получают конкретное выражение в целях, разработанных для каждого направления кадрового менеджмента. Затем строят прогнозы относительно внутреннего и внешнего спроса и предложения трудовых ресурсов, составляют схему обеспечения кадрами и определяют приоритетные направления. Далее производят калькуляцию расходов (отбор кадров, руководство ими, обучение, переподготовка и т. д.).
При анализе имеющихся трудовых ресурсов должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Достаточно ли компетентны сотрудники организации;
заинтересованы ли кадры в успехе организации (отождествляют ли они себя с ней);
достаточно ли сотрудники психологически готовы к восприятию изменений (смогут ли осознать их пользу);
достаточно ли хорошо работники «вписываются» в существующую культуру производства;
какие внешние факторы влияют на качество и число персонала?
Цикл реализации планов в сфере трудовых ресурсов обычно начинается с отбора кадров — процесса, при котором на рынке труда подбирают сотрудников для выполнения определенных функций на предприятии. При отборе и принятии на работу новых сотрудников важно обеспечить, чтобы штат на предприятии всегда был укомплектован людьми, компетентными в своей области. Основная задача — привлечь на замещение каждой вакантной должности перспективных претендентов. Следующий этап — отобрать среди них наиболее подходящих.
При отборе сотрудников необходимо:
четко определить требования к данной работе путем тщательного анализа задач и предполагаемой ответственности;
составить описание функций и список требуемых качеств кандидата;
принять решение о внутреннем или внешнем отборе кадров (то есть внутри организации или на рынке труда);
выбрать из полученных заявок и договориться о встречах и собеседованиях;
сделать выбор кандидата на основе результатов собеседований, тестов и рекомендаций.
Оценка профессиональной деятельности дается в процессе регулярных совещаний менеджеров с сотрудниками, обсуждения и
оценки предстоящей
В стратегическом плане задачи оценки профессиональной деятельности следующие:
повысить эффективность производства путем оптимального использования имеющихся трудовых ресурсов;
выявить сотрудников, способных
выполнять ответственную
помогать совершенствованию сотрудников, обращая внимание на их потребности, трудовую мотивацию, дарования, поощряя стремление к профессиональному росту;
способствовать повышению заработной платы в соответствии с возросшим профессиональным уровнем.
В тактическом плане задачи оценки профессиональной деятельности таковы:
повысить заинтересованность в труде;
слушая, вникая, обсуждая, добиваться лучшего взаимопонимания руководителей и подчиненных;
повысить уровень
ликвидации;
четко доводить до сведения подчиненных оценку их деятельности;
ставить реальные и достижимые цели на ближайшее будущее;
рассматривать все возможные варианты кадровых перестановок
внутри предприятия.
Вознаграждением называют то, как руководитель может поощрить подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение: все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самая распространенная форма выплат — заработная плата. Премии — форма материального вознаграждения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами предприятия. Существуют также нематериальные формы поощрения, которые может использовать менеджер: продвижение по службе, предоставление возможности для дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий. Все эти формы основаны на принципе мотивации, повышения заинтересованности работника в своем труде.
Необходимость в обучении и повышении квалификации определяется, исходя из пожеланий и потребностей фирмы. Крупные
компании стремятся
Фирмы вкладывают капитал в обучение и повышение квалификации кадров, хотя не все затраты окупаются, так как часть сотрудников может перейти в другие организации. Но благодаря тому, что фирмы поступают подобным образом, общий уровень подготовки кадров постоянно растет.