Рынок частных образовательных услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 10:08, реферат

Краткое описание

Рынок частных образовательных услуг в России развивается стремительными темпами. Ввиду того, что качество государственного образования заметно снизилось, многие родители, ученики и студенты все чаще прибегают к услугам негосударственных учреждений: частных детских садов, школ, разнообразных курсов и репетиторов. В данной статье мы рассмотрим основные перспективы развития частного образования, цели и задачи нашего проекта, а также функционал сайта и планы на будущее.

Вложенные файлы: 1 файл

Частные средние школы перспективы развития в России.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

Рынок частных образовательных услуг в России развивается стремительными темпами. Ввиду того, что качество государственного образования заметно снизилось, многие родители, ученики и студенты все чаще прибегают к услугам негосударственных учреждений: частных детских садов, школ, разнообразных курсов и репетиторов. В данной статье мы рассмотрим основные перспективы развития частного образования, цели и задачи нашего проекта, а также функционал сайта и планы на будущее.

 

Перспективы развития частного образования в России

На сегодняшний день в России зарегистрировано около 750 частных школ и 960 детских садов. С одной стороны, может показаться, что среднее и дошкольное частное образование не пользуется большим спросом, ведь, по разным оценкам, их посещают всего от 1 до 4% детей. С другой стороны, частное образование активно развивается и его доля увеличивается с каждым годом. Кроме того, частные образовательные учреждения в основном сосредоточены в крупнейших городах России, причем 30% из них расположены в Москве.

Увеличение количества частных школ на примере Москвы

Именно в крупных городах родители, студенты и ученики все чаще прибегают к услугам частного образования, и данная тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы, чему способствуют объективные предпосылки:

Во-первых, уровень государственного образования заметно снизился за последние годы, о чем свидетельствуют исследования различных экспертов, как российских, так и зарубежных. В непростом положении находится система дошкольного образования. Программа строительства детских садов 2009 - 2012 гг. фактически была сорвана, что в значительной степени усугубило проблему нехватки мест в муниципальных детских садах.

Во-вторых, система государственного образования де-факто перестала быть бесплатной. Помимо того, что госучреждения вправе оказывать дополнительные платные услуги согласно Закону «Об образовании», с родителей также зачастую собирают деньги на учебники, охрану, ремонт класса, культурные мероприятия, праздники и тд. В некоторых случаях, ежемесячные расходы могут быть даже сопоставимы с обучением в частном учреждении.

В-третьих, с 1 июля 2012 года государство участвует в поддержке частного образования, осуществляя финансирование негосударственных учреждений среднего и дошкольного образования. Для небольших школ и детских садов предоставляемые средства оказывают существенную поддержку и могут достигать до 70% от их бюджетов.

В-четвертых, частные учреждения более охотно используют зарубежный опыт, и внедряет международные образовательные программы, стандарты и услуги, или другие современные методики в образовательный процесс.

Наконец, повышается спрос на услуги дополнительного образования. Всевозможные курсы, кружки, секции, семинары, конференции становятся неотъемлемой частью учебного процесса не только детей, но и взрослых.

 Закон РФ в статье 11-1 «Об образовании» установил статус частного школьного образования, определив его равные права с государственными школами, в связи с этим становятся значимыми исследования как культурно-исторического генезиса, так и современного развития частных школ не только как самостоятельного, динамично развивающегося педагогического явления, но и в анализе его социально-культурных тенденций развития. Культурно-историческое становление и формирование системы частного школьного образования в России к настоящему времени отражены в научных исследованиях не в достаточной степени. Причины этого видятся в более чем семидесятилетнем периоде отсутствия частного образования, в долговременной негативной критике аналогичных образовательных форм за рубежом

 

Понятие «частная школа» означает негосударственное общеобразовательное учреждение, принадлежащее частным лицам, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам. Данное определение подразумевает школы, финансово независимые от государства, образовательная деятельность которых финансируется из различных социальных источников. Анализ частного образования как культурно-исторического и педагогического феномена проводился по ряду сравнительных параметров, к которым относятся: приоритетные факторы социально-культурного влияния (религиозные, государственные, общественные); аутентичный или заимствованный характер образовательной идеологии; особенности культурно-исторической динамики развития частного образования; роль и место частных школ в реализации стратегий образовательной политики страны.

Развитие частного школьного образования в России и Великобритании (с V в. по начало XХI вв.) проходило в нескольких культурно-исторических этапах, временные границы и содержание каждого из них выстраивались под влиянием доминирующего социального фактора: общества, государства, церкви. Характеристики развития частного школьного образования в обеих странах были различными по ряду культурно-исторических и социальных причин.

Первый исторический этап развития частного школьного образования в обеих странах характеризуется доминирующим влиянием церкви (с V в. Великобритании и с XI в. в России по XV вв.) и связан с появлением церковных и монастырских школ (С.В. Сергеева). Этот период для частного образования Великобритании начинается пятью веками ранее, (кафедральные школы при Кентерберийском (598 г.) и Йоркском (635 г.) соборах) и влияние церкви проявляется не в столь определяющем значении, чем в России. Причины этого связаны с разностью в догматических положениях православной и католической конфессий, особенностями государственного управления в Великобритании: элементы государственного управления проникали в частную школу при посредничестве религии, так как глава государства одновременно осуществлял руководство англиканской конфессией. Идеи православия длительнее и значительно сильнее повлияли на развитие частного образования в России, определяя его религиозную направленность и содержание.

Второй этап в развитии частного школьного образования является переходным в отношении влияния церкви и общества (вторая половина XVII – начало XVIII вв.). Этот период связан с появлением первых светских частных школ: приказных школ (Посольская, Лекарская и др.) в России и распространением грамматических школ в Великобритании. Возникновение данного типа школ связано с формированием основ профессионально-практического образования в России (И.С. Соболевский). Первые частные светские школы в Великобритании формируются значительно ранее с XIII-XIV вв., что связано с появлением нового типа государственного управления – британского парламента как органа сословного представительства и законодательной власти. В этот же период создаются первые английские публичные школы, учредителями которых были городские объединения граждан. Функционирование этих школ находилось под общественным контролем, в условиях закрытых пансионов школьники получали классическое образование (Уинчестер (1382г.), Итон (1440 г.), Сент-Полз-Скул (1509 г.), Шрусбери (1552 г.), Вестминстер (1560 г.), Мерчант-Тейлорз (1561 г.), Рагби (1567 г.), Харроу (1571 г.), Чартерхауз (1611г.)).

Переворот в социальной жизни, произведенный реформами Петра I вывел антропоцентристскую (центрированную на человеке) идеологию образования в России (А.Ф. Замалеева, О.А. Кармакаева). Идеи общественной полезности личности привели к установлению доминирующего влияния государства в развитии частного образования (конец XVII – XVIII вв.). К особенностям организации образования данного периода, по мнению ряда исследователей (С.В. Акулов, М.К. Зубков, Н.В. Литарова) можно отнести: преобладание иностранного компонента и иностранных заимствований в обучении, широту содержания образования, большую учебную нагрузку, бессистемность и спутанность в обучении наукам, принудительный характер обучения. Именно в этот период возникают частные учебные заведения, учреждаемые иностранцами, с менее жестким, чем в государственных учебных заведениях, школьным режимом. Таким образом, до появления государственного сектора образования (1856 г.) негосударственный сектор в России, представленный церковными и частными светскими школами, имел двухвековую историю.

Первая половина XVIII века характеризуется появлением в России учебных заведений нового типа – пансионов, в том числе и частных. Они решали узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев. Начиная с середины XVIII века, государство берет частные школы под свой контроль, но, несмотря на то, что в большинстве частных пансионов используется программы государственных школ, образовательный процесс каждая школа выстраивала по своему усмотрению. Особенное влияние на развитие частного образования в России оказывает открытие частных лицеев, основу которых составляло классическое образование (Вольный благородный пансион (1778 г.)). К 1849 г. в России было уже 559 частных образовательных учреждений (О.И. Ильинский).

С середины XIX в (1856 - 1917 гг.) в России устанавливается общественный период развития частного образования, в котором общественные организации получают доступ к устройству образовательных дел в лице множества общественных органов. Наметился курс правительства на признание равенства частных и государственных школ по предоставляемому уровню и качеству образования. На первый план в воспитании выдвигается различные аспекты педагогического воплощения идеи «всесторонней и самодеятельной личности» (Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л.А. Карсавин, Л.М. Лопатин). Частная школа в России в этот период естественным образом была включена составной частью в общую систему народного просвещения и подчинена в своей деятельности Министерству просвещения.

Напротив, в Великобритании с XIX в. устанавливается государственный контроль над частным сектором школьного образования и перехода к общественным формам управления не происходит (И.А. Абакумова, В.А. Миньков). Таким образом, «государственный период» частного образования начался в Великобритании почти на двести лет позже, чем в России. Идеи английской философии, направленные на преобразование научной составляющей содержания образования (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Спенсер) повлияли на социально-обусловленный прагматичный характер британского частного образования. Антропософская тематика развития человека в актуальном для русской философии экзистенциальном значении для английской педагогической мысли оказалась невостребованной.

Несмотря на изменения, произошедшие в системе образования Великобритании за 600 лет, частные школы сохранили свой высокий социальный статус и остаются наиболее престижными учебными заведениями. Необходимо отметить, что только в 1944 г. английское государство учредило бесплатную систему обязательного начального и среднего образования (Л.С. Барановски, Д.Д. Козикис).

Таким образом, к началу XX века в обеих странах сложилась общественно признанная система частного школьного образования, которая не входила в противоречие с системой государственного образования, но способствовала решению проблем расширения и углубления образовательных ресурсов общества, динамичного реагирования на его образовательные запросы и их удовлетворение.

 

 

 

Список литературы

1. Алёшинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). СПб.: Изд. О.Богдановой, 1812.- 352 с.

2. Алёшинцев И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX веке. СПб., 1908.- 287с.

3. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

4. Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. П.АЛебедев. -М.: Педагогика, 1985. 459с.

5. Антология педагогической мысли России первой половины ХЗХ в.(до реформ 60-х гг.)/ Сост. П.АЛебедев.- М.: Педагогика,- 1987.- 560с.

6. Арсеньев А.В. История посылки первых русских студентов за границу при Б. Годунове. СПб., 1887. - 290с.

 
 

 

 

 


Информация о работе Рынок частных образовательных услуг в России