Система предприятий торговли как объективная основа их конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Системы имеют самые разнообразные формы, которые можно условно разделить на три вида: технические, биологические и социально-экономические.
Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главный их элемент - это человек.

Содержание

1. Система предприятий торговли как объективная основа их конкурентоспособности……………………………………………………………3
2.Стратегический анализ торговой организации (магазин продовольственных товаров)……………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контр стратег менеджмент.docx

— 37.05 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1. Система предприятий торговли как объективная  основа  их конкурентоспособности……………………………………………………………3

2.Стратегический  анализ торговой организации (магазин  продовольственных товаров)……………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Система предприятий торговли как объективная  основа  их конкурентоспособности.

 

          Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Системы имеют самые разнообразные формы, которые можно условно разделить на три вида: технические, биологические и социально-экономические.

Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главный их элемент - это человек. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов людей влияет на состояние системы и процесс ее развития. К социально-экономическим системам относятся производственно-хозяйственные комплексы, объединения, предприятия, отрасли, регионы, хозяйство страны в целом. Любой реальный экономический объект характеризуется множеством свойств, в соответствии с которыми он может быть отнесен к разным системам. Так, например, являясь важнейшим элементом сложной рыночной системы, торговое предприятие в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентированного на получение прибыли, одновременно может рассматриваться как неотъемлемая составная часть сферы товарно-денежных отношений, кредитно-финансовой системы и т.п.

Таким образом, систему следует рассматривать как научную абстракцию, основанную на объективном существовании целостных комплексов элементов в материальном и социальном мире.

Выделение отдельной системы обязательно предполагает наличие:

  • объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некую совокупность;
  • субъекта-наблюдателя, воздействующего на объект;
  • цели наблюдения, характеризующей отношение наблюдателя к объекту, определяющей отбор рассматриваемых элементов в данную систему.

Предприятие торговли, представляя собой организационно-целостную совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, может рассматриваться как система. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам. Социальной системой оно является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечиваются непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.

Социально-экономические системы, являясь сложными, характеризуются неоднородностью, разнохарактерностью составных элементов и связей, структурным разнообразием.

Торговое предприятие является открытой системой, поскольку постоянно обменивается с внешней средой информацией, регулирует свои входы и выходы и состоит из двух самостоятельных и взаимодействующих составляющих - объекта и субъекта.

В качестве объекта воздействия в системе торгового предприятия рассматривается совокупность материальных условий, технологических, технических, организационных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения предприятием функций по обслуживанию населения.

Субъектом является специальная группа людей (аппарат управления), которая посредством форм экономического воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти и как открытая система обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать в ходе торговой деятельности:

  • предприятие – это упорядоченная система, все составные элементы которой  функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие (увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта, усиление конкурентоспособности, максимизация прибыли, и др.);
  • предприятие – это самостабилизирующаяся система. Предприятие постоянно стремится найти для сохранения своего устойчивого состояния динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс. Наибольшее воздействие в настоящее время оказывают экономические, правовые и социальные факторы. Для стабилизации или своего развития предприятие может реагировать на эти факторы путем регулирования цен на товары и услуги, снижения затрат, оптимизации налоговых платежей, расширения материальной базы, совершенствования управления и т.п.;
  • предприятие – это самоорганизующаяся система. Самоорганизация предполагает способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний. Самоорганизация – это более сложное явление, чем самостабилизация, так как она связана не только с приспособлением к изменениям внешней среды, но и с умением преодолевать возникающие трудности и трансформироваться в более жизнеспособную систему. Чтобы выжить в рыночных условиях, предприятиям необходима стабилизация, однако для их дальнейшего функционирования нужна также самоорганизация. Обеспечить свой рост и развитие смогут только те торговые предприятия; которые одновременно с изменением старой структуры смогут создать новую, устойчивую структуру, адекватную внешней среде. Например, это могут быть изменение профиля работы предприятия, повышение уровня предоставляемых услуг, привлечение иностранного капитала и т.п.;
  • предприятие – это система, стремящаяся к устойчивости. Чтобы быть стабильным и устойчивым в рыночных условиях, предприятие должно постоянно и достаточно быстро реагировать на все изменения внешней среды, и прежде всего на изменение покупательского спроса, удовлетворение которого является одной из главных задач торгового предприятия. При этом наряду с традиционными ценовыми методами большое значение приобретают неценовые способы привлечения покупателей, доступные любому торговому предприятию, – высокое качество товаров, рост уровня обслуживания и сервисных услуг, развитие прогрессивных форм продажи, постоянные учет и изучение спроса потребителей , совершенствование работы персонала, расширение сопутствующих видов выполняемых работ и услуг;
  • предприятие – это развивающаяся динамичная система, что проявляется в постоянном поиске баланса между стабильностью и изменчивостью. Непрерывные изменения, происходящие на предприятии, являются условием его равновесия. Реализация каждого нового аспекта деятельности требует установления новых связей, порядка их функционирования, что, в свою очередь, вызывает стремление к динамичному развитию и всей системы в целом.

Как открытая социально-экономическая система торговое предприятие находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на деятельность предприятия. Ответной реакцией предприятия на эти факторы является принятие решений либо по их устранению, либо по приспособлению к ним его внутренней среды.

В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи. Понимание сущности торгового предприятия как системы и знание закономерностей его функционирования во внешней среде позволяет руководству предприятия, с одной стороны, предотвратить влияние негативных факторов, а с другой, использовать положительные тенденции в направлении повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической информации.

Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности предприятий, но оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды.

        Основные факторы внешней среды могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия.

         К факторам прямого воздействия относятся:

  – характер и состояние рыночных отношений;

  – соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет уровня покупательной способности населения;

  – уровень требований потребителей к товару и условия предпочтения при выборе товаров покупателем, что может выражаться в специфических требованиях в отношении ассортимента, качества, внешнего вида товара, способа упаковки, маркировки;

   – наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем деятельности, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, экономический потенциал;

     – условия торговли на рынке – формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, состояние материально-технической базы, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне.

Следующей группой факторов внешней среды прямого воздействия, значительно влияющих на деятельность торгового предприятия, является степень развития его финансово-хозяйственных связей, включающих следующие показатели:

             – характер отношений предприятий с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов, а также с посредниками, т.е. фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги;

               – условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными, страховыми компаниями, брокерскими фирмами;

       – состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.;

       – отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологическими и другими общественными организациями.

   Особенно важное значение для торговых предприятий имеет такой фактор, как его конкретное расположение в определенном месте – центр или окраина города; торговая, промышленная, жилая зона или место отдыха. Все эти объективные условия оказывают большое влияние на работу торгового предприятия и предопределяют его тип, ассортиментную структуру, формы обслуживания, величину товарооборота, доходность торговой деятельности.

 К факторам косвенного воздействия относятся следующие факторы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

       – стабильность государственной экономической и социальной политики;

       – финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предприятий;

        – рост покупательной способности населения; наличие развитой торговой инфраструктуры; функционирование специальных фондов, фирм по финансовой поддержке предприятий;

         – развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования;

         – упорядочение и упрощение процедур государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т.п.;

          – обеспеченность предприятий информационной технологией, средствами коммуникаций; развитие внешнеэкономических связей.

  Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Конкуренция (от лат. Concurentia - состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Другая трактовка термина "конкуренция" предлагает понимать под конкуренцией "процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции" [1, с.28].

Конкурентоспособность предприятий оптовой торговли как предпринимательских структур можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями оптовой торговли, а также эффективного управления их деятельностью, ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности.

Конкурентный потенциал отражает ориентацию и мобилизацию потенциала предприятия на реализацию конкурентной стратегии и создание устойчивых конкурентных преимуществ [6, с.31].

Конкурентное преимущество торгового предприятия определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности.

 

 

 

2.Стратегический  анализ торговой организации (магазин  продовольственных товаров)

 

Стратегический анализ торговой организации проведем на примере магазина  продовольственных товаров “Арбат”, который расположен по адресу: поселок Суксун, ул. Карла Маркса, дом 19.

Режим работы магазина: ежедневно с 09-00 до 22-00 без обеда и выходных дней. Основным направлением деятельности магазина является торговля продовольственными товарами.

В магазине “АРБАТ” представлен широкий выбор продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные товары, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные товары, яйца, овощи и фрукты, кондитерские изделия, детское питание, алкогольная и табачная продукция, продукты для домашних животных (собачий и кошачий корма) и др.

Магазин “Арбат” является магазином самообслуживания: все товары расположены на открытых витринах и покупатель сам выбирает, что ему нужно, а расплачивается на кассе при выходе из магазина.

Проведем анализ внешней среды магазина “АРБАТ”. Факторы внешней среды находятся за пределами контроля магазина, но оказывают большое влияние на его работу и перспективы. Внешнюю среду можно разделить на микросреду (среду прямого влияния на предприятие) и макросреду (влияющую на предприятие и его микросреду).

Рассмотрим факторы макросреды предприятия “Арбат”:

- экономические факторы: состояние экономики влияет на  способность покупателей приобретать  товары и услуги. Стабилизация  экономической ситуации за последние  годы повлекла за собой увеличение  уровня жизни населения, средняя  заработная плата в поселке  соответствует показателям средней  заработной платы по области, вследствие чего наблюдается  рост материального благополучия  жителей поселка;

- политико-правовые факторы: нестабильность политической ситуации (быстро меняются законы и вносятся  коррективы), высокая подверженность  влиянию изменения законодательства, неблагоприятная налоговая политика;

- социальные факторы: в  поселке проживает свыше 9 тысяч  человек и всем им нужны  продукты первой необходимости (хлеб, сахар, мясо, молочные продукты, крупы  и т.д.), поэтому есть необходимое  наличие потребителей желающих и способных приобрести товар в магазине;

- технологические факторы: новинки в области технологии  используются в деятельности  магазина (автоматизация работы  продавцов-кассиров с помощью  компьютеров, штриховых сканеров, банковских  терминалов; электронное оформление  бухгалтерских документов).

Проведем анализ микросреды магазина “Арбат”.  Основное влияние на магазин продовольственных товаров оказывают такие факторы внешней среды, как: потребители, поставщики и конкуренты.

Потребители оказывают влияние на формирование ассортимента предприятия, на изменение цен в связи с колебаниями спроса. Основными потребителями данного магазина является население поселка Суксун разных возрастных категорий и разного уровня доходов: пенсионеры, школьники, а также работники фирм и магазинов, находящихся рядом, и люди, живущие рядом с магазином.

Все виды товара, необходимые для реализации, магазин “Арбат” приобретает у поставщиков. Основными критериями выбора поставщиков стали: широта их ассортимента и возможность его изменения под нужды магазина, отпускные цены, логистический сервис и т.д. Зависимость от поставщиков высокая: всегда существует угроза с их стороны в виде повышения отпускных цен или сбоев в поставке товара. Поставщики влияют на себестоимость товара, они могут предоставить скидки при оплате за наличный расчет тем клиентам, у которых нет задолженности.

Изучение конкурентов (тех, с кем предприятию приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые оно получает из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование) занимает важное место в стратегическом управлении. Основными конкурентами магазина “Арбат” являются продуктовые сетевые магазины, которые появились в поселке меньше года назад и уже занимают лидирующее положение: “Магнит” и “Пятерочка”. После открытия этих магазинов, заметно снизилось число покупателей в других магазинах.

Проведем анализ внутренней среды магазина “АРБАТ”.

Одним из элементов внутренней среды является структура организации. На данном предприятии - линейная организационная структура управления. В данном случае она эффективна, так как предприятие небольшое. Линейная структура обеспечивает оперативность и точность действий, исключает получение исполнителями противоречивых заданий, возлагает полную ответственность за все на первое лицо – индивидуального предпринимателя. В организации в большей степени существует централизация, так как все ключевые решения принимает руководитель, обладающий всеми видами полномочий, децентрализация присутствует в меньшей степени. 

Проведем оценку маркетинговой политики магазина по следующим показателям:

- каналы распределения  – вся продукция реализуется  в магазине;

- имидж - магазин зарекомендовал  себя, как относительно недорогой, c широким ассортиментом и с качественной продукцией;

- ценовая политика –  приемлемые цены на товар: высокий  уровень конкуренции не позволяет  устанавливать высокие цены на  товар, цены в магазине увеличиваются  по причине увеличения цен  поставщиков, большое значение имеет  структура товаров, так как на  разные виды товаров начисляется  дифференцированная торговая наценка, расходы по доставке так же  отличаются;

- рекламная политика - на  данном предприятии применяется  внутренняя и наружная реклама. Внутренняя реклама: в основном  это рекламная продукция, предоставленная поставщиками: баннеры, листовки, буклеты и т.д. Также средствами внутренней рекламы магазина является интерьер торгового зала и выкладка товаров на стеллажах внутри магазина. Наружная реклама: вывеска с названием магазина, баннеры на внешней стене магазина с изображением продовольственных товаров;

- местоположение - довольно  удачное, магазин находится напротив  центрального рынка поселка, где  проходимость покупателей очень  высокая.

Факторы сферы финансов и учета. Ежемесячно проводится анализ текущей деятельности магазина, изучаются средние размеры торговых наценок и уровень расходов по доставке товаров, как по группам товаров, так и по поставщикам. Рассматривается также скорость оборачиваемости товаров. Для того, чтобы оценить риск невостребованной продукции, проводится анализ динамики остатков по разным группам товаров. В случаях падения спроса на какой-либо товар, снижается его цена.

Следующим элементом внутренней среды является управление персоналом. Под персоналом понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация - это сотрудники организации. В магазине “Арбат” работает 22 сотрудника: индивидуальный предприниматель, заведующая магазином, бухгалтер, товаровед, 4 продавца,  8 продавцов-кассиров и 6 грузчиков.

Доля сотрудников, имеющих высшее образование – 34%, имеющих среднее профессиональное образование – 28 %. Следовательно, на предприятии работает в основном квалифицированный персонал.

Система стимулирования персонала на данном предприятии неэффективна: она не связана с конечными результатами труда и не заинтересовывает большинство сотрудников работать лучше и качественнее. В связи с этим на предприятии высокая текучесть на уровне среднего и низшего звена.

Наиболее комплексной процедурой стратегического анализа предприятия является SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон магазина в благоприятных и неблагоприятных условиях внешнего окружения и конкурентной среды. SWOT – это аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths – силы, Weaknesses – слабости, Opportunities – возможности, Threats – угрозы.

Проведем SWOT-анализ магазина “Арбат” в несколько этапов.

1 этап SWOT-анализа: определение сильных и слабых сторон предприятия. Сильные (S) и слабые (W) стороны — это те составные части деятельности предприятия, которые оно может контролировать. Проанализировав внутреннюю среду предприятия, были выявлены сильные и слабые стороны деятельности магазина в целом. На основании полученных данных составим таблицу “Сила - слабость” (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

“Сила - слабость”

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабые стороны

  1. Широкий ассортимент продукции
  2. Качественный товар
  3. Хорошая ценовая политика
  4. Выгодное местоположение
  5. Хорошая репутация среди потребителей
  6. Комфортность перемещения по торговой точке для покупателя
  7. Наличие специальных акций на разные виды товаров
  8. Наличие разных форм оплаты (наличными, банковской картой)
  1. Некруглосуточное обслуживание клиентов
  2. Низкая пропускная способность касс в часы пик, что приводит к образованию очередей
  3. Неэффективное система стимулирования персонала
  4. Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего звена – около 18%

2 этап SWOT-анализа: определение возможностей и угроз, заключенных во внешней среде предприятия. Возможности (О) и угрозы (Т) — это те факторы, которые находятся вне контроля предприятия и могут повлиять на процесс его развития. На основании анализа факторов внешней среды магазина, проведем анализ угроз и возможностей организации. Полученные данные занесем в таблицу 2 “Возможности - угрозы”.

Таблица 2

“Возможности - угрозы”

Потенциальные внешние возможности

Потенциальные внешние угрозы

  1. Увеличение уровня жизни населения за счет стабилизации экономической ситуации
  2. Рост уровня доходов населения
  3. Увеличение объема покупки на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж)
  4. Привлечение новых клиентов
  1. Появление новых конкурентов в виде сетевых магазинов с аналогичным и более дешевым ассортиментом
  2. Высокие расходы на аренду
  3. Рост отпускных цен на товары у поставщиков
  4. Неблагоприятная налоговая политика
  5. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства

3 этап SWOT-анализа: определение взаимозависимости факторов внутренней и внешней среды путем сопоставления сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами внешней среды.

Для оценки этих связей составим матрицу SWOT (см. таблицу 3).

На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей рассмотрим возможные комбинации и выделим те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении комбинаций с поля СИВ разработаем стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для комбинаций на поле СЛВ стратегию построим таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если комбинация находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Для комбинаций на поле СЛУ выберем такую стратегию, которая позволила бы предприятию избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу.

Таблица 3

SWOT-матрица магазина “Арбат”

          

 

Возможности

1. Увеличение уровня жизни населения  за счет стабилизации экономической  ситуации

2. Рост уровня доходов населения

3. Увеличение объема покупки  на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж)

4. Привлечение новых клиентов

Угрозы

1.Появление новых конкурентов  в виде сетевых магазинов с  аналогичным и более дешевым  ассортиментом

2. Высокие расходы на аренду

3. Рост отпускных цен на товары  у поставщиков

4. Неблагоприятная налоговая политика

5.Высокая подверженность влиянию изменения законодательства

Сильные стороны

1. Широкий ассортимент продукции

2. Качественный товар

3. Хорошая ценовая политика

4. Выгодное местоположение

5. Хорошая репутация среди потребителей

6. Комфортность перемещения по  торговой точке для покупателя

7. Наличие специальных акций  на разные виды товаров

8. Наличие разных форм  оплаты (наличными, банковской картой)

Поле СИВ

1.Расширить ассортимент предлагаемых  продовольственных товаров (например, ввести продукты здорового питания)

2. Добавить в ассортимент небольшой  процент непродовольственных товаров (например, хозяйственных товаров)

3. Проводить каждую неделю специальные  акции для увеличения объема  покупки на покупателя

4. Использовать яркие и крупные  ценники на товар по акции  или товар со скидкой

Поле СИУ

1. Провести рекламную кампанию  в местных печатных изданиях  с перечислением акций, проводимых в настоящее время, для формирования осведомленности потребителей

2. Провести переговоры с поставщиками  по снижению цен

Слабые стороны

1. Некруглосуточное обслуживание  клиентов

2. Низкая пропускная способность  касс в часы пик, что приводит  к образованию очередей

3. Неэффективная система стимулирования  персонала

4. Большой процент текучести  кадров на уровне низшего и  среднего звена – около 18%

Поле СЛВ

1. Увеличить пропускную способность  касс путем добавления еще  одного рабочего места кассира

2. Увеличить режим работы магазина  до круглосуточного (в поселке  работает только один круглосуточный  магазин, который находится далеко  от “Арбата”)

Поле СЛУ

1. Повысить качество обслуживания

2. Провести обучение персонала 

3.Разработать новую систему  стимулирования персонала, включающую  как материальные, так и нематериальные  стимулы


  Проведенный SWOT-анализ  позволяет сделать вывод, что  у магазина “Арбат” практически  те же возможности и угрозы, что и у его конкурентов. При  этом, учтя сильные и слабые  стороны конкурентов, предприятие  может сформировать такое предложение  своим клиентам, которое позволит  выдерживать конкуренцию на рынке. На сегодняшний день предприятие  вполне может выдерживать конкурентную  борьбу со стороны лидеров  рынка – сетевых продуктовых  магазинов.

Таким образом, в условиях конкуренции ключевыми факторами успеха для магазина “Арбат” должны быть:

- высокое качество обслуживания;

- круглосуточный режим  работы;

- эффективная рекламная кампания с целью повышения осведомленности потребителей о магазине и его акциях;

- расширение ассортимента.

Список литературы.

         1. Азоев Г.Л. Челенов А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Типография «Новости», 2006.

2.Бланк И.А.  Торговый  менеджмент.  -  2-е изд. Перераб. И доп..  -  Киев  Эльга: Ника-Центр, 2006.  -  780с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, ор-ганизация, процесс: Учебник. Москва: Экономистъ, 2008. 670 с.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. - 252с.

5. Лютенс Ф. Организационное поведение. Москва: ИНФРА-М, 1999. 692 с.

6. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособ-ность. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

7. Хорин А.Н.  Стратегический анализ: учебное пособие.  –М.: Эксмо, 2006

 


 

 

 

 


Информация о работе Система предприятий торговли как объективная основа их конкурентоспособности