Совершенствование стратегии развития системы управления информационными технологиями в высшем учебном заведении на примере ФГБОУ ВПО МИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:39, автореферат

Краткое описание

Современное общество называют информационным. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

автореферат к магистерской.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Зацепин Игорь Сергеевич

 

 

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО МИЧГАУ

 

 

 

 

Специальность 08.02.00 – Менеджмент

(производственный менеджмент) 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

магистра экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск-наукоград РФ, 2012 

Диссертация выполнена на кафедре организации и управления производством ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

 

 

 

 

Научный руководитель:             кандидат экономических наук, доцент

                                                      Трунова Светлана Николаевна  

 

 

Официальные оппоненты:             кандидат экономических наук, доцент

                                                       Ермаков Игорь Львович

                                                       

                                                                                                           

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современное общество называют информационным. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Актуальность исследования подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема прогнозирования использования ИТ в системе управления, что также связано с отсутствием количественных критериев эффективности ИТ.

Объект исследования – совершенствование стратегии развития ИКТ в высшем учебном заведении.

Предмет исследования – процесс информатизации управления образовательными учреждениями.

Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования.

Целью настоящей магистерской работы является определение стратегических целей, основных направлений, основополагающих принципов и приоритетов, реальных этапов информатизации Мичуринского государственного аграрного университета, реализация которых определяет долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной среды университета и позволит значительно укрепить позиции университета на рынке образовательных услуг, повысить эффективность научных исследований и системы управления.

Цель исследования – совершенствование процесса управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Цели и задачи исследования:

  • анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
  • формирование компетентности всех участников образовательного процесса в области ИКТ;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий к использованию в высшем учебном заведении;
  • анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
  • практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Гипотеза исследования — управление образовательным учреждением, с использованием информационно-коммуникационных технологий, будет более эффективным, если:

  • будет создана соответствующая материально-техническая база;
  • уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;
  • управление будет основываться на использовании современных технологий;

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление образовательным учреждением, экспертных оценок, проведения социологических опросов. Широко использован метод вторичного анализа результатов исследований, ранее проведенных в этой области.

Предполагаемый результат исследования – теоретически обоснованные практические рекомендации для оптимизации управления и развития информационных технологий в сфере предоставления образовательных услуг.

Научная новизна магистерского исследования заключается в разработке и обосновании ряда теоретических положений и методических рекомендаций по разработке стратегии развития информационных технологий в высшем учебном заведении. Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования состоят в следующем:

  • уточнены понятие информационно-образовательной среды ВУЗа, а также основные направления развития единой образовательной информационной среды ВУЗа;
  • сформированы методические положения по управлению информационными технологиями в современных образовательных учреждениях;
  • проанализировано современное состояние системы развития информационных коммуникаций на примере МичГАУ, применяемые в учебном  процессе, а также информатизация административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  • обоснована роль применения SWOT-анализа, как главвного фактора стратегического анализа управления ИКТ ВУЗа, также при выработке эффективной стратегии, обеспечивающей реальную оценку собственных ресурсов, возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения;
  • предложены основные направления оптимизации процессов управления информационными технологиями в образовании, с использованием математической модели управления;
  • определены приоритетные напрвления стратегического развития ИКТ МичГАУ, задачи решаемые в процессе совершенствования управления информационными технологиями ВУЗа, а также дана количественна оценка результативности и эффективности МичГАУ, прямо или косвенно связанные с внедрением ИКТ.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, таблиц, рисунков. Структура и логика работы согласуется с предметом и целью исследований и была определена в соответствии с необходимостью решения поставленных задач.

Во введении обоснована актуальность темы, цель и задачи, теоритические и методологические основы исследований, рассмотрена степень разработанности проблемы, определена научная новизна.

В первой главе – «Теоретические и организационные аспекты управления информационными технологиями в современных образовательных учреждениях» - рассмотрены различные трактовки понятия «информационно-образоватьной среды» и проанализированы современное состояние использования информационных технологий в сфере образовательных услуг.

Во второй главе – «Современное состояние системы развития информационных коммуникаций в МичГАУ», проанализированы система управления информационно-коммуникационными технология ВУЗа, рассмотрены информационные технологии применяемые в учебном процессе и для автоматизации административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, также дан SWOT-анализ системы управления ИКТ МичГАУ.

В третьей главе – «Совершенствование стратегии развития управления информационными  системами в ВУЗе» - предложены методические положения по совершенствованию стратегии развития информационными технологиями в МичГАУ, а также дана количественная оценка показателя эффективности внедрения ИКТ в ВУЗе.

В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследования.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Эффективность внедрения ИКТ в обучение зависит от готовности преподавателей использовать эти технологии в учебном процессе и их навыков в применении ИКТ.

Стратегия развития единой образовательной информационной среды (ЕОИС) основывается на общей государственной стратегии развития сферы образования РФ и предусматривает комплекс мероприятий по таким основным направлениям ФЦПРО, как совершенствование содержания и технологий образования, обеспечение всеобщего равного доступа к образованию, развитие ИКТ-инфраструктуры сферы образования, развитие кадров с целью повышения их ИКТ-компетентности, повышение эффективности управления в системе образования (рисунок 2).

Стратегическим направлением информатизации образования в современных условиях является создание единого информационного пространства вуза путем создания корпоративной коммуникационной инфраструктуры, использования современного цифрового оборудования, компьютерной техники и программных средств, с последующей интеграцией информационных систем (ИС) университета в общий комплекс взаимосвязанных программных продуктов и технических решений.

Для разработки и успешной реализации процесса информатизации существенное значение имеет оценка текущего состояния информационно-технологического обеспечения основных производственных процессов университета (образовательных, научных, управленческих и т.д.).

Рисунок 1. Обеспеченность учебного процесса в учреждениях  профессионального образования средствами ИКТ, по оценкам руководителей учреждений, 2009 г.

Источник: Мониторинг экономики образования. Репрезентативный опрос руководителей учреждений профессионального образования. ГУ –ВШЭ, Левада-Центр URL: http://education-monitoring.hse.ru

 

Современное состояние структуры и кадровый потенциал ЦИТ  МичГАУ представлено на рисунке 3.

Мичуринский государственный аграрный университет обладает большой материально-технической базой ИКТ, в полной мере обеспечивающей учебный процесс образовательного учреждения.

 В МичГАУ имеется  достаточно современная техника  в учебных классах, лекционных залах, во всех подразделениях университета (количество компьютеров составляет более 400), функционирует 22 компьютерных класса, два выделенных канала в сеть Интернет, радиоканалы между корпусами МичГАУ, спутниковые каналы - телевизионные и Интернет. Каждый компьютер в университете через локальную сеть имеет выход в Интернет.

Для создания и развития информационно-образовательной среды в МичГАУ задействованы научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные вузом за более чем 80-летний период работы.

Рисунок 2. Направления стратегии развития ЕОИС.

 

В настоящее время происходит планомерный переход к использованию WEB-ресурсов. Создана WEB-среда "Университетская медиатека", цифровая университетская фоно- и видеотека. Обучающими и информационными мультимедийными базами данных студенты могут воспользоваться с любого рабочего места в сети. Вместе с тем отмечается низкая скорость пополнения данными, что объясняется недостаточным уровнем методической работы в университете, слабым использованием возможностей видео- и медиатеки, отсутствием необходимых заявок кафедр на целенаправленное расширение фонда учебных ресурсов. В области ИКТ кроме традиционных курсов "математика" и "информатика" разрабатываются новые программы и курсы с перспективой открытия, как это решено Ученым Советом и ректоратом университета, новых специальностей: "Организация и технология защиты информации", "Прикладная информатика", "Информационный менеджмент".  
На базе Института интегрированных программ высшего и послевузовского образования и Института дополнительных образовательных программ в университете осуществляются курсы повышения квалификации в области использования ИТ в профессиональной деятельности для преподавателей и сотрудников университета, а также для сотрудников учреждений города и региона.

Информация о работе Совершенствование стратегии развития системы управления информационными технологиями в высшем учебном заведении на примере ФГБОУ ВПО МИ