Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:51, реферат
На протяжении длительного периода в мировой практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные, традиционные структуры и весьма четко определенные функции. В отечественной практике они преобладают до сих пор.Эти организации называют механи¬стическими.
Современные тенденции в развитии организаций
На протяжении длительного периода в мировой практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные, традиционные структуры и весьма четко определенные функции. В отечественной практике они преобладают до сих пор.Эти организации называют механистическими. В основе механистических
организаций лежит принцип - распределение полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали, что закрепляется в нормативных документах организации; - координацию разных видов деятельности для достижения определенной цели; - достаточно эффективную интерпретацию информации, поступающей как извне, так и из самой организации; - эффективный контроль за реализацией целей и задач организации. Механистические организации характеризует прежде всего следующее: - широкое использование правил и процедур; - деление задач организации на специализированные работы. Благодаря специализации работодатели становятся экспертами по работам,и администрация может возложить на них ответственность за эффективное выполнение обязанностей; - выполнение каждой задачи в соответствии с системой абстрактных правил, обеспечивающих однородность и координацию различных задач. Такая практика дает возможность менеджеру исключить неопределенность при выполнении задачи; - каждый элемент или подразделение рассчитано на выполнение работы под руководством одного менеджера, который сохраняет свой авторитет благодаря делегированию задач от верхнего уровня иерархии; - каждый сотрудник связан с другими сотрудниками и с клиентами безличным, формальным образом, сохраняя дистанцию с подчиненнымии клиентами; - высокий уровень централизации власти; - негибкие рабочие процессы; - глубокое разделение труда и высокий уровень специализации работ; - весьма ограниченные возможности сотрудничества; - высокий уровень заменяемости, зависимости и покорности сотрудников; - множественность иерархических уровней; - ориентация предприятия на его экономику; - зависимость влияния и власти от иерархического уровня; - деятельность в организации основана на квалификации работников, которая является защитой от произвольных увольнений. Детальная характеристика традиционных,
механистических организаций Таблица 4.9 — Сравнительные характеристики подходов к организационной форме организации
Механистические организации имеют определенные достоинства и недостатки, первые состоят в следующем:
Вместе с тем жесткие, механистические организации имеют существенные недостатки, основные из них состоят в следующем:
Следует заметить, что механистические организации, как правило, эффективны тогда, когда условия задач заранее обозримы (или регулярно повторяются), а организационные проблемы полностью ясны и их решения известны. Однако такие условия сейчас маловероятны, что предопределяется не только динамикой внешней среды, в которой механистические организации становятся малоэффективными, но и растущей сложностью современной организации. Для ее членов возникает парадоксальная ситуация, когда отклонение от жестких правил становится желательным, отвечает интересам самой организации. Кроме того, последние десятилетия характеризуются существенной информатизацией общества. Это разрушило замкнутость организацийи сделало малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество, т. е. механистические. Одновременнос этим информатизация способствовала образованию организаций, чутко воспринимающих изменения внешней среды, оперативно реагирующих на запросы потребителей. Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем.А это, в свою очередь, заставило производителя более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя, стало во многомопределять структуру организации. Четкая модель, противостоящая организационной логике на базе жесткого управления, еще формируется. Однако уже очевидны некоторыеее ключевые элементы: - отказ от иерархических отношений в пользу самоуправляемой координации. Члены организации руководствуются своим мнением при установлении инициативных связей в горизонтальном направлении; - отсутствие жестких связей
между частями системы, что
обеспечивает условия для - образование рабочих групп с участием представителей различных подразделений для решения определенных проблем; - создание относительно независимых рабочих групп с широкой свободой действий и автономией при координации и принятии решений.Это позволяет группе самостоятельно решать задачи, входящие в ее компетенцию. Основным методом работы в этих группах является расчленение дел (проблем) на отдельные «большие ломти», что означает концентрацию усилий на решении главных в данный период проблем.При формировании таких групп целесообразно соблюдать следующие принципы: - набирать в группы оптимальное количество человек; - зачислять в группы, как правило, добровольцев; - предоставлять им широкую инициативу в постановке целей; - группа должна действовать ограниченное время; - обеспечивать широкий
профессиональный уровень - не сопровождать работу группы формальными инструкциями. Организации, обладающие такими свойствами, называют органическими1. Характеристика этих организаций и их сравнениес механистическими приведены в табл. 4.9. Цель органических организаций состоит в создании такой организации труда, которая опирается на самостоятельно действующих членов организации, а не на спроектированные рациональные структуры. Сотрудники должны сами оценивать возникающие проблемы, определять необходимые контакты по ним внутри и вне организации. В этих условиях самоуправляемый персонал основ Доводя новый подход до логического конца, можно прийти к организации, не обладающей никакой структурой. Для такой организации характерно состояние, когда ни одна процедура не превращается в рутину. Поступающие извне сигналы обрабатываются спонтаннои импровизированно, в самоорганизующемся процессе. По существу, все члены такой организации в значительной мере работают автономно, вступая в связи временно по поводу ' Понятие «органический подход» впервые ввели Т. Барнс и Д. Сталкер в 1961 г. в книге «Управление инновациями» (Burns Т. &Stalker D. Management of Innovation). По их определению, органической является такая организация, которая в большей мере базируетсяна бригадной работе, обладает гибкостью и меньше связана с правилами, характерными для традиционного иерархического построения организации. решения тех или иных проблем. В условиях неустойчивости рамок проблем каждая из них решается более или менее по-новому. Несмотря на весьма привлекательные характеристики органического подхода к построению организаций, его сопровождают определенные проблемы: - опасность чрезмерного
увлечения одной системной - трудность обеспечения координации в рамках организации. Ключом к решению данной проблемы является рациональное использование человеческого потенциала, основной компонент которого — квалификация сотрудников. Высокая квалификация и постоянное развитие персонала должны гарантировать эффективность контактов и координации; - наличие элемента случайности в сфере согласованных действий и координации. Способность персонала к самоорганизациии самокоординации носит слишком общий характер, чтобы признать ее в качестве единственного способа решения координационной проблемы. Это требует временного создания интегрированного производственного звена, принятия системных решений; - вероятность того, что
связи, устанавливаемые по - трудность распределения
ответственности (по - имеется вероятность того, что в определенных условиях неформальным лидером организационной единицы, состоящей из равных по рангу членов, станет лицо популярное, но недостаточно квалифицированное. Упреждение и частичное решение указанных проблем дает учет основных принципов построения органических организаций, а именно: - постановка ясных и четко очерченных
целей перед целевой группой (индивидуальные
задачи и ответственность - соответствие ответственности
работника степени его свободы - точное определение границ для вмешательства извне в полномочия группы; - низкая степень регламентации и высокая степень инициативы исполнителей. Сопоставление приведенных подходов к управлению организацией показывает особенности, положительные качества каждого из них. В то жевремя оба варианта решений с точки зрения системного управления имеют серьезные недостатки. С одной стороны, новая организационная логика оставляет без внимания проблему разграничения и объединения трудовых функций,с другой — исключен простой возврат к структурному решению (ввиду высокой динамичности внешней среды и усложнения собственной структуры предприятия). Безусловно, высокая компетентность, инициатива и сила воли каждого работника являются главной предпосылкой жизнеспособности любой децентрализованной, органической организации. Однако высокая компетентность работника не может сама по себе заменить регулирующую функцию организационной структуры. Таким образом, традиционный,
организационно-структурный При выборе того или иного подхода к построению организации следует учитывать целый ряд факторов. В частности, характер окруженияи уровень неопределенности внешней среды. Если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления. Важную роль играет характер технологического процесса. Если этот процесс устойчив и консервативен и фактически не случаются так называемые внештатные ситуации, то следует выбрать жесткое распределение обязанностей. При этом полезно заранее определить порядок замены работников в случае их отсутствия на работе. Если технологический процесс неустойчив, штатных и нештатных ситуаций весьма много, то лучше мягкое, условное распределение обязанностей, исходящее из личных деловых качеств работников. При этом «обязанности» могут существенно перекрывать друг друга. Естественно, что в последние годы наблюдается важнейшая тенденция в функционировании и развитии организаций — принципиальное снижение значимости жесткости и иерархичности, переход в ряде случаев от жестких (вертикальных) механистических организаций к мягким,самоорганизованным, органическим, характеризующимся значительной автономностью. Имеет место примат территориального,
горизонтального При этом повышается прозрачность
границ организаций как Прозрачность, открытость
современных организаций - привлечению к совместной деятельности потенциальных инвесторов и деловых партнеров; - распространению и скорейшему освоению современных прогрессивных производственных, коммерческих и информационных технологий, использованию данных научных исследований и передового опыта; - повышению профессионального уровня персонала организаций; - налаживанию организациями внешнеэкономических связей; - соблюдению хозяйствующими субъектами законодательных и нормативных актов; - информированности участников рыночных отношений и населения о деятельности хозяйствующих субъектов и вырабатываемой ими продукции, услугах. Это в конечном счете способствует повышению конкурентоспособности организаций, повышению эффективности их деятельности. Вместе с тем прозрачность границ современных организаций создает хроническую неравновесность их, так как ресурсы текут внутрь и наружусистемы, выводя тем самым маятник системы из равновесия. Формирование в России рыночных отношений и самоорганизующиеся процессы «спровоцировали» некоторое «размягчение» сложившихсяв предыдущие годы жестких (иерархических) и гибких (программно-целевых) структур, ускорение процессов саморазвития мягких систем, хотяи горизонтальные структуры на практике реализуются еще весьма незначительно, что можно объяснить их самоорганизующимся(не регламентируемым сверху) началом. Кроме того, директорский корпус, получивший мощные привилегии в ходе реформ, является приверженцем жестоких методов руководства, что определяет их приоритеты в сторону централизации процесса управления. Следует также заметить,
что отечественное В результате указанных процессов в
последние годы в мировой и в определенной мере в
отечественной практике проявляется бифуркационность
траекторий развития социально-экономических
систем, наличие наряду с технологической постоянной
траекторией ограниченной организационными
структурами и строго определенными функциями,
что вытекает из тейлоризма, рационализма,
также институционально-контрактной, При этом основой современных организаций становятся партнерские, контрактные попарные отношения с клиентами, имеющие временный характер, что требует учета трансакционных издержек (на рынок) с целью обеспечения двусторонних интересов. При этом конечной целью системообразования (не только функционирования) мягких систем является взаимозависимость, взаимный компромисс участников торговых процессов (до потребителей включительно) как равноправных партнеров. Таким образом, перспективы развития современных организаций определяются конфронтацией структурных и персональных управленческих решений. Разрешение противоречий между структурным и персональным подходами следует искать в комбинациях компонентов обеих моделей, хотя, на первый взгляд, их противоречия кажутся непреодолимыми. Необходима рамочная концепция, которая объединила бы обе модели, вернее их лучшие части, на новой теоретической основе. Поиск таковой является важнейшей задачей теории организациии современного менеджмента. Развитие современных
организаций характеризуют - систематическое повышение творческой и производственной инициативы персонала; - отказ от использования административных рычагов при координации и контроле; - рост значения - развитие логистики, т. е. организации и управления информационными и материальными потоками, с созданием соответствующей инфраструктуры, интегрирующей функции снабжения, производства и сбыта предприятия; - диверсификация - постоянное повышение качества продукции. Создание системы тотального управления качеством (total quality management), предполагающей участие сотрудников в принятии решений, их доступ к информации и анализ ими ситуации; - нововведенческая экспансия; - развитие внутрифирменного
предпринимательства, - создание дублирующих
подразделений для создания - изменение приоритетов деятельности предприятия в сторону увеличения сроков и объемов сервисного обслуживания. При этом важнейшим показателем успеха становится удовлетворение запросов потребителей; - повышение внимания к персоналу, создание на
предприятии динамичной, гибкой системы
подготовки кадров. При этом подготовкаих
строится на потребностях компании и приобретает индивидуально- - постоянные организационные поиски, о чем говорит многообразие структурных решений, от сетевых организационных форм и групповойработы до максимальной самостоятельности отделений, рисковых «новаторских команд», полностью отвечающих за прибыль и убытки. |
Информация о работе Современные тенденции в развитии организаций