Современный менеждмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:33, реферат

Краткое описание

Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.
К специфическим чертам относятся:
• национальные особенности общества;
• исторические особенности развития;
• географические условия;
• культура и другие подобные факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный российский менеджмент.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет  ряд специфических и общих  особенностей.

К специфическим чертам относятся: 
• национальные особенности общества; 
• исторические особенности развития; 
• географические условия; 
• культура и другие подобные факторы.

Кроме того, состояние развития российского  общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:

1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий. 
Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

 

2. Инфраструктура менеджмента,  социально-экономические и политические  условия его существования. 
Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно: 
• факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура); 
• факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров); 
• факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. Комплекс факторов, затрудняющих  или благоприятствующих укреплению  менеджмента в России. 
Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических знаний.

4. Культурная среда, особенности  общественного сознания. 
Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся: 
• в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер; 
• решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем; 
• стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством; 
• российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т.е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль; 
• структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует ра¬боту сотрудников и способствует их карьерному росту; 
• в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии — общие для всех; 
• отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются.

Сопоставляя российский менеджмент с  японским и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как  одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях.

История менеджмента в России состоит из четырех этапов, продолжительность каждого из которых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате общественно-политических преобразований, получивших название перестройки.

Первый этап, или ранний период, развития (конец 80-х гг.) характеризуется  появлением менеджеров-антрепренеров, цель которых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной  отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти.

Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с появившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На вт¬ром этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа — хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

Третий этап развития, который начался  приблизительно в 1998 г., характеризуется  более быстрыми темпами возникновения  группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и  сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фарма¬цевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.

Четвертый этап, развитие которого относится  к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.

Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено следующими причинами: 
• большое количество менеджеров получило подготовку по программе «Магистр делового администрирования» (МВА) и Президентской программе по подготовке высококвалифицированных управленцев; 
• частично менеджеры-антрепренеры переходят в группу на¬емных профессиональных менеджеров после обучения за рубежом или в России; 
• наблюдается укрупнение производственно-хозяйственных структур, создание корпораций, возрождение отраслей промышленности, в которых не могут самостоятельно функцио¬нировать мелкие хозяйствующие субъекты.

На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессиональном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что на современном этапе вместо полной закрытости или открытости в  стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и  хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.


Информация о работе Современный менеждмент