Специфические способности личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Профессионально важные качества личности руководителя - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.К началу 50-х годов XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:
- интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;
- осознание потребности к действию и существующие мотивы;

Содержание

1. Профессионально важные качества личности руководителя …………...2
2. Наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя………..4
3. Уровни профессиональной компетентности………………………………6
4. Концепции лидерства……………………………………………………….7
5. Специфические способности личности руководителя……………………9
6. Вывод………………………………………………………………………..13
7. Литература………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

качества личности руководителя.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание:

1. Профессионально важные качества личности руководителя …………...2

2. Наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя………..4

3.  Уровни профессиональной компетентности………………………………6

4.  Концепции лидерства……………………………………………………….7

5.  Специфические способности личности руководителя……………………9

6.  Вывод………………………………………………………………………..13

7.  Литература…………………………………………………………………..14

 

 

Профессионально важные качества личности руководителя - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.К началу 50-х годов XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:

- интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;

- осознание потребности к действию и существующие мотивы;

-уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний.

В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей выделены следующие профессионально важные свойства личности руководителя:

- практически-психологическая направленность ума ,овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;

- психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми, «организаторское чутье»;

- общественная энергичность - способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;

- требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

- критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской  деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая  воздейственность. Склонность к организаторской  деятельности рассматривается как  «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья  и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес  и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения  людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально  важных качеств руководителя зависит  от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными  для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

       Наиболее значимые  черты и свойства успешного  руководителя

Исходя  из основных задач управления, можно  определить наиболее значимые черты  и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них  для управленца являются:

1. способность к стратегическому  планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования  стратегии развития организации,  ее экономической политики, а  следовательно, и методов управления  персоналом;

2. способность полностью реализовывать  возможности сотрудников с помощью  правильной расстановки кадров  и справедливых санкций, учитывая  необходимость удовлетворения потребности  в признании, поддерживать и  способствовать развитию и самореализации  сотрудников;

3. способность формировать коллектив  и психологическую атмосферу  в нем, адекватную профессиональной  ситуации;

4. выработка организаторских и  коммуникативных свойств в связи  с особенностями профессиональной  деятельности. К ним относятся:  уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность  выслушивать мнения других, коммуникабельность  и коммуникативная компетентность.

5. Важное значение для успешного  руководителя имеет стремление  к саморазвитию в контактах  и общении и любознательность. Самосовершенствование и творческий рост - залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности;

6. развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги)  неодинаково воспринимают ситуацию, в которой они оказываются  и где по-разному удовлетворяются  их потребности и ожидания. Различия  могут привести к противоречиям,  несогласию между людьми, возникновению  конфликтной ситуации. В этом  случае руководителю необходимы  самообладание и самоконтроль, т.к.  согласно своей роли он находится  обычно в центре конфликта.

Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические  особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности. Личность - это категория психологии, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способность, воля, эмоции, мотивация и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды.

                     Уровни профессиональной компетентности

Основным  способом поведения руководителя в  процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие  на управляемый объект, коллектив  или отдельную личность. Эффективность  этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными  особенностями. К разряду таких  особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система  личности. Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и  механизмах и одновременно несут  на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций  связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей  к достижению поставленных им самим  или принятых извне определенных целей. В сфере управления эффективность  деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.

Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение поставленных перед  собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая  воспринимается окружающими как  уверенность в себе. Переживание  успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.

Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные  и относительно независимые поведение  и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем.

Мотивация самореализации может рассматриваться  как определенный вариант мотивации  саморазвития, возникающий на основе существующих у личности определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские  способности, определяющие развитие этой мотивации.

Мотивация свободы - потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Определяющий фактор свободного поведения –это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей.

Мотивация свободы может определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные планы  и задачи, преобладающие над текущими процессами профадаптации.

Ради  достижения дальних целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной  системы человека может перестраиваться  с помощью своеобразных внутренних мотивационных регуляторов - свободы и воли - и за счет торможения активности на основе текущих потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения. Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерминированных непосредственными желаниями.

Воля, волевые действия и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую  сферу личности. К основным волевым  качествам, обеспечивающим эффективность  управленческой деятельности, можно  отнести: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность  и настойчивость, энергичность и  инициативность.

Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть за счет мобилизации сил на правильное определение путей, средств, способов и приемов своей деятельности.

Самообладание характерно для людей, которые произвольно  управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Личности, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

Самостоятельность рассматривается как способность  человека не поддаваться влиянию  различных сил, могущих отвлечь  его от достижения поставленной цели.

Решительность - волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности, характеризующихся наличием определенных противоречий.

Настойчивость является качеством личности, благодаря  которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями  и трудностями, встречающимися в  его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Управленец, достигший заметных успехов в  своей деятельности, отличается четкой ориентацией в жизни, решительностью, способностью переломить неблагоприятный  ход событий, выйти из ситуации, вмешаться  в качестве активной действующей  силы в происходящее с ним. А это  обеспечивает внутренняя свобода человека.

Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая  возможность активного изменения  ситуации и его цену, человек может  предпринять попытку такого изменения. Особой чертой ответственности являются возможность и способность личности признавать свои ошибки и брать на себя вину в случае неудач и неуспеха.

Современному  обществу необходимы нравственно надежные руководители, способные на самосовершенствование, в т.ч. духовное. Нравственный руководитель осознает необходимость жить по моральным  заповедям, выверенным человеческим опытом. Поэтому одним из основных требований к личности управленца должно стать требование его нравственной устойчивости.

Таким образом, очевидны достаточно жесткие  требования к личности управленца и  руководителя, которым не всегда соответствуют  личные качества работающих. Частичное  соответствие личностных свойств руководителя перечисленным требованиям определяет степень успешности профессиональной деятельности управленца.

 

                                      Концепции лидерства

 

Большинство специалистов, изучающих эффективность  системы управления, соглашаются  с тем, что личность руководителя - прежде всего, личность лидера, т.к. неспособность проявить в определенных ситуациях лидерские возможности однозначно приводит к снижению авторитета и эффективности профессиональной деятельности.

Существуют  три основные концепции происхождения  лидерских качеств руководителя. Согласно первой - харизматической - человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Вторая концепция - теории черт - настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера: высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо организовать воспитание истинного лидера. Две названные «крайние» концепции были объединены в «синтетическую» теорию, согласно которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным, сформированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает накопленный жизненный опыт.

В обобщенном портрете успешного руководителя выделяется ряд параметров, по которым  можно установить взаимосвязь личностных свойств с эффективностью управленческой деятельности: это биографические характеристики (возраст, пол, образование, социальное происхождение), способности и специфические  личностные черты. Зарубежные ученые, исследуя возрастные особенности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов  крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях - 59 лет; оптимальный возраст вступления в должность менеджера - от 30 до 50 лет и более. Эти возрастные показатели свидетельствуют о том, что преуспевающими менеджерами становятся лица, обладающие достаточным опытом и мудростью, но при этом имеющие определенную жизненную перспективу.

Информация о работе Специфические способности личности руководителя