Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:12, контрольная работа
Дискуссия, Разбор цитируемого спора
Контрольная работа
дисциплина «Теория
тема: «Спор и его виды».
Сегодня в условиях оживленных дискуссий, споров, полемики прежде всего по общественно-политическим вопросам ощущается нехватка культуры ведения диалога в широком смысле, что означает неумение аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать и понимать точку зрения оппонента, оценивать ее, в соответствии с позицией оппонента корректировать свою позицию или настаивать на выдвинутых положениях, совместными усилиями добираться до сути вопросов или искать и находить новые аргументы для убеждения противника.
Типология дискуссии обусловлена
логической структурой, целями (интенциями)
участников, интеллектуальными
Итак, необходимым и основным логическим элементом структуры дискуссии является тезис или тема, которые доказываются участниками спора. Один участник спора утверждает, что такая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна.
Дискуссия
Приведем пример начала спора: “Речь зашла об одном из соседних помещиков. “Дрянь, аристократишко”,— равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
— Позвольте вас спросить,— начал Павел Петрович, и губы его задрожали,— по вашим понятиям слова: “дрянь” и “аристократ” одно и то же означают?
— Я сказал: “аристократишко”,— проговорил Базаров...
— Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих...” (Тургенев И. С. Отцы и дети).
Разбор цитируемого спора:
Спор – это диалог, в основе которого лежит расхождение убеждений и стремление преодолеть это расхождение.
Мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом доказательства. Тезис в современном понимании — это утверждение (или совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов, утверждение, чьи достоинства мы пытаемся установить, утверждение, добавляющее нечто новое к нашим знаниям. Вокруг тезиса должна вращаться вся наша аргументативная деятельность, он имеется в виду в каждый момент спора как цель всей деятельности.
В данном диалоге можно выделить пропонента – Павел Петрович. Оппонентом же будет Базаров.
Цель спора: убедить оппонентов в истинности тезиса.
Павел Петрович выдвигает тезис: Базаров такого же мнения об аристократах, как и аристократишках.
Аргументом Павла Петровича является высказывание Базарова “Дрянь, аристократишко”
Пропонент оспаривает мнение Базарова, так как тот, сказав “Дрянь, аристократишко” начинает приводить какие-то оправдательные доводы в отношении себя. А в заключении спора излагает фразу, что сам является человеком либеральным и любящим прогресс.
В данном примере видны все признаки спора:
Пропонент и оппонент приводят свои доводы в поддержку своих позиций.
Присутствует столкновение позиций: в споре участвуют два субъекта, т.е. по количеству участников данный спор является простым, каждый из субъектов спора подвергает критике позицию другой стороны; по форме проведения спор является устным, по качеству корректным.
В данном споре используются психологические приемы:
Аргумент к тщеславию (Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих...)
Аргумент к здравому смыслу (...но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках…-хоть и в предположительной форме).
Данный спор является корректным, так как в нем не используются уловки, служащие для достижения победы в споре любым способом.