Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования организации в целом. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Вложенные файлы: 1 файл

16 контрольная.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

Введение

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций  и контроля, ориентированных на выработку  стратегических планов. Динамичный процесс  стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя  преимущества стратегического планирования организации в целом. Процесс  стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Важно отметить, что стратегическое планирование становится все более  актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию  как между собой, так и с  иностранными корпорациями.

Стратегия в управлении - это масштабные неограниченные рамками  времени прогнозы в отношении  совершенствования конкретной позиции, выбора рынка, видов продукции и  путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой "план действий", включающий в  себя понятие о том, когда и  как, зачем и что мы собираемся предпринять.

Стратегическое планирование - процесс формулировки стратегии  по этапам с разъяснением роли каждого  члена организации, каждого ее подразделения.

Стратегическое планирование не является мерой единовременной. Его нельзя применять однажды  и навсегда. На самом деле, руководителю часто приходится изменять, дополнять  и совершенствовать основные стратегические концепции.

 

 

1. Сущность стратегического  планирования

В условиях рынка организация  сталкивается с множеством непредсказуемых  факторов, что вызывает необходимость  отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии  деятельности организации, в которой  определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и  решения возникающих проблем.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей  их достижения. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким  важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны  между собой.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих  целей:

- повышение контролируемой  доли рынка.

- предвидение требований  потребителя.

- выпуск продукции более  высокого качества.

- обеспечение согласованных  сроков поставок.

- установление уровня  цен с учетом условий конкуренции.

- поддержание репутации  фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости  от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического  планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1) планирование роста  прибыли.

2) планирование издержек  предприятия, и, как следствие,  их уменьшение.

3) увеличение доли рынка,  увеличение доли продаж.

4) улучшение социальной  политики фирмы.

Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия  в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и  правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия  базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени  зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены  помочь организациям достичь своих  целей.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для  управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной  мере обеспечить нововведения и изменения  в организации предприятия.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план. Он должен разрабатываться с  точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко  когда основатель фирмы может  себе позволить сочетать личные планы  со стратегией организации. Стратегия  предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы  и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегия - это своеобразный «коридор» использования различных  тактик. Тактика - это пути и этапы  движения в рамках развития фирмы  в соответствии с поставленной целью.

Реальность стратегии  определяется тактикой управления, которая  представляет собой выбор путей  и этапов движения к цели в рамках стратегического направления.

Тактика - это тоже одна из характеристик управления, которая  связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без  определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые невозможно учесть при разработке стратегии, это обстоятельства, связанные с конкретными условиями управления, внезапными случайностями, которыми богата жизнь, неожиданными противоречиями. В тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, «зигзаги» и неизбежные потери.

Стратегия, также как и  тактика, должна быть предметом специальных  разработок, опирающихся на исследования, прогнозирование, цели, оценки возможностей (ресурсы, опыт, потенциал и прочее).

Стратегическое планирование является составной частью стратегического  управления.

Термины «стратегическое  планирование» и «стратегическое  управление» в журналистской  практике и в обыденной речи часто  воспринимаются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического  планирования, реализации выработанной стратегии и стратегического  контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное - это составление стратегического плана развития той или иной организации, того или иного проекта. Именно поэтому стратегическое планирование необходимо рассматривать как центральное звено стратегического управления.

Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса, фирма должна постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для  организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

 

2. Основные этапы  стратегического планирования

Процесс стратегического  планирования в компании состоит  из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.  Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении.» Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. Цели – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

- адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей  существования организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.

  1. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

Стратегический анализ или  как его еще называют «портфельный анализ» является основным элементом  стратегического планирования. «В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.»

Стратегический анализ зародился  в конце 60-х годов. В это время  крупные фирмы и большинство  средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение  возникло из-за различий в степени  насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами  обновления технологий. Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции пришло стратегическое планирование и портфельный анализ.

Единицей портфельного анализа  является «стратегическая зона хозяйствования» (СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо рынок, на который фирма имеет  или же пытается найти выход. Каждая СЗХ характеризуется определенным видом спроса, а также определенной технологией. Как только на смену  одной технологии приходит другая, проблема соотношения технологий становится стратегическим выбором фирмы. В  ходе портфельного анализа фирма  оценивает перспективы того или иного направления деятельности.

  1. Выбор стратегии.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия выбирается с учетом:

- конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

- перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

- в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии  для предприятия, которое хозяйствует в отрасли, где данный фактор имеет решающее значение, и технологии быстро меняются.

Существует четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
  5. Выполнение стратегии.

Оценка выбранной стратегии  заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям  фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

- соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

- соответствие выбранной  стратегии потенциалу и возможностям  фирмы; 

Информация о работе Стратегическое планирование