Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:56, реферат
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.
Сущность, виды и принципы планирования менеджмента.
Сущность планирования в менеджменте
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.
Видный теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени"2.
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий.
В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от "оков" планирования.
Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции.
На сегодняшний день увеличивается конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.
Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Виды планирования
Различают перспективное, стратегическое и текущее планирование.
Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
1.выработку общих целей предприятия;
2.детализацию и конкретизацию целей;
3.определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
4.контроль за достижением целей.
Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах.
2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.
Следует четко определить: объект планирования (что планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок), средства планирования (например, компьютерное обеспечение), методику планирования (как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Принципы планирования
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Причина состоит в том, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, как более близкие и понятные.
Другим принципом считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности. В соответствии с этим оно осуществляется не как единичное действие, а как постоянно повторяющийся процесс. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учётом выполнения и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем. Этим обеспечивается их определённая преемственность. Непрерывность планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые "подушки", то есть зоны, в которых показатели могут откланяться от заданных величин, что обеспечивает свободу манёвра.
Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путём координации и интеграции. Координация осуществляется "по горизонтали", то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали" между выше и нижестоящими.
Важным принципом планирования является экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование. Наконец, одним из принципов планирования является создание необходимых условий для выполнения плана. Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в тоже время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы
Например, при планировании на уровне цеха важную роль играет принцип узкого места, в соответствии с которым выпуск продукции нужно определять, исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время, на уровне предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовать.
Какую роль играет имидж
управленца для коллектива.
Слово
«имидж» происходит от английского понятия
«представление», «образ». Под имиджем
в общепринятом смысле понимается впечатление,
производимое конкретным человеком либо
компанией, организацией, на окружающих.
Обычно слово «имидж» применяют именно
к людям.
Образ, представляемый человеком окружающему
миру, нередко воспринимается другими
людьми как отражение уровня его самооценки.
Проявление интереса к самосовершенствованию,
выражающееся в желании получить ясное
представление о собственной психологии
или стремлении подкорректировать свою
самопрезентацию показывает, что человек
достиг определенного уровня самоуважения,
состоялся как личность и имеет потенциал
для роста и совершенствования.
Умение подать себя включает в себя умение
по достоинству оценивать свои положительные
стороны и понимать, в чем заключаются
слабые места.
Говоря об имидже делового человека, руководителя,
мы во многом имеем в виду то, как воспринимают
его деловые партнеры, подчиненные, конкуренты.
Как и в случае с образом предприятия -
тут нет незначимых вещей, каждая мелочь,
каждый штрих и нюанс имеют смысл и несут
свое сообщение. Если референт решил всерьез
заняться построением (или сменой) имиджа
своего руководителя, как и в любом деле,
во-первых, необходимо ответить себе на
самый важный вопрос - чего я хочу достичь.
А в случае с имиджем, - что я хочу сообщить
о своем руководителе, какой образ создать.
На создание образа влияет довольно много
факторов. Но прежде чем про них поговорить,
давайте остановимся на нескольких базовых
принципах построения имиджа руководителя.
Визуальный образ формируется через восприятие
фигуры, лица, роста человека, его телосложения.
Многое здесь дано от природы, но многое
зависит и от вас самого.
В современном деловом сообществе хорошая
физическая форма, спортивная фигура,
забота о ней, воспринимается как показатель
успешного, ответственного человека. Существует
мнение, что руководитель, который не умеет
успешно управлять собой, а именно управлять
своим самочувствием, здоровьем, настроением,
вряд ли сможет успешно управлять коллективом
людей. Опять же, физическая активность
порождает мнение, что такой руководитель
сможет работать, отдавая себя всего работе.
А значит, добьется успеха.
Следующий момент - особенности движений,
жестов, положение тела в пространстве.
Обычно эти проявления довольно тесно
связаны с тембром голоса, его интонациями.
Так, если руководитель является обладателем
командного голоса, его речь уверенна,
а взмах руки словно рассекает воздух,
то, этим он скорее всего, дополните свой
имидж сильного, уверенного в себе руководителя.
А вот если переборщить, то и агрессивного.
Позитивным образом влияет на формирование
образа коммуникабельного руководителя
приятная улыбка, приятный тембр голоса,
плавные, неторопливые, движения, поворот
головы в сторону собеседника, открытые
жесты, вслушивание в чужую речь.
Отдельный элемент имиджа делового человека
- умение вести деловые переговоры. Непременное
условие всякого делового разговора -
уважительное отношение к собеседнику.
Если Вы увлеченно наблюдаете по сторонам,
листаете книгу или перекладываете бумаги,
вертите пуговицу на рубашке или пиджаке,
то это скорее формирует имидж руководителя,
который вряд ли сможет выстроить эффективные
отношения, как с сотрудниками, так и с
партнерами. Неуважение к партнеру в современное
деловом мире не только не приветствуется,
а является чуть ли не основным "маркером"
долгосрочности и успешности карьеры
руководителя или бизнесмена.
Внешний облик руководителя - костюм, прическа,
аксессуары, зависит от ситуации. Нет нужды
говорить, что одежда, костюм должны быть
опрятными. А в остальном, она должна соответствовать
целям, которые как руководитель он себе
ставит. Доверие вызывает тот, кто хорошо
одет и причесан, у кого есть чувство вкуса
и меры. Можно сказать, что в сфере бизнеса
встречают "по одежке", а уж потом
оценивают и другие качества - пунктуальность,
четкость, квалифицированность, верность
слову и т.д. Именно поэтому к внешнему
виду делового человека, его повседневному
костюму (не говоря уж о торжественных
случаях) предъявляется много требований.
Существует множество рекомендаций, каким
образом должен выглядеть деловой человек,
чтобы внушить доверие и продемонстрировать
имидж благополучного и преуспевающего
человека. Как мы уже говорили, что во многом
костюм будет зависеть от того, каким бизнесом
руководит ваш начальник. Главное, к чему
следует стремиться, - общее впечатление
опрятности, аккуратности, педантичности
в одежде и, несомненно, продуманности
и выдержанности стиля. Это должно подвигнуть
партнера думать, что столь же "безупречны"
руководитель будете и в делах.
Информация о работе Сущность, виды и принципы планирования менеджмента