Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:50, доклад

Краткое описание

Мировой опыт показывает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Одной из задач регулирования экономики является ликвидация сбоев рыночных механизмов на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятия, реализация мер, направленных на предотвращения и преодоления банкротства предприятий.
Инструментами государственно регулирования служат нормативно-законодательная деятельность, финансовое управление, деятельность в сфере производства и перераспределения доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управлени.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций

Мировой опыт показывает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Одной из задач регулирования экономики является  ликвидация сбоев  рыночных механизмов на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятия, реализация мер, направленных на предотвращения и преодоления банкротства предприятий. 

Инструментами государственно регулирования служат нормативно-законодательная деятельность, финансовое управление, деятельность в сфере производства и перераспределения  доходов.

Источником нормативно-правовой деятельности служит  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации». Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону - застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом  против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

Застой,  или  стагнация,  производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

Первые нормативные акты, сформировавшие условия  и критерии банкротства , относятся к началу 1990-х годов. Так в соответствии с Законом РФ, принятым  19 ноября 1992 г. «О несостоятельности  (банкротстве)  предприятий»,  в качестве признания предприятия устойчивы м платежеспособным  были приняты критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности.

В 1998 году 1 марта вступил в силу второй закон «О несостоятельности (банкротстве)», который ориентировался на сохранение предприятия путем его реструктуризации (где это возможно), также в нем отсутствовала апелляция к понятию структура баланса. Кроме того, банкротство признавалось только арбитражным судом, что защищало предприятие от волюнтаристских решений властей.

Законодательство продолжало развиваться и уточняться,  и 26 октября 2002 года был издан Федеральный Закон №127 «О Несостоятельности (банкротстве)». Закон не только распространяется на должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе, но и вводит принципиально новый для России институт арбитражных управляющих, который положил начало новому виду предпринимательской деятельности. Особое место уделено независимой экспертизе. По данному Закону дело о банкротстве предприятия может быть возбуждено в случае неуплаты в течение трех месяцев долга в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (без штрафов и пеней). Такое четкое определение признаков банкротства вынуждает предприятие тщательно следить за динамикой своих долгов.

В случае неисполнения этого требования руководитель предприятия-должника лишается права занимать соответствующую должность и несет административную или уголовную ответственность.

Учредители и собственники имущества должны принимать меры по предупреждению банкротства.  Одним из методов урегулирования являются досудебные процедуры. Например, учредители могут предоставить финансовую помощь организации для погашения долгов в обмен на некоторые обязательства. Для такой помощи предусмотрена «досудебная санация», а санация как таковая в данном законе исключена из перечня применяемых процедур.

Кроме того, в законе закреплено право неразглашения сведений о банкротстве до соответствующего решения арбитражного суда.

В законе введена процедура наблюдения, продолжающаяся 3-5 месяцев. Процедура необходима для того, чтобы руководство не переводило имущество предприятия в другие структуры. В этот период предприятие работает в обычном режиме, но с некоторыми ограничениями. Администрация обязана согласовывать с временным управляющим все крупные сделки, сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов, кредитов и т. п. Если администрация не желает сотрудничать с временным управляющим, то ее руководитель может быть отстранен.  

Действие Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также на некоммерческие, организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов. Впервые предусмотрены особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц, например, сельскохозяйственных, кредитных, страховых и других, а также граждан, в т.ч. и индивидуальных предпринимателей. 
   В Законе дано четкое определение несостоятельности: это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию.

К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Закон предусматривает также возможность добровольного объявления о банкротстве и ликвидации на основании трех условий:

  1. наличия признаков банкротства
  2. принятия решения о ликвидации собственниками имущества данного предприятия; 
  3. наличия письменного соглашения всех кредиторов данного предприятия.

При ликвидации на этих условиях обязанности конкурсного управляющего выполняет председатель ликвидационной комиссии. Подать иск в арбитражный суд могут должник, кредитор или прокурор.

В Законе определены порядок работы и полномочия органов, представляющих интересы кредиторов в процедурах банкротства. 
  К ним относятся: 

1) собрание директоров, участниками  которого являются конкурсные  управляющие, кредиторы, налоговые и иные полномочные органы;

2) комитет кредиторов, который  представляет интересы конкурсных  управляющих, кредиторов и осуществляет  контроль над действиями внешнего управляющего.

Закон предусматривает, что к должнику могут быть применены следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные законодательством.

В любой из этих процедур участвует арбитражный управляющий — физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и обладающее специфическими знаниями в отношении должника и кредиторов.

Одним из основных моментов Закона «О несостоятельности (банкротстве)» является упрощенная система банкротства. Закон определяет, что она применяется к организациям, у которых:

1) стоимость имущества меньше требований кредиторов;

2) хозяйственные операции  не проводились на предприятии  в течение последних 12 месяцев;

3) стоимость имущества  не покрывает судебные издержки.

Эта система проводится в сокращенный срок. Особое внимание Закон уделяет ликвидации предприятий, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан. Они ликвидируются только в порядке конкурсного производства путем применения упрощенной процедуры. Требования кредиторов удовлетворяются в первую очередь, а в случаях недостатка денежных средств ответственность несут руководители и учредители таких организаций.

Финансовое регулирование - это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и, прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:

  • использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
  • обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
  • разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;

•     развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация  и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических  функций государства.

Социально-экономический  кризис сопровождается массовым и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. Поэтому стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках, и обеспечении гарантий максимального возврата средств, кредиторам, обанкротившегося предприятия. Федеральный Закон 2002 года «О несостоятельности» детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей - на его ликвидацию.

  1. Тесты контрольного задания

2.1 Социальная  функция антикризисного управления предполагает:  

а) сохранение на предприятии рабочих мест

б)сохранение источника финансирования местной коммунальной инфраструктуры

в) сохранение и увеличение источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

г) все перечисленное выше

д) иное.

Ответ: а.

Пояснение: Социальная функция антикризисного управления состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (включая затраты работников на поездки к месту работы, на их социальное обеспечение и др.), а также привлекать инвестиции.

    1. Кризис является закономерным явлением в экономике

а) нет

б) только для капиталистической экономики

в) да

Ответ: в

Пояснение: экономический кризис - одна из фаз цикла общественного воспроизводства, во время которой происходит обострение противоречий в процессе осуществления экономической деятельности, проявляющееся в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство).


Информация о работе Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций