Сущность и классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:28, контрольная работа

Краткое описание

Однако дело обстоит совсем по-другому. Большинство работ по различным аспектам управленческого решения были написаны вне деловых организаций или касались лиц, которые не являлись лицами, принимающими практические управленческие решения. Такой неорганизованный подход приводит к общему непониманию сущности управленческого решения. Более конкретно можно сказать, что не существует общепринятого понимания того, что представляют собой управленческие решения, кто их принимает и где они осуществляются. В данной статье делается попытка исправить такое непонимание или недопонимание посредством краткого изложения ряда теорий и концепций, которые воплощают в себе сущность управленческого решения. Усвоение предлагаемых точек зрения должно способствовать лучшему пониманию сущности управленческого решения и привести к более высокому уровню успеха относительно принимаемых решений в организациях всех типов [6].

Содержание

Сущность и классификация управленческих решений 1
Понятие, структура и виды конфликтов 2
Список литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

Основы менеджмента

Вариант 6.

 

Оглавление

 

 

Сущность и  классификация управленческих решений 1

Понятие, структура  и виды конфликтов 2

Список литературы 3

 

 

Сущность и  классификация управленческих решений

Итак, принятие управленческих решений является наиболее важным видом деятельности, осуществляемой менеджерами. Принимая во внимание большое значение этого вида деятельности, можно было бы предположить, что в существующей литературе по этому вопросу должно быть полное согласие в том, что касается определения характеристик и параметров управленческого решения [12].

Однако дело обстоит совсем по-другому. Большинство работ по различным аспектам управленческого  решения были написаны вне деловых  организаций или касались лиц, которые  не являлись лицами, принимающими практические управленческие решения. Такой неорганизованный подход приводит к общему непониманию  сущности управленческого решения. Более конкретно можно сказать, что не существует общепринятого  понимания того, что представляют собой управленческие решения, кто  их принимает и где они осуществляются. В данной статье делается попытка исправить такое непонимание или недопонимание посредством краткого изложения ряда теорий и концепций, которые воплощают в себе сущность управленческого решения. Усвоение предлагаемых точек зрения должно способствовать лучшему пониманию сущности управленческого решения и привести к более высокому уровню успеха относительно принимаемых решений в организациях всех типов [6].

Авторы согласны с Гербертом  А. Саймоном (Herbert A. Simon), который в своей классической работе о науке принятия решений в менеджменте определяет управленческое решение как процесс, синонимичный с самим процессом руководства (Simon, 1960). Когда в ходе выполнения своих обязанностей менеджеры принимают решения, то всегда присутствует ожидание успеха. Менеджеры всегда получают вознаграждение в той или иной форме за принятие эффективных решений, и их неизбежно критикуют или даже наказывают за допущенные ошибки.

Неизбежным атрибутом  эффективного управления являются достигнутые  успехи в области принятия решений. Они являются наиболее эффективным  показателем управленческих навыков  и умений. Они также являются наиболее существенным вкладом, который каждый менеджер может сделать в профессиональную организацию любого типа.

Данный вопрос начинается с обсуждения значимости управленческого решения. При этом объясняется, почему авторы считают, что данная тема заслуживает столь большого внимания. Дальнейшее обсуждение касается различных точек зрения на управленческое решение [8]. Например, если речь идет, прежде всего, о менеджменте, то это означает, что основное внимание уделяется самому процессу принятия решений; если подчеркивается окружающая рабочая среда, то это значит, что внимание уделяется контексту принимаемых решений; а если в фокус попадает организация, то тогда основное внимание направляется на внутреннее место принятия решений. Следующий раздел, в основном, имеет дело с различными способами классификации управленческих решений. При этом особое значение имеют внутренние характеристики управленческих решений, а также модели и стратегии принятия управленческих решений, в том числе и приемлемая классификация, касающаяся уверенности или неуверенности в конечном результате тех или иных решений. Полномочия, связанные с управленческими решениями, представляются в контексте их основных параметров и значащих проявлений. Управленческие решения осуществляются посредством динамического и внутренне взаимосвязанного процесса, состоящего из 6 функций принятия решений, которые представляются и обсуждаются в контексте [11].

Схема принятия управленческих решений представлена на рис. 1

Рис. 1. Процесс принятия управленческого решения

 

Решение предполагает предварительное  осознание целей и средств  действия. Осознание — это процесс, который базируется на информации о  цели и средствах действия. Однако это — не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств [6]. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.

Итак, раскроем сущность и характерные особенности решений

Важнейшим резервом повышения  эффективности всего общественного  производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.

Понятие «решение» в современной  жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт  выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной  трактовки понятия «решение»  заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Решение как процесс характеризуется  тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи  с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно  трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью  определённых правил.

Решение как результат  выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в  себя план (программу) действий по достижению поставленной цели [10].

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и  проявлением воли человека. Его характеризуют  следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
  • Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:
  • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки УР [2].

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений  как последовательная смена взаимоувязанных  стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Итак, рассмотрим основные виды управленческих решений:

  1. В зависимости от того, какое влияние данный акт оказывает на будущее предприятия, выделяют стратегические и тактические виды управленческих решений. Первые предполагают общие направления развития бизнеса с учетом целей в долгосрочной перспективе, вторые – конкретные методы, посредством которых можно реализовать первые.
  2. По масштабам основные виды управленческих решений могут быть глобальными или локальными. Локальные касаются только отдельных сторон работы организации, а глобальные охватывают все процессы на предприятии в целом.
  3. По продолжительности периода внедрения на практике виды и типы управленческих решений могут быть до 1 года (краткосрочные), от 1 года до 5 лет (среднесрочные), более 5 лет (долгосрочные).
  4. По степени обязательности выполнения виды управленческих решений делятся на ориентирующие (определение единого для всех направления), рекомендательные (не носят обязательного характера), директивные (обязательны для всех, принимаются высшим руководством) [5].

По своему функциональному  предназначению можно выделить такие  виды и типы управленческих решений, как контролирующие, т.е. оценивающие результат, регулирующие, т.е. определяющие методику исполнения, координирующие – помогают концентрировать усилия на конкретной проблеме.

Кроме того, отдельно можно  сказать о таких решениях, которые  принимаются в стандартных ситуациях, и о тех, что необходимы в обстоятельствах  форс-мажора. Если рассматривать данные виды управленческих решений, примеры  можно привести следующие. На предприятии  в конце года в течение многих лет действовало правило: часть  прибыли отпускать на выплату  премий за успешную работу сотрудников  в прошедшем году. В текущем  периоде 2 отдела саботировали работу организации, поэтому она понесла  убытки. Руководитель может принять  нестандартное, незапрограммированное  управленческое решение – отступить  от традиции, не выплатив сотрудникам  этих отделов привычной для них  премии [9].

Виды  управленческих решений по способам их принятия

Видится обоснованным выделение  данного типа действий менеджеров в  отдельный пункт. Ведь это даст возможность  подчеркнуть, насколько важно в  своей работе использовать различные  подходы для достижения эффективного результата.

Итак, управленческие решения  могут быть интуитивными, адаптивными или рациональными. Начнем с адаптивных управленческих решений, такими решениями называются те волевые акты, которые принимаются согласно имеющимся у менеджера профессиональным знаниям, личным умениям и на основе жизненного опыта. Рациональные решения – акты, основанные на анализе проблематики с научной точки зрения. В этом случае фундаментом для будущего решения становится обобщенный опыт специалистов в той или иной сфере. Интуитивные решения управленец принимает на основе собственных способностей предвидеть развитие ситуации и предполагать возможность достижения и качество результата. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти [11]. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.    

Итак, в какой бы сфере ни принималось решение, оно должно быть обоснованным, продуманным, обеспеченным ресурсами, своевременным, профессиональным, четким и понятным для всех звеньев бизнес-структуры. Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.  

 

Понятие, структура  и виды конфликтов

Существование разногласия (конфликта), столкновение различных  мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие  эволюционного развития.

Как и у многих понятий  в теории управления у конфликтов имеется множество определений  и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя  или более сторонами, которые  могут быть конкретными группами, личностями, организациями. Каждая сторона  делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель и мешать другой стороне, делать то же самое [12].

Термин «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Когда люди думают, о конфликте  они чаще всего ассоциируют его  с агрессией, угрозами, спорами, враждой, войной. В результате бытует мнение, что конфликт это явление всегда нежелательное и что его необходимо по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Авторы школы  «человеческих отношений» использовали конфликт как признак неэффективной  деятельности организации и управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения  в организации могут предотвратить  возникновение конфликта. Современная  точка зрения состоит в том, что  даже в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты  не только возможны, но даже могут быть желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер.

В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижении целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить множество альтернатив  или проблем. Это делает процесс  принятия решения более эффективным, а также дает людям возможность  выразить свои мысли и тем самым, удовлетворять личные потребности  в уважении и власти.

Роль конфликтов, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Каждый конфликт имеет свою причину или источник возникновения [6]. Наиболее вероятными причинами тяжелых затяжных конфликтов являются:

  1. Расхождение индивидуальных и общественных интересов.
  2. Резкое расхождение взглядов членов коллектива на одни и те же явления.
  3. Психологическая несовместимость сотрудников.
  4. Неверное отношение к критике.
  5. Бестактность, грубость руководителя к подчиненным.
  6. Неправильная стимуляция подчиненных поощрением и наказанием.
  7. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно приводит к конфликтам.
  8. Неумелое исполнение работы.
  9. Отдача противоречивых распоряжений несколькими руководителями одновременно.
  10. Конфликты из-за отсутствия или несоблюдения должностных инструкций.

Информация о работе Сущность и классификация управленческих решений