Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 19:16, реферат
Внешнеэкономическая политика государства представляет научно обоснованную систему мер и методов, законодательно определенных государством для организации и регулирования экономическими отношениями с другими странами, экономическими Союзами государств и отдельными иностранными экономическими агентами. В целях получения от этого экономического и политического эффекта государства в целом и ее резидентами.
Внешнеэкономическая политика государства является сложным комплексом, формирование и существование которого требует учета множества как внутригосударственных, так и внешних (международных) факторов. Для всех стран и отдельно взятой страны эти факторы могут быть и общими и специфическими.
Сущность и методы внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономическая
политика государства
Внешнеэкономическая
политика государства является
сложным комплексом, формирование
и существование которого
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.
Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.
Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.
В настоящее время, когда процесс мировой глобализации стал осуществляться ускоренными темпами, внешние факторы приобретают все более значимую роль. Особенно важными эти факторы являются при формировании концепции внешнеэкономической политики для стран-членов различных экономических и политических Союзов и стран участников других международных альянсов, например, для стран членов Европейского Союза (ЕС) или участников Всемирной торговой организации (ВТО) и т.д.
Однако для стран современного мира, в том числе и стран участниц Союзов, при формировании внешнеэкономической политики, помимо обязательного учета внешних условий, и сейчас определяющее место занимают внутринациональные факторы. Только учет текущего состояния и возможностей отечественной экономики, социальной и политической обстановки в стране, а так же национальных традиций и исторических условий позволяет каждому государству выбрать наиболее оптимальную модель связей с другими странами, определить приоритеты в них и, тем самым, максимизировать полный эффект от них.
Внешнеэкономическая политика вообще и, государства с переходной экономикой в частности, имеет сложную взаимозависимую структуру состоящую из блоков и отдельных звеньев. Ее основными составляющими являются внешнеторговая политика, валютная политика, таможенная политика, инвестиционная политика, налоговая политика и политика регулирования движения рабочей силы в страну и из страны.
В свою очередь, каждый из блоков, составляющих структуру внешнеэкономической политики государства, как правило, складывается из набора определенных подсистем.
Любая форма (блок, разновидность) внешнеэкономической политики, имея свое специфическое содержание и цель, одновременно является органической частью всей системы этой политики. Это означает, что осуществление каких-либо мер в той или иной сфере внешнеэкономической политики в определенной степени оказывает влияние практически на все другие составляющие сферы этой политики. Так, например, переориентация государства в области внешнеторговой политики (как в экспортной, так и в импортной) неизбежно влечет за собой изменения в таможенном, инвестиционном и других блоках этой системы.
Для выработки и осуществления своей внешнеэкономической политики государство располагает определенным набором методов и инструментов способных регулировать внешнеэкономическую деятельность.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью делятся на правовые, административные, прямые и косвенные.
Конкретную реализацию методов внешнеэкономической политики государство реализует посредством определенного арсенала специальных инструментов. Их множество. Реальные их формы и количество зависит от избранной государством экономической вообще и внешнеэкономической модели в частности. К таким инструментам могут относиться — регистрация нерезидентов и внешнеэкономических контрактов, лицензирование экспорта, таможенные пошлины, учетные ставки, налоговые сборы, целевые государственные заказы, адресные льготы, цеховые ограничения и многие другие.
Внешнеэкономическая политика государства не может быть раз и навсегда постоянной и строго определенной. Она изменяется как во времени, так и в пространстве. В связи с этим различают долговременную и текущую внешнеэкономическую политику государства.
Долговременная внешнеэкономическая политика определяет направление и действие государства во всех формах внешнеэкономических связей на достаточно продолжительный отрезок времени, как правило, на 5 лет и более. Целью этого вида политики является постановка задач и разработка решений по глобальным внешнеэкономическим проблемам. Это могут быть проблемы связанные со сменой курса внешнеэкономической деятельности, кардинальная переориентация структуры экспорта или импорта на другие страны или экономические Союзы, на новые виды товаров и услуг. Сюда же относятся проблемы связанные с изменением роли внешнеэкономических связей в создании ВНП и в экономике в целом и другие.
Текущая внешнеэкономическая политика представляет собой набор направлений и форм по тактическим, конкретным действиям государства на сравнительно небольшом отрезке времени. Это, как правило, политика избранная на текущий год или на ближайший период. Главной задачей текущей внешнеэкономической политики является определение набора методов и инструментов для оперативного регулирования внешнеэкономическими процессами с учетом изменяющейся внутренней и внешней обстановки на текущий момент или ближайшую перспективу. Так в условиях экономического кризиса государство вынуждено вносить существенные коррективы в таможенную, валютную и внешнеторговую политику. Изменение видов и форм внешнеэкономических регуляторов может иметь место и при ряде других обстоятельств. Например, это может произойти при неурожае в стране или существенном изменении цен на мировом или внутреннем рынке и т.д. Все такого рода обстоятельства, требуют своего учета и анализа, а потом, на основе этого, своевременной коррекции ставок, квот, акцизов и режимов, то есть определенных изменений в организации внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, внешнеэкономическая политика – это политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др.
Для выработки и осуществления своей внешнеэкономической политики государство располагает определенным набором методов и инструментов способных регулировать внешнеэкономическую деятельность.
Список использованной литературы
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
Фамилия Османова
Имя Темирис
Отчество Армановна
Ученая степень, звание -
Организация, должность ПГУ им С. Торайгырова, студент
Домашний адрес г.Павлодар, Сатпаева 247-223
Контактный телефон 87012336697
E-mail osa1.00@mail.ru
Секция 10.2 Менеджмент и маркетинг
Название доклада Сущность и методы внешнеэкономической политики государства
Сведения о содокладчиках Арбиева З.А., студент ПГУ. им. С. Торайгырова; Салимжанова Б.Б старший преподаватель ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар
Серия:
• магистранты/студенты;
Я намереваюсь:
• участвовать заочно.
Информация о работе Сущность и методы внешнеэкономической политики государства