Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:19, доклад
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте — это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей.
1.Сущность к.менеджмента
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте — это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами превращаются в главный фактор успеха предприятия. Трудовые ресурсы — это все работники предприятия, в том числе производственный и управленческий персонал (руководители и специалисты).
Кадровый менеджмент рассматривает
людей как достояние про
Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:
отношение к труду как источнику доходов предприятия;
Создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;
активная социальная политика.
Цель кадрового менеджмента — подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование профессиональной подготовки работников.
Управление кадрами — более широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:
подход к работнику как главному фактору реализации целей предприятия;
отношение к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
анализ потребностей предприятия в человеческих ресурсах;
анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;
формирование трудовых ресурсов предприятия;
создание системы
В философии менеджмента кадров сотрудники — это активы предприятия, человеческий капитал. Он предполагает меньший контроль за работниками, но большую мотивацию и стимуляцию труда.
При кадровом менеджменте требуется активная позиция и от самого сотрудника. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответствен за результаты труда, успехи и достижения. Это предъявляет особые требования к структуре предприятия, его политике в области организации производства и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы.
Кадровая политика из «реагирующей» превращается в активную, стратегическую, часть общей политики предприятия.
Кадровый менеджмент, то есть работа с персоналом, вышел на первый план и превратился в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:
безусловная ориентация на
требования законодательства о труучет
не только текущих, но и перспективных
потребностей предприятия в персонале,
исходящих из задач его развития,
прогноза рыночной конъюнктуры и
тенденции естественного
соблюдение баланса интересов предприятия и его работников;
создание условий для сокращения числа увольнений и уровня занятости;
широкое сотрудничество с профсоюзами;
максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.
Управление кадрами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл менеджмента трудовых ресурсов:
отбор работников;
оценка профессиональной деятельности;
система вознаграждения;
возможность обучения и повышения квалификации.
Управление трудовыми ресурсами включает также:
анализ рынка труда;
отбор, прием и адаптацию работников;
планирование карьеры
кадров, их профессионального и адми
анализ затрат и результатов труда;
обеспечение необходимых условий труда, создание хорошего социально-психологического климата;
разработку системы мотивации труда; участие в переговорах с профсоюзами;
разработку социальной и пенсионной политики организации;
разрешение конфликтов.
При планировании кадровой политики основные цели и задачи организации получают конкретное выражение в целях, разработанных для каждого направления кадрового менеджмента. Затем строят прогнозы относительно внутреннего и внешнего спроса и предложения трудовых ресурсов, составляют схему обеспечения кадрами и определяют приоритетные направления. Далее производят калькуляцию расходов (отбор кадров, руководство ими, обучение, переподготовка и т. д.).
При анализе имеющихся трудовых ресурсов должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Достаточно ли компетентны сотрудники организации;
заинтересованы ли кадры в успехе организации (отождествляют ли они себя с ней);
достаточно ли сотрудники психологически готовы к восприятию изменений (смогут ли осознать их пользу);
достаточно ли хорошо работники «вписываются» в существующую культуру производства;
какие внешние факторы влияют на качество и число персонала?
Цикл реализации планов в сфере трудовых ресурсов обычно начинается с отбора кадров — процесса, при котором на рынке труда подбирают сотрудников для выполнения определенных функций на предприятии. При отборе и принятии на работу новых сотрудников важно обеспечить, чтобы штат на предприятии всегда был укомплектован людьми, компетентными в своей области. Основная задача — привлечь на замещение каждой вакантной должности перспективных претендентов. Следующий этап — отобрать среди них наиболее подходящих.
При отборе сотрудников необходимо:
четко определить требования к данной работе путем тщательного анализа задач и предполагаемой ответственности;
составить описание функций и список требуемых качеств кандидата;
принять решение о внутреннем или внешнем отборе кадров (то есть внутри организации или на рынке труда);
выбрать из полученных заявок и договориться о встречах и собседованиях;
сделать выбор кандидата на основе результатов собеседований, тестов и рекомендаций.
Оценка профессиональной деятельности дается в процессе регулярных совещаний менеджеров с сотрудниками, обсуждения и оценки предстоящей профессиональной деятельности, а также их планов и возможностей. Этот процесс важен, так как внимание к каждому сотруднику в конкретной рабочей ситуации позволяет активизировать персонал, а также помогает осуществлять кадровое планирование. Такой подход можно использовать как сам по себе, так и в сочетании с материальным стимулированием. Результат работы сотрудника оценивается либо как заслуживающий вознаграждения, либо как требующий принятия мер по обучению и повышению квалификации работника.
В стратегическом плане задачи оценки профессиональной деятельности следующие:
повысить эффективность производства путем оптимального использования имеющихся трудовых ресурсов;
выявить сотрудников, способных
выполнять ответственную ра
помогать совершенствованию сотрудников, обращая внимание на их потребности, трудовую мотивацию, дарования, поощряя стремление к профессиональному росту;
способствовать повышению заработной платы в соответствии с возросшим профессиональным уровнем.
В тактическом плане задачи оценки профессиональной деятельности таковы:
повысить заинтересованность в труде;
слушая, вникая, обсуждая, добиваться лучшего взаимопонимания руководителей и подчиненных;
повысить уровень
четко доводить до сведения подчиненных оценку их деятельности;
ставить реальные и достижимые цели на ближайшее будущее;
рассматривать все возможные варианты кадровых перестановок внутри предприятия.
Вознаграждением называют то, как руководитель может поощрить подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение: все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самая распространенная форма выплат — заработная плата. Премии — форма материального вознаграждения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами предприятия. Существуют также нематериальные формы поощрения, которые может использовать менеджер: продвижение по службе, предоставление возможности для дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий. Все эти формы основаны на принципе мотивации, повышения заинтересованности работника в своем труде.
Необходимость в обучении и повышении квалификации определяется, исходя из пожеланий и потребностей фирмы. Крупные компании стремятся осуществлять программы подготовки менеджеров, сочетая обучение с практическим опытом, чтобы молодые профессионалы через 5—10 лет могли занять руководящую должность.
Фирмы вкладывают капитал в обучение и повышение квалификации кадров, хотя не все затраты окупаются, так как часть сотрудников может перейти в другие организации. Но благодаря тому, что фирмы поступают подобным образом, общий уровень подготовки кадров постоянно растет.
2.К.планирование
Кадровое планирование является важнейшим инструментом (средством, методом), используемым в управлении персоналом. Как составная часть всей системы планирования деятельности предприятия оно не может не испытывать на себе влияние изменений, происходящих при ориентации на рыночные отношения.
Система планирования на предприятии включает в себя разработку стратегического плана, долговременного плана, текущих и оперативных планов, инвестиционных планов, бизнес-плана и т.д. Если стратегический план определяет главные цели предприятия на 10-15 лет вперед, долговременный нацелен на решение отдельных проблем стратегии фирмы в течение ближайших нескольких лет, то текущее планирование увязывает все направления деятельности предприятия и работу функциональных служб предприятия, в том числе и службу управления персоналом. Текущие планы носят детальный характер.
Планирование потребности
в рабочих базируется на данных об
имеющихся рабочих местах, а так
же об их численности и структуре
в будущем периоде с учетом
развития производства внедрения плана
организационно-технических
Перспективное планирование
обусловлено длительностью
В отношении удовлетворения
потребности в специалистах в
условиях действовавшей ранее в
стране плановой системы заказов
на квалифицированную рабочую силу
предприятия вынуждены были проводить
расчеты как минимум на 2-3 года
вперед. В настоящее время с
функционированием рынка
План численности работников должен быть увязан с планом по сбыту продукции, финансовым и инвестиционным планом и др. Поскольку исходной точкой в планировании различных показателей является не план производства, а прогноз сбыта продукции, то и само планирование приобретает вероятный характер и его результатом является прогноз тех или иных показателей.
Наряду с тем, что кадровое
планирование носит перспективный
характер, оно должно быть тесно
увязано и с оперативной
Сущность кадрового
Термин «планирование
персонала» включает в себя все проблемы
сферы персонала, которые могут
возникнуть в будущем. Планирование
персонала, во-первых, служит целевому
планированию потребностей в области
персонала и, во-вторых, планированию
мероприятий, которые должны проводиться
для создания, развития, сохранения,
применения персонала, его оплаты, а
также для высвобождения
Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, который необходим для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать в прямой взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.
Целью планирования персонала является кратко-, средне- и долгосрочное определение потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и качественной связи. Это включает в себя не только обоснование гарантии развития предприятия, но и гарантии его экономического роста. Эти цели достигаются за счет оптимальной структуры персонала и наиболее успешной реализации потенциала сотрудников и кадрового потенциала фирмы.
Кадровое планирование -
это направленная деятельность организации
по подготовке кадров, обеспечению
пропорционального и