Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 10:40, лекция

Краткое описание

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса
2. Сущность менеджмента
3. Роль менеджмента в укреплении позиций на рынке
4. Разновидности менеджмента

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_1.docx

— 21.48 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса

2. Сущность менеджмента

   3. Роль менеджмента в укреплении позиций на рынке

        4. Разновидности  менеджмента

 

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса

 

Цель и задачи курса «Менеджмент» состоят в выработке у студентов конкретных знаний и практических навыков на практике управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей.

Цель лекционного курса - формирование менеджера-профессионала владеющего законами, категориями, принципами управления, умеющего творчески реализовать их на практике в каждой конкретной ситуации.

Задача курса - выработать идеальную профессиональную модель современного менеджера, которая включает в себя не только сумму теоретических знаний, но и систему умений и навыков, профессиональных, деловых и личностных качеств.

Менеджмент не является сугубо экономической  дисциплиной, хотя и базируется на основных положениях макро- и микроэкономики. Большую роль в его формировании как научной дисциплины сыграли психологические науки, педагогика, кибернетика, прикладная математика и отдельные разделы философии.

Сам менеджмент служит основой  для изучения маркетинга, коммерческой деятельности и ряда других дисциплин.

Предмет курса «Менеджмент» - это совокупность отношений, возникающих в процессе управления тем или иным объектом и связанных с деятельностью отдельных индивидуумов.

Содержание  курса предусматривает изучение теоретико-методологических основ менеджмента, организации работы предприятия содержания процесса управления и его составных частей, социально - психологических аспектов управления.

2. Сущность менеджмента

Менеджмент сегодня  стал необходимой реальностью, и  к нему в России проявляется активный интерес.

Сегодня в нашей стране существуют разнообразные представления  о менеджменте. Многие считают, что  это просто синоним понятия «управление» и не больше. При этом аргументируют  дословным переводом английского термина на русский язык. Между управлением и менеджментом много общего, но есть и различия.

В переводе с английского  языка слово «менеджмент» означает «управление».

Однако понятие менеджмент употребляется тогда, когда речь идет об управлении в рыночных условиях. Особенность управления в рыночных условиях объясняется тем, что деятельность предприятия здесь связана с  риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные  средства и рискуют ими. В данном случае ценной этого риска может  стать потеря собственности.

Современная семантика  слова «менеджмент» сложна. Фундаментальный  Оксфордский словарь английского  языка дает четыре определения этого  термина:

  1. Способ, манера общения между людьми.
  2. Власть и искусство управления.
  3. Особого рода умения и административные навыки.
  4. Орган управления, административная единица.

В менеджменте, как и в управлении в целом рассматриваются такие  понятия как объект и субъект  управления.

Объект управления – это то чем управляют.

Субъект – то, что управляет.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

Прямая – команда, поступающая  от субъекта к объекту управления.

Обратная – информация, поступающая  от объекта к субъекту управления.

Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения  других людей.

Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения.

Менеджмент является наукой – ведь чтобы добиться успеха, надо знать, как это делать, и уметь  применять свои знания на практике.

Менеджмент – это  практика, так как вбирает опыт многих крупных преуспевающих и  не сумевших выжить организаций.

Каждый человек в  организации имеет свои психологические  особенности, способности, недостатки, которые могут проявляться в  различных ситуациях, поэтому менеджмент еще и искусство.

Менеджмент ассоциируется  с органом или аппаратом управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и состоит из различных подразделений, имеет определённую иерархию. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, состоит в эффективном использовании координации всех ресурсов организации (капитала, оборудования, зданий, информации и др.) для достижения её целей.

Менеджмент рассматривается  как категория людей, занятых  управлением. Эта категория - менеджеры, чья работа состоит в руководстве усилиями всего персонала для достижения целей организации.

Менеджмент - это наука и практика управления. Менеджмент выделился в самостоятельную науку в XX веке, и её основу составляет вся сумма знаний, накопленных за все тысячелетия управленческой практики.

Понятие «управление» и  «менеджмент» соотносятся как общее  и частное. Можно управлять машиной, войском, государственными административными структурами, но такое управление не является менеджментом, т.к. здесь нет хозяйственной совместной деятельности людей, объединённых экономическими интересами и общей целью. Если под управлением принято считать воздействие на субъект с целью перевода его в состояние, определяемое задачами этого воздействия, то в менеджменте изучается только та сторона этого воздействия, которая связана с деятельностью персонала, обеспечивающего данный процесс. Следовательно, менеджмент как научное понятие имеет более узкое содержание, чем управление, и является его неотъемлемой составной частью.

 

3. Роль менеджмента в укреплении  позиций на рынке

 

Менеджмент - специфический  орган функционирующего коммерческого предприятия. Если на Западе речь заходит о каком-то предприятии, скажем, о фирмах «Мерседес-Бене» или «Дженерал-моторс», то люди имеют в виду, прежде всего менеджмент, т. е. руководство данного предприятия, так как оно представляет предприятие в обществе.

Деловое предприятие может  действовать только через свои органы, а это означает через руководство, или менеджмент. Любое предприятие, независимо от его правовой формы, обязано иметь руководство.

В отличие от других организаций, менеджмент производственных предприятий во всех своих решениях должен руководствоваться экономическими соображениями. Его существование и престиж обосновываются экономическими результатами деятельности.

Менеджмент - скорее практическая деятельность, чем наука или профессия, хотя им охватывается как  то, так  и другое.

В последнее время в силу сильной конкуренции между предприятиями стран Запада и перенасыщенности почти всех западных рынков в стиле руководства предприятием (менеджмента) произошли существенные изменения. Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создаёт новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Не зря говорят, что задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным.

Главное в менеджменте - ставить  перед собой цели, отвечающие интересам предприятия. В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятий старого стиля.

В соответствии с ещё  одним определением менеджмента  функция последнего заключается в том, чтобы создавать рентабельное предприятие на основе имеющихся людских и материальных ресурсов.

Предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего  качества по более низкой цене или предоставлять лучшие услуги, чем услуги конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Впрочем, предприятие - это, прежде всего люди. Отсюда следует третье определение термина: менеджмент - это организация работы людей, сотрудников. Люди являются важнейшим элементом производственного процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов.

Таким образом, обеспечение  существования предприятия рынке можно считать главной задачей менеджмента.

 

4. Разновидности менеджмента

 

1. Организационный менеджмент - управляет процессами создания организации, формирования или преобразования её структуры, механизма управления: выработки норм, правил, инструкций и проч.

2. Производственный менеджмент - обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путём её направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов.

3. Снабженческо-сбытовой менеджмент - управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения материалов, комплектующих изделий и т.д.

4. Инновационный менеджмент - осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, создание опытных образцов, товаров и услуг, внедрение их в производство.

5. Маркетинг-менеджмент - ведает важной и сложной сферой хозяйственной деятельности организации - поведением фирмы на рынке.

6. Персонал – менеджмент (кадровый) – решает вопросы управления персоналом.

7. Финансовый менеджмент – занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации.

8. Стратегический менеджмент – направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и его структурных подразделений.

9. Эккаунтинг менеджмент – управляет процессом сбора, обработки и анализа данных об организации, их сравнением с исходными показателями, вскрытия резервов.


Информация о работе Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики