Сущность, роль и этапы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса разработки и принятия решения руководителем предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 4
1.1.Понятие и типология управленческих решений 4
1.2.Качество и варианты управленческих решений 5
1.3.Основные этапы разработки управленческих решений 8
1.4.Принятие управленческого решения в реальной жизни 16
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 18
2.1.Управленческие решения в деятельности ООО «АКАНТИТ» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.rtf

— 367.47 Кб (Скачать файл)

 


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Кафедра коммерции и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Сущность, роль и этапы принятия управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

 

                       Выполнил:

                            студент группы 11231

  Дармаев А.В.

 

      Проверил:

   Доцент Лапшин А.Н.

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

 

Тема: “СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ”

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 4

1.1.Понятие и типология управленческих решений 4

1.2.Качество и варианты управленческих решений 5

1.3.Основные этапы разработки управленческих решений 8

1.4.Принятие управленческого решения в реальной жизни 16

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 18

2.1.Управленческие решения в деятельности ООО «АКАНТИТ» 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. [3, с 45]

Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса разработки и принятия решения руководителем предприятия.

 

1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1.1. Понятие и типология управленческих решений

Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим состоянием организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

Менеджер в течение своей деятельности вынужден постоянно принимать решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит от личных качеств руководителя, его национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. [2, c 21]

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

1.2. Качество и варианты управленческих решений

Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:

  1. Соответствие действующему законодательству и уставу;
  2. Обеспечение своевременности;
  3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;
  4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;
  5. Возможность организационной выполнимости;
  6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;
  7. Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;
  8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;
  9. Наличие возможности обоснованного положительного результата.

Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:

  1. Применение научных подходов;
  2. Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
  3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;
  4. Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
  5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;
  6. Правовая обоснованность;
  7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;
  8. Разработка системы ответственности и мотивации;
  9. Наличие механизма реализации решения;
  10. Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости;

Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:

количество вариантов должно быть не менее трёх;

в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;

формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):

  1. Фактор времени;
  2. Фактор качества объекта;
  3. Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;
  4. Уровень освоенности товара в производстве;
  5. Метод получения информации;
  6. Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;
  7. Фактор инфляции;
  8. Фактор риска и неопределённости.

 

1.3. Основные этапы разработки управленческих решений

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Отличительными чертами принятия решений в организации являются:

  1. сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  2. поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;
  3. процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  4. часть общего процесса управления;
  5. неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы. [13, c 50]

В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией. [10, c 37] Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата. [5, c 45]

Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов разработки и принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной c выполнением решения. Во многих иностранных источниках весь процесс разработки и принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.

Любое управленческое решение проходит через 3 стадии:

Стадия № 1.Уяснение проблемы.

Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.

Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.

Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов:

    1. способности системы управления делать это в режиме саморегулирования;
    2. опытности и индивидуальных характеристик менеджера.

Информация о работе Сущность, роль и этапы принятия управленческих решений