Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:57, доклад
Сфера торговли Забайкальского края – одна из самых динамично развивающихся сфер экономики и в настоящее время представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В крае функционируют свыше 9 тысяч объектов торговли общей торговой площадью 608,6 тыс. кв. м. В Забайкальском крае создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего в 2010-2011 годах было открыто порядка 300 предприятий розничной торговли, реконструировано более 180 предприятий, что позволило создать дополнительно около 2 тыс. рабочих мест.
Сфера торговли Забайкальского края – одна из самых динамично развивающихся сфер экономики и в настоящее время представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В крае функционируют свыше 9 тысяч объектов торговли общей торговой площадью 608,6 тыс. кв. м. В Забайкальском крае создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего в 2010-2011 годах было открыто порядка 300 предприятий розничной торговли, реконструировано более 180 предприятий, что позволило создать дополнительно около 2 тыс. рабочих мест.
Оборот розничной торговли в 2011 году составил 106,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,3 %. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2011 году Забайкальском крае увеличился по сравнению с предыдущим годом на 13,5 % и составил 96,4 тыс. рублей (в среднем поРоссийской Федерации – 133,4 тыс.рублей, по Сибирскому федеральному округу – 106,8 тыс.рублей).
По оценке Министерства, в крае действует более 50 федеральных и региональных торговых сетей. Наиболее развиты региональные сети («Привоз», «Караван», «Славел», «Любомир», «Спутник», «Элис», «Арбат», «Читинка», «Карина», «Роскошь», «Янта»). Особенность региональных розничных торговых сетей в том, что они являются частью компаний, включающих предприятия оптовой и розничной торговли. Однако сетевая торговля плохо развита в муниципальных районах края, особенно в отдаленных. Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Забайкальском крае, по данным Росстата, составляет 8,4 %
В Забайкальском крае достаточно активно проводятся ярмарки. За 2011 год проведено 495 ярмарок в 27 муниципальных районах и городских округах (в 2010 году - 402 ярмарки в 25 муниципальных районах и городских округах). Проведение ярмарок позволяет производителям, прежде всего, сельхозтоваропроизводителям расширить сбыт продукции, а населению – купить товары местного производства по доступным ценам.
Несмотря на активизацию ярмарочной торговли и деятельности розничных рынков, оборот розничной торговли формируется в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Их доля в структуре оборота розничной торговли составила 95,3 % (в 2010 году - 94,8 %), объем оборота вырос на 4,1 %. Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в обороте розничной торговли снизилась до 4,7 % против 5,2 % в 2010 году, объем продаж составил 89,6 % к 2010 году.
Значительное влияние на развитие торговли в Забайкальском крае оказывает ценовая ситуация на рынке товаров. Удаленность от основных производителей, неразвитость местного производства, высокие транспортные расходы, большое количество оптовых посредников между производителем приводят к постоянному росту цен в розничной торговле и создают барьеры для входа на рынок и ведения розничной торговли в Забайкальском крае.
Кроме того, необходимо выделить следующие проблемы торговой отрасли края:
недостаток складских объектов, высокая стоимость аренды и цен на объекты недвижимости и землю, высокая стоимость подведения коммуникаций;
неразвитость транспортной и торговой инфраструктуры - земли, торговой недвижимости, складов, дорог (особенно в сельской местности);
слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации, наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
В Забайкальском крае розничная торговля является привлекательной отраслью деятельности и активно развивается. В последние годы она приобретает все большее экономическое и социальное значение, внося существенный вклад в формирование валового регионального продукта. Доля торговли в валовом региональном продукте в 2009 г составила 14,3 %.
Оборот розничной торговли в целом в 2006-2010 гг. характеризуется устойчивым ростом объемов продаж в товарном эквиваленте, хотя темпы роста этих объемов и несколько ниже среднероссийских. За 2010 г. оборот розничной торговли в действующих ценах возрос на 11,9 %, в сопоставимых - на 3,9 %, на душу населения - увеличился за исследуемый период в 2 раза (табл. 1). Вместе с тем по последнему показателю Забайкальский край находится всего на 7-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 50-м - среди субъектов РФ.
В настоящее время имеются два основных
канала продажи товаров: розничная торговая
сеть; продовольственные, вещевые и смешанные
рынки. В крае в 2010 г. действовало 25 рынков.
Наблюдается устойчивая тенденция к универсализации
данных субъектов розничной торговли
на фоне значительного сокращения их общего
числа. Так, в 2009 г. к универсальным относились
17 рынков, или 71 % от общего количества,
в 2006 г. -57 %. Количество рынков сократилось
за исследуемый период в 2,6 раза, одни из
них ликвидированы, другие преобразованы
в стационарные торговые центры, комплексы
и супермаркеты, т. е. приближаются к требованиям
современных торговых форматов (рис. 1).
За последние пять лет открыты современные
торговые центры: «Макси» (общегородского
назначения), «Империал», «Остров», «Галерея»,
«Парад», «Виктория», «Палермо» и др. Наблюдается
увеличение количества пунктов продажи,
появление новых форматов магазинов (например,
супермаркеты, дискаунтеры и др.), получают
дальнейшее развитие специализация и
фирменные магазины. Достигнут рост продаж
методом самообслуживания и в кредит.
В целом торговый облик, в первую очередь
г. Читы, стал более привлекательным.
В развитии торговой сети хотя и наблюдаются
положительные моменты, но с учетом тенденций
глобализации торговая отрасль в Забайкалье
значительно отстает от современных трендов
и требований. Прежде всего отсталость
проявляется в развитии инфраструктуры
потребительского рынка товаров, незначительном
уровне качественных и структурных изменений
в отрасли, в частности становлении и развитии
торговых сетей и соответствующих им современных
форматов.
Первые розничные торговые сети в Забайкалье возникли в 2005-2007 гг. Мы склонны считать, что столь затянувшееся их появление обусловлено сильными позициями неорганизованной торговли (в том числе за счет близости границы с КНР, с чем связана активность развития экономического туризма и теневого бизнеса), низким уровнем платежеспособности населения, формированием товарных ресурсов за счет ввоза из других регионов и отсутствием поддержки местных органов власти развития современных торговых форматов.
В целом развитие сетевой торговли оказывает положительное влияние на внутреннюю торговлю и уровень конкуренции в Забайкальском крае. Здесь действуют более 40 федеральных и региональных сетей, розничную торговлю ведут более 250 магазинов. В настоящее время в крае имеются в основном продовольственные региональные сети, которые до сих пор находятся в стадии своего формирования. К ним относятся сети «Привоз», «Караван», «Читинка», «Народный» и др. Федеральные продовольственные торговые сети в регионе не представлены, в связи с чем не образуется конкурентное поле для улучшения торгового обслуживания, роста обеспеченности населения торговой площадью и формирования приемлемых цен. В отличие от крупных продовольственных федеральных ритейлеров, пока не проявляющих интереса к Забайкальскому краю, ритейлеры из соседних регионов, в частности Бурятии и Иркутской области, уже активно действуют на потребительском рынке Забайкалья, открывая магазины сетевых форматов (к примеру, сеть супермаркетов «Спутник» из республики Бурятии, сеть фирменных магазинов из Иркутской области «Янта» и др).
В непродовольственном секторе розничной
торговли получили развитие как региональные,
так и федеральные сети. Региональные
представлены в реализации товаров бытовой
химии, мебели, одежды, обуви, бытовой техники, ювелирных изделий, материалов
для ремонта и отделки; федеральные - в
реализации компьютерной и бытовой техники,
электротоваров, сотовой связи, парфюмерно-косметических
товаров (имеются магазины сетей «Эльдорадо»,
«ДНС», «Евросеть», «Связной», «Лэтуаль»
и др).
Как уже было отмечено выше, крупные федеральные
продовольственные ритейлеры пока не
проявляют интереса к региону, более опасны
ритейлеры из соседних регионов, о чем
убедительно свидетельствует опыт развития
торговой сети из г. Улан-Удэ - компании
«Спутник». Сеть начала осваивать торговое
пространство г. Читы сравнительно недавно
-в 2008 г. с построения и открытия крупного
супермаркета в отдаленном спальном районе
города. Она выгодно отличается от большинства
региональных торговых сетей в продуктовом
сегменте, поскольку применяет классические
схемы развития, имеет единую распределительную
систему, характеризуется централизованной
закупочной деятельностью, рас-
полагает наработанными связями с поставщиками, адаптированной системой лояльности покупателей. Ежедневно в магазинах сети совершают покупки более 12000 покупателей, создано 600 рабочих мест. В организационном аспекте компания «Спутник» применяет холдинговую модель развития и управления бизнесом. Программа развития бизнеса и региональной экспансии предусматривает стратегию расширения бизнеса за счет нового строительства и аренды торговых площадей с целью захвата данного сегмента и максимизации прибыли. В настоящее время сеть насчитывает 10 магазинов, что дает компании право считаться более крупной по сравнению с региональными торговыми сетями по количеству объектов, входящих в ее состав. Следует отметить, что для региона наиболее предпочтительной рассматривается стратегия создания новых организаций торговли и строительство торговых площадей. Это предполагает повышение обеспеченности населения региона объектами современной торговой инфраструктуры и торговой площадью.
Существенным сдерживающим фактором
расширения деятельности торговых сетей
и магазинов современных форматов выступает
крайне низкий уровень развития логистики в регионе
и сопутствующие этому явления: дефицит
современной оптово-складской инфраструктуры,
слабая транспортная обеспеченность,
плохое состояние дорог.
Основной проблемой совершенствования
региональных торговых сетей, по нашему
мнению, является отсутствие достаточных
инвестиций для налаживания сетевой торговли
и создания магазинов современных форматов,
низкий уровень бизнес-технологий, ориентация
на горизонтально интегрированные торговые
сети. Прогрессивные изменения происходят
лишь в краевом центре, в муниципальных
и сельских районах края сетевой торговли
практически нет - наблюдается пространственная
неравномерность в развитии современных
торговых форматов.
Итак, при исследовании состояния розничной
торговли в Забайкальском крае мы отмечаем
динамичное развитие отрасли, проявление
про-
цессов глобализации в появлении торговых сетей, современной инфраструктуры и соответствующих им торговых форматов. Но следует отметить, что по сравнению с другими регионами и Россией в целом сетевые технологии бизнеса применяются крайне слабо, отсутствуют крупные инвестиции в развитие сетевого ритейла. Существенными сдерживающими факторами выступают ориентация на горизонтально-интегрированные сети, отставание в адаптации логистических концепций и неадекватная розничному сетевому сектору организация процессов товародвижения, что предполагает повышение роли оптовой торговли в процессах товароснабжения.
Положительным моментом мы считаем имеющиеся предпосылки для развития сетевого ритейла региона в контексте горизонтальной и вертикальной интеграции бизнес-субъектов, в частности процессы отраслевой диверсификации, наметившиеся процессы пространственной интеграции торговых бизнес-структур. Существенные резервы для развития сетевого ритейла региона имеет система потребительской кооперации, что особенно важно для сельского сегмента потребительского рынка.
Таким образом, мы выделяем две основные задачи - развитие современной системы оптового посредничества и региональных, в том числе кооперативных, торговых сетей. Решение этих задач усилит глобализационные и интеграционные процессы в сфере розничной торговли края.