Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
Основной целью исследования является определение стиля руководства на данный момент в организации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретико-методологических аспектов проблемы стилей управленич предприятии...
2. Определение стиля руководства на предприятии ....
3. Выяснив стиль руководства на основании подобранных методик, предложить рекомендации по улучшение руководства в системе менеджмента организации.
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной
работе перед каждым руководителем стоит
проблема, как согласовать свои действия
с действиями подчиненных. Успех работы
менеджера зависит от очень многих обстоятельств:
содержания задачи и сроков ее решения;
личности руководителя, особенностей
коллектива или характера подчиненного;
специфики сложившееся ситуации и др.
Но все же вопрос «когда какой управленческий
стиль применять?» является, пожалуй, наиболее
сложным в менеджменте.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что в рыночной экономике предприятие само принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Оно самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе, такие как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и многое другое.
В настоящих условиях предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличение объема и усложнения характера, выполняемых менеджерами работ.
Существенно растет и ответственность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех предприятия в достижении его целей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление предприятиями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.
Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменением в окружающей среде. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.
Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики, а процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей.
Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах.
Таким образом, эффективная работа всей организации находится в значительной зависимости от существующей в ней системы управления персоналом. Которая, в свою очередь, напрямую зависит от того, насколько высококвалифицирован руководитель данного предприятия.
Осознание проблемы, построения эффективной системы управления предприятием, на сегодняшний день, особенно важно, поскольку меняется сам подход к управлению предприятием в целом и всех его элементов.
Данная
работа посвящена анализу повседневной
деятельности руководителя. В ней рассматриваются
основные приемы и методы работы менеджера.
Работа имеет особую актуальность в данный
момент, так как сейчас особое внимание
стало уделяться вопросам наиболее эффективного
взаимодействия руководителя с подчиненными.
Объектом исследования будет являться сотрудники .....;
Предметом
исследования являются стили руководства.....;
Основной целью исследования является
определение стиля руководства на данный
момент в организации.
Для достижения этой цели поставлены следующие
задачи:
1. Изучение теоретико-методологических аспектов проблемы стилей управленич предприятии...
2. Определение стиля руководства на предприятии ....
3. Выяснив стиль руководства на основании подобранных методик, предложить рекомендации по улучшение руководства в системе менеджмента организации.
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы стиля руководства в системе менеджмента организации
1.1. Понятие стиля руководства
Под стилем руководства можно понимать общую характеристику
способов, с помощью которых происходит
взаимодействие руководителей и подчиненных.
Он отражает методы работы руководителя,
организацию деятельности, взаимоотношения
в коллективе, приоритеты, позиции администрации,
преобладающую систему ценностей, тип
культуры, и т.д.
Исторически первым и до сегодняшнего
момента, видимо, наиболее распространенным
на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным.
Он основывается на отдаче подчиненным
в приказной форме распоряжений без всяких
объяснений их связи с общими целями и
задачами деятельности организации. Применяющий
его руководитель отдает предпочтение
официальному характеру отношений, поддерживает
между собой и подчиненными дистанцию,
которую те не имеют право нарушить. Но
ему нужно обладать достаточной властью,
чтобы навязывать свои решения другим.
Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.
Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.
Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.
В этих условиях работники легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии, охотнее принимают изменения, больше доверяют менеджерам, которые фактически разрабатывают и реализуют эти решения, чаще выдвигают самостоятельные идеи.
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на столько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический -- сложными, где на первом месте выступает качество.
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль -- доверию, подчинение -- сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное "мягкое управление", нацеленное на создание "управляемой автономии" отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки "выдвиженцев". Последние от его имени
управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится и его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
1.2. Разные представления стилей руководства
1.2.1 Концепция К. Левина
Ïåðâûå íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè ñòèëåé óïðàâëåíèÿ ìàëîé ãðóïïîé áûëè ïðîâåäåíû íåìåöêèì ïñèõîëîãîì Êóðòîì Ëåâèíûì (1890-1947ãã.) âî âòîðîé ïîëîâèíå 40-õ ãîäîâ. Îí ñîçäàë äâå ýêñïåðèìåíòàëüíûå ãðóïïû äëÿ âûÿâëåíèÿ ôàêòîðîâ, âëÿþùèõ íà ãðóïïîâóþ äåÿòåëüíîñòü. Îíè ñîñòîÿäè èç äåòåé 10-12 äåòåé, äåëàþùèõ òåàòðàëüíûå ìàñêè. Ðóêîâîäèòëåì â ãðóïïàõ áûë îäèí è òîò æå ýêñïåðåìåíòàòîð, èñïîëüçîâàâøèé äâà ñòèëÿ - àâòîðèòàðíûé è äåìîêðàòè÷åñêèé.
Выяснилось, что эти стили по-разному оказывали влияние на атмосферу в группах, самочувствие, настроение ребят и результативность их работы.
В дальнейшем руководитель использовал попустительский стиль (lassie-faire), который оказался самым неэффективным.
Эксперимент, проведенный К. Левиным, позволил сделать следующие выводы:
1. «Вне руководителя» существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем - одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность» - нежелательная болезнь в этой профессии.
2. Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно «уловить» их в используемых формах и методах.
3. Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.
В итоге Левин выделил три стияля руководства:
1. Авторитарный (директивный);
2. Демократический (коллегиальный);
3. Нейтральный (попустительский). Основным критерием, отличающим один стиль
управления от другого, является способ принятия решения руководителем. Существуют два способа принятия управленческих решений -- демократический (коллегиальный) и авторитарный (директивный). Какой из них более эффективен? Некоторые исследователи склонны считать, что демократический. В защиту своего мнения они приводят такие аргументы: уменьшается риск принятия неверного решения, в ходе обсуждения возникают альтернативы или новые варианты решения, невозможные при индивидуальном анализе, появляется возможность учесть позиции и интересы каждого и т. д.