Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:01, контрольная работа
Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы.
Введение. ….....................................................................................................
1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента. …
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности
менеджмента. …..............................................................................................
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления. …...........
1.3 Пути повышения эффективности управления. …...........................
Заключение…………………………………………………………………
Содержание
Введение.
….............................
1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента. …
1.1
Понятие и социально-
менеджмента.
….............................
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления. …...........
1.3 Пути повышения эффективности управления. …...........................
Заключение………………………………………………
Введение
1
Теоретические аспекты
изучения эффективности
менеджмента
1.1
Понятие и социально-
эффективности менеджмента
В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.
Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.
Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.
Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов. 1
Проблема
эффективности менеджмента
· управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
· затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
· характера управления труда;
· эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.
В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.
В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента - это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.
В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.
Результаты
и эффективность
Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.
Эффект управления складывается из трех составляющих:
· экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
· социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
· социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта. 3
Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:
- по средствам
воздействия - целевая, стратегическая
и тактическая, планируемая,
- по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
- по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
- по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
- по видам
систем менеджмента - маркетинговая,
инновационная,
Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.
По продолжительности
влияния выделяют факторы, влияние
которых сказывается на протяжении
длительного времени (технический
уровень производства, стиль управления
и др.) и которые действуют
По характеру
влияния различают факторы
По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.
По форме
влияния различают факторы
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Изучение
эффективности менеджмента является
довольно сложным процессом, поскольку
предполагает учет различных факторов
и предпосылок, которые оказывают совокупное
влияние на управленческую деятельность.
4
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления
Как было сказано выше, оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.
Исходя
из определения эффективности
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая
оценка приводит к
3) результат
управления может быт не
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить. 5
Чтобы избежать
неточностей в результатах
Узкая эффективность
оценивается сопоставлением затрат
на то или иное управленческое мероприятие
с изменением показателей действующей
системы управления. Для оценки узкой
эффективности менеджмента
Уровень
технической вооруженности
Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности.
Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение:
ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ,(1.2.1)
где ЭУ1 -
эффективность системы
ЗУ - годовые затраты на управление,
ФОС - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ФОБ - среднегодовая сумма оборотных средств.
Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле:
Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП), (1.2.2)
Информация о работе Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента