Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:13, реферат
Внутренняя и внешняя среда любой современной организации характеризуется динамичностью и высокой степенью взаимосвязанности. В таких условиях успех деятельности предприятия зависит не только от адаптивности – способности организации эффективно и оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, но и комплексности методов и подходов к управлению, ориентированности всего потенциала компании на достижение уставных целей
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегии производства 5
1.1. Функциональный аспект планирования как основополагающего элемента разработки стратегий организации 5
1.2. Сущность и содержание производственной программы 12
1.3. Основные подходы к разработке производственной стратегии 21
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегии
производства 5
1.1. Функциональный аспект планирования
как основополагающего элемента разработки
стратегий организации 5
1.2. Сущность и содержание производственной
программы 12
1.3. Основные подходы к разработке производственной
стратегии 21
Введение
Внутренняя и внешняя среда любой современной
организации характеризуется динамичностью
и высокой степенью взаимосвязанности.
В таких условиях успех деятельности предприятия
зависит не только от адаптивности – способности
организации эффективно и оперативно
реагировать на изменения внутренней
и внешней среды, но и комплексности методов
и подходов к управлению, ориентированности
всего потенциала компании на достижение
уставных целей. В этом контексте уместно
использования понятия стратегического
управления (менеджмента), как одного из
важнейших инструментов обеспечения стабильного
и эффективного функционирования организации.
Предметом стратегического управления
могут является совершенно разные аспекты
деятельности предприятия – это и долгосрочная
политика в области кадрового потенциала,
и формирование перспективной финансовой
устойчивости организации, и производственная
стратегия, и т.д. Комплексность предметов,
регулирование которых целесообразно
на стратегическом уровне, обуславливает
специфику и сложность разработки стратегических
планов. Одной из наиболее распространенных
проблем разработки стратегических программ
является отсутствие в практике управления
организации целеполагания, перспективных
целей. До сих пор в нашей стране сильны
подходы к управлению, основанные на тактических,
оперативных решений, не скоординированных
между собой в контексте стратегического
плана развития компании.
Тем не менее, при отсутствии на предприятии
стратегического подхода к управлению
его ресурсами – финансовыми, человеческими,
производственными – значительно снижает
его эффективность в долгосрочной перспективе.
Иными словами, стабильное развитие в
таких условиях становится вопросом теории
вероятности, случая. Именно поэтому деятельность
в области разработки организационных
стратегий является важным средством
снижения рисков и минимизации угроз предприятия,
его скоординированного, поступательного
и стабильного развития. Все вышесказанное
и обуславливает актуальность выбранной
нами темы.
Объектом исследования выступает ЗАО
«Тракторозаводской хлебокомбинат», предметом
исследования является деятельность по
разработке и реализации производственной
стратегии исследуемого предприятия.
Таким образом, целью настоящей работы
является изучение и совершенствование
деятельности по разработке и реализации
производственной стратегии ЗАО «Тракторозаводской
хлебокомбинат».
Достичь обозначенной цели возможно за
счет последовательного решения следующего
круга задач:
– ознакомление с теоретическими аспектами
стратегического планирования;
– выделение основных подходов к разработке
и реализации производственной стратегии;
– изучение наиболее важных для целей
исследования аспектов деятельности предприятия;
– описание и анализ практикуемого подхода
к производственному планированию, в том
числе, и стратегическому;
– формулирование выводов и рекомендаций
по разработке и реализации производственной
стратегии в ЗАО «Тракторозаводской хлебокомбинат».
Введение
Глава 1. Стратегическое управление организацией
1.1
Определение стратегического
1.2 Определение миссии и целей организации
1.3 Анализ и выбор стратегии
1.4 Реализация стратегии
1.5
Процесс выбора стратегии
Введение
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.[1]
А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящие организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Также рассматривается стратегия развития предприятия молочной промышленности Челябинской области 0А0 «Чебаркульский молочный завод» - его цели и задачи, выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.
Глава 1. Стратегическое управление организацией
1.1 Определение стратегического управления
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
1. Анализ среды.
2. Определение миссии и целей.
3. Выбор стратегии.
4. Выполнение стратегии.
5. Оценка и контроль выполнения.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:
1.
Анализ макроокружения
2.
Конкурентная среда
3.
Анализ внутренней среды
1.2 Определение миссии и целей организации
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов: определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.
Основная общая цель предприятия – четко выраженная причина его существования – обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
· выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
· определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
· выявление культуры фирмы.
Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них эта миссия кажется очевидной – получение прибыли. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.[3]
Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
1.3 Анализ и выбор стратегии
Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию.
Стратегию ограниченного роста применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.
Стратегия роста чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Стратегия сокращения выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.[4]
1.4 Реализация стратегии
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
Информация о работе Теоретические аспекты разработки стратегии производства