Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании деятельности по управлению персоналом в международном бизнесе на примере японской, американской, российской и европейской моделей.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены и решались следующие задачи:
- раскрыть основные подходы к управлению персоналом;
- раскрыть понятие «международный бизнес» и определить его основные черты;
- определить понятие «управление персоналом»;
- определить значение управления персоналом;
- раскрыть особенности японской модели управления;
- раскрыть особенности американской модели управления;
- раскрыть особенности европейской модели управления;
Введение
В связи с активным развитием процессов интеграции и глобализации в мировом пространстве, активно развиваются экономические отношения между странами, в том числе международный бизнес.
Целью любой экономической
Но каждая страна имеет свою культуру и черты присущие только ей. Японцы известны тем, что не отрывают себя от компании, а считают репутацию фирмы, в которой они работают, своёй собственной репутацией. Американцы живут по принципу: « Каждый за себя». Немцы славятся свое пунктуальностью и аккуратностью. Естественно всё это накладывает отпечаток и на деятельность по управлению персоналом.
Всё выше сказанное определило актуальность темы исследования.
Объектом исследования является международный бизнес.
Предметом исследования является деятельность по управлению персоналом в международном бизнесе.
Цель курсовой работы заключается в исследовании деятельности по управлению персоналом в международном бизнесе на примере японской, американской, российской и европейской моделей.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены и решались следующие задачи:
- раскрыть основные подходы к управлению персоналом;
- раскрыть понятие «международный бизнес» и определить его основные черты;
- определить понятие «управление персоналом»;
- определить значение управления персоналом;
- раскрыть особенности японской модели управления;
- раскрыть особенности
- раскрыть особенности европейской модели управления;
- раскрыть особенности российской модели управления;
- определить тенденции и
Теоретико-методологическая база исследования формировалась на основе трудов отечественных ученых, таких как Сухарев С. А., Журавлёв П. В., Пивоваров С.Э., Тарасевич Л. С. и др. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе реализации различных методов, в том числе использовались системный подход, методы и технологии научного исследования, в том числе логический метод и табличные приемы визуализации статистических данных.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных сети Интернет. Совокупность использованных данных, соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 Теоретические аспекты управления персоналом в международном бизнесе
1.1 Основные подходы к управлению персоналом
Управление персоналом основывается на концепции управления - обобщенном представлении о месте человека в организации. Можно выделить три основных подхода к управлению персоналом: экономический, органический, гуманистический.
Экономический подход. Он дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (точнее инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей в организации. Здесь организация означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо. [3, с. 145]
Можно выделить основные принципы данной концепции:
1) обеспечение единоначалия - подчиненные получают приказы о выполнении работ только от одного начальника;
2) соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
3) фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
4) соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации - штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
5) достижение баланса между властью и ответственностью – нельзя делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если у него нет соответствующих полномочий;
6) обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;
7) достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;
8) обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей;
9) заслуженное вознаграждение, повышающее моральное состояние. [3, с. 146]
Положительные и отрицательные черты данного подхода показаны в табл. 1.
Таблица 1 − Положительные и отрицательные черты экономического подхода.
Положительные черты |
Отрицательные черты |
Четкая задача для исполнения |
Сложность адаптации к меняющимся условиям |
Достаточно стабильная среда |
Строгая заданность и иерархичность управленческой структуры затрудняет принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации |
Производство одного и того же продукта |
Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия |
Человек признаёт себя частью машины и себя ведёт запланировано |
Использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным только при низкоквалифицированном труде |
Органический подход. В рамках этого подхода последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Органический подход вывел управленческую деятельность за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации.
В рамках этого подхода появилось совершенно новое представление об организации, основанное на перенесении внимания на человека. Организация стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.
Очевидно, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
а) действуют на основе неполной информации;
б) способны исследовать только ограниченный
набор вариантов каждого
в) неспособны точно оценить результаты. [3, с. 148]
Таким образом, органический подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
1) необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет предприятие.
2) организацию надо понимать во взаимосвязанных терминах - внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой.
3) между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции. [3, с. 148]
Положительные и отрицательные черты данного подхода показаны в табл. 2.
Таблица 2 − Положительные и отрицательные черты органического подхода.
Положительные черты |
Отрицательные черты |
Цели организации подчинены взаимодействию с окружающей средой |
Не учитывается социальность организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей |
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений |
Предположение о “функциональном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение различных подсистем организации |
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учет естественных возможностей в процессе инновации |
Вместо изменения курса
ответственность может |
Повышенное внимание к “экологии” внутри - и межорганизационных взаимодействий |
Гуманистический подход. Он исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.
При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
Здесь важно насколько работники предприятия объединены в существующую систему ценностей и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы.
Положительная роль гуманистического
подхода в понимании
1) культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым.
2) представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д.
3) подход позволяет реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
4) в рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. [3, с. 154]
Информация о работе Теоретические аспекты управления персоналом в международном бизнесе