Теоретические основы дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Цель изучения учебной дисциплины — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследований систем управления.
Сфера использования знаний, умений и навыков по осуществлению исследований СУ может распространяться на сферы материальных и нематериальных отраслей национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУт.1.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ

Карельский  Институт Туризма филиал РМАТ

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

По предмету: ” Исследование систем управления”.

 

Тема: “Теоретические основы дисциплины”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 5 курса

Касьянов Александр

Специальность: Менеджмент туризма

Проверил: Конев И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2007

 

1 Предмет изучения дисциплины

 

Дисциплина  «Исследование систем управления»  — одна из основных для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Она основывается на материалах курсов «Менеджмент», «Статистика», «Информационные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения специальных дисциплин соответствующих специальностей, а также для ряда элективных дисциплин. Кроме того, учебную дисциплину «Исследование систем управления» непосредственно или основные ее вопросы в рамках других дисциплин наряду со студентами вузов изучают почти во всей системе повышения квалификации и послевузовского образования.

Предметом данной дисциплины выступают процессы исследования СУ, их подсистем и элементов применительно к организациям различного иерархического уровня материальных и нематериальных отраслей национального хозяйства.

Цель изучения учебной дисциплины — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследований систем управления.

Сфера использования  знаний, умений и навыков по осуществлению исследований СУ может распространяться на сферы материальных и нематериальных отраслей национальной экономики.

Приобретение  студентами и слушателями соответствующих  знаний, умений и навыков должно позволить им на достаточно высоком научно-методическом уровне исследовать различные действующие СУ и совершенствовать их применительно к условиям рыночных отношений и конкуренции.

Исследователя СУ, ученого можно сравнить с переводчиком. Он переводит скрытые «записи» управленческих процессов в системе, имеющиеся в них связи, отношения на доступный и понятный всем язык, определяет, казалось бы, известные многим пути совершенствования СУ. Потом выясняется, что об этих процессах все знали, но вот только не могли сформулировать их цели, задачи, использовать нужные формулы, установить закономерности, чтобы принимать правильные решения. В связи с этим исследователь должен знать как предмет исследования, так и его объект.

Для обоснования  необходимости наличия у исследователей знаний, профессионализма, компетентности и достаточного понимания процессов, происходящих как в объекте в целом, так и непосредственно в системе управления, можно привести цитату из письма лауреата Нобелевской премии Л. Капицы И. Сталину о Л. Берии при назначении последнего руководителем атомного проекта: «Дирижер должен не только махать палочкой, но и понимать партитуру». Действительно, проводить исследования в той или иной области знаний должен специалист, а не дилетант. Никому в голову не придет назначать капитаном океанского корабля бухгалтера, торгового работника по закупке топлива, продовольствия или финансиста по привлечению инвестиций или кредитов, хотя и ему требуются знания по бухучету и анализу хозяйственной деятельности, приобретению припасов в портах и т.п. И все-таки прежде всего капитан должен быть отличным специалистом по судовождению, навигации и корабельной механике. Это относится не только к исследованиям конкретных систем, но и к управлению организациями вообще.

 

 

2 Исследования  и их роль в научной и практической деятельности

ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понимание определений  терминов и понятий имеет в  управлении в целом и при его исследовании в частности исключительное значение. А. П. Чехов в своем произведении «Пассажир 1-го класса» устами одного из героев сказал: «... знай мы, что такое слава, нам, может быть, были бы известны и способы ее достижения». Данное высказывание можно отнести и к определениям терминов в области исследования СУ. Действительно, если все мы будем однозначно понимать термины по управлению, то, наверное, в 2—3 раза сократится количество заблуждений и споров, и люди смогут быстрее находить эффективные решения многих проблем.

 

Исследование как научный труд, научное изучение и процесс познания всегда находилось под пристальным вниманием ученых. В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания. Вместе с тем его можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

 

Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний. Его также можно рассматривать как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объекта) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.

Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. К таким характеристикам в первую очередь относят: потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач); его цель, объект и предмет; методология, вид исследования, ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей); результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п.

При проведении исследования важно правильно и  четко определить цель, объект и предмет исследования. Большое значение имеет также сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских  работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».

 

Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:

  • желаемое будущее состояние;
  • желаемые состояния или результаты;
  • идеальное представление желаемого результата деятельности;
  • идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности;
  • идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
  • ключевые результаты,  к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени;
  • конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессом их реализации;
  • конкретные конечные состояния;
  • обозначение в сознании предвосхищения некоторого результата, на достижение которого направлены или будут направлены действия субъекта — носителя этой цели;
  • один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей реализации с помощью определенных средств;
  • осознаваемый руководителями  и исполнителями  необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально- 
    экономических законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
  • предмет произвола человека, представление о котором определяет действия по созданию этого предмета;
  • предмет стремления, то, что надо или желательно осуществить;
  • некоторое конечное состояние, к которому система стремится в силу структурной организации;
  • конечное состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
  • то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;
  • устойчивое целое, сохраняющееся в беспрерывном изменении частей;
  • благое состояние духа.

 

Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и выраженное:

1) количественно (сколько);

2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;

3) срок достижения (когда);

4) ответственного  исполнителя (кто);

5) ограничения  по ресурсам (чем).

 

Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.

Применительно к исследованию наиболее предпочтительно  рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Очевидно, что  цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.

 

ОБЪЕКТ И  ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект  исследования в общем случае — это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.

Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.

Внутренняя  среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг. Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды: микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду  могут характеризовать: взаимосвязанность  факторов внешней среды, уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие; сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать; подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды объекта; неопределенность — функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота изменений.

Очевидно, что  исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения. По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования. Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы. В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования и планирования, организации, координации, контроля и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Прогресс» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

 

3 Роль и принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления

РОЛЬ  МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ученого, исследователя  СУ, можно сравнить с переводчиком, который переводит скрытые «записи» управленческих процессов в системе, их связи и отношения на доступный и понятный всем язык, определяет, казалось бы, известные многим пути совершенствования СУ. Обычно потом выясняется, что об этом все знали, но вот только не могли сформулировать, найти нужных определений. Однако бывают ситуации, когда «перевод» ученого нужно еще раз переводить. Это нередко вызвано необоснованным использованием иностранных слов. Наглядной тому иллюстрацией может служить пример, связанный с высказыванием прославленного литературного персонажа О. Бендера по поводу дебюта в шахматах.

Каждый менеджер-практик при выполнении своих обязанностей и функций зачастую вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности. Для ее уменьшения требуется проводить исследования СУ и уже на основе новых полученных знаний формировать необходимое решение. Особенно это относится к решениям проблем и задач стратегического и тактического характера. Участие менеджеров и всего управленческого персонала в исследованиях СУ не только является исключительно эффективной формой повышения их профессиональной квалификации, но и существенно способствует научности, динамичности, перспективности и в итоге конструктивному выполнению ими функций управления с более высоким качеством.

Информация о работе Теоретические основы дисциплины