Глава 1. Теоретические
основы понятия Кадровая стратегия.
- Понятие кадровой стратегии.
Кадровое направление – одно из
направлений деятельности организации,
в рамках которого решается весь комплекс
задач, связанных с удовлетворением ее
потребностей в человеческих ресурсах
и эффективным управлением ими.
От эффективности функционирования
рассматриваемого направления прямо
зависят основные результаты рыночного
функционирования организации – ее конкурентные
позиции, финансовые результаты, степень
защищенности от различных угроз. В частности:
· профессиональная компетентность
и ответственность персонала прямо влияет
на характеристики продукции или услуг
организации, следовательно, на их привлекательность
в глазах покупателей и клиентов;
· лояльность персонала является
главным условием обеспечения безопасности
имущественных и неимущественных интересов
организации от вероятных угроз со стороны
конкурентов, криминала, прочих злоумышленников;
· преданность персонала интересам
своего работодателя служит важной предпосылкой
для реализации различных инноваций, направленных
на укрепление ее рыночных позиций;
· эффективное управление персоналом
выступает необходимым критерием высокой
корпоративной культуры организации.
Кадровая стратегия – закрепленная в соответствующем
программном документе организации совокупность:
· стратегических целей, сгруппированных
по нескольким базовым направлениям кадровой
стратегии, т.е. - кадровым политикам;
- стратегических подходов к достижению установленных целей.
- варианты практической реализации этих подходов.
Рассмотрим основные направления
кадровой стратегии в их логической
последовательности.
Первым направлением стратегии
выступает ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА. Главной
ее целью является эффективная профилактика
кадровых рисков количественного характера,
обеспечивающая, с одной стороны, полное
удовлетворение потребностей организации
в человеческих ресурсах необходимой
квалификации и, с другой стороны, отсутствие
нерациональных затрат на содержание
не в полной мере загруженных работой
сотрудников.
В рамках данной политики должны
быть определены стратегические подходы,
заключающиеся в выборе приоритетных
для конкретной организации:
- сегмента рынка трудовых ресурсов, с которого предполагается привлекать основную часть новых сотрудников;
- методов привлечения кандидатов на трудоустройство, обеспечивающих возможность замещения вакантных рабочих мест на конкурсной основе;
- подхода к организации отбора кандидатов на трудоустройство, уменьшающего вероятность зачисления в штат сотрудников, не соответствующих установленным требованиям к замещаемым рабочим местам;
- подхода к организации сокращения персонала.
Вторым направлением кадровой
стратегии выступает ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДА ПЕРСОНАЛА. Главной целью данного
направления кадровой стратегии является
использование тех форм организации труда,
которые в наибольшей степени отвечают
отраслевой специфике организации и технологическим
особенностям производственной деятельности
конкретных трудовых коллективов или
отдельных сотрудников.
В рамках данной политики должны
быть определены следующие стратегические
подходы:
- общий стратегический подход к организации труда персонала, основанный на принципе либо жесткой централизации управления, либо передачи основных функций низового планирования, регулирования и контроля на уровень конкретных трудовых коллективов;
- приоритетный для конкретного предприятия стратегический подход к организации труда сотрудников основных производственных подразделений.
Третьим направлением стратегии
выступает ПОЛИТИКА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА.
Ее главной целью является создание
у всех категорий сотрудников
организации постоянной заинтересованности
не только в добросовестном исполнении
установленных должностных функций, но
и в обеспечении дополнительных, т.е. не
запланированных работодателем трудовых
результатов.
В рамках данной политики должны
быть выбраны приоритетные для конкретного
предприятия стратегические подходы:
- к организации оплаты труда, при которой будет обеспечена зависимость основной части заработка сотрудника от конкретных результатов работ, а не от времен, проведенного на рабочем месте;
- к организации премирования работников, обеспечивающего поощрения не отсутствия нарушений в их трудовой деятельности, а обеспеченного работодателю незапланированного положительного эффекта для работодателя;
- к обеспечению участия трудового коллектива в полученной прибыли;
- к обеспечению конфиденциальности информации о конкретных размерах основных и дополнительных выплат, что должно снять угрозу ухудшения психологического климата в соответствующих трудовых коллективах;
- к организации моральной мотивации работников, при которой должно быть обеспечено сочетание инструментов централизованного и децентрализованного воздействия.
Четвертым направлением стратегии
выступает ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА.
Главной целью данного направления
кадровой стратегии является эффективная
профилактика кадровых рисков уже не
количественного, а качественного
характера. С одной стороны, она
должна обеспечить постоянное соответствие
профессиональных компетенций всех категорий
работников требованиям, установленным
работодателем на расчетный период времени.
С другой стороны, не менее важной целью
выступает постоянное улучшение качества
человеческогокапитала организации за
счет обеспечения условий для полного
раскрытия трудового потенциала ее сотрудников.
В рамках данной политики должны
быть определены приоритетные для конкретной
организации стратегические подходы:
- к организации первичного развития новых сотрудников, в первую очередь-молодых специалистов;
- к организации дополнительного обучения персонала, при которой будет обеспечено оптимальное соотношение затрат и результатов по этому направлению кадровой работы;
- к замещению вакантных должностей менеджеров и специалистов;
- к отбору кандидатов в составе резерва на выдвижение, в результате чего должна быть уменьшена вероятность замещения ключевых для любого работодателя рабочих мест профессионального непригодными специалистами;
- к планированию дальнейшей профессиональной карьеры уже состоявшихся руководителей.
Пятым направлением стратегии
выступает ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПЕРСОНАЛА. Ее главными целями являются,
с одной стороны, расширение используемого
организацией перечня мотивационных
инструментов группового и индивидуального
характера, а с другой стороны, создание
дополнительных предпосылок для формирования
и поддержания в трудовом коллективе отношений
корпоративного духа и комфортного психологического
климата.
В рамках данной политики должны
быть определены следующие стратегические
подходы:
- общий стратегический подход к организации социальной поддержки персонала, основанный на принципе либо «обеспечения социальной справедливости» при распределении льгот, либо «дифференциации качества социальной поддержки в зависимости от ценности сотрудника для работодателя»;
- выбор приоритетной для конкретного предприятия группы социальных льгот-коллективной, групповой или индивидуальной направленности.
Шестым направлением кадровой
стратегии выступает ПОЛИТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА. Главными целями
данного направления кадровой стратегии
являются, с одной стороны, оперативная
профилактика трудовых и межличностных
конфликтов, а с другой – создание
предпосылок для формирования и
поддержания в трудовом коллективе
отношений корпоративного духа.
В рамках данной политики должны
быть определены следующие стратегические
подходы:
- общий стратегический подход к организации психологической поддержки персонала, основанный на использовании собственных или привлекаемых со стороны профессиональных психологов;
- выбор приоритетной для конкретного предприятия группы объектов постоянной психологической поддержки;
- определение «вектора направленности» поддержки – защита от стрессов или воспитание сотрудников в духе преданности интересам работодателя.1
Существует ряд подходов
к выбору кадровой стратегии организации
и ее направлений, в качестве ключевых
элементах могут выступать:
- жизненный цикл организации. Так, на этапе формирования организации кадровая стратегия заключается в создании системы управления персоналом как таковой, в формировании корпоративных принципов. На стадии интенсивного роста кадровая стратегия направлена прежде всего на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры; на этапе стабилизации — на оценку эффективности деятельности системы управления персоналом; на стадии кризиса — на диагностику кадрового потенциала, поддержку реорганизации, проведение оптимального аутплейсмента и разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации;
- место управления персоналом в общей системе управления организацией. Здесь имеется в виду, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер: локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене; в организации будет создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями; будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;
- система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя организации приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;
- уровень кадровых технологий. В организации могут реализовываться традиционные или устаревшие технологии работы с персоналом. Например, аттестация и оценка деловых и личных качеств персонала может проводиться по формальным критериям, выдвижение в кадровый резерв — на основе субъективных мнений. Это не соответствует кадровой стратегии, необходимой в условиях рыночной экономики, и существенно тормозит формирование бизнес поведения сотрудников и самой организации.
Можно выделить четыре типа
взаимодействия сотрудника и организации
и соответствующие им варианты кадровой
стратегии. К ним относятся:
- Потребительская. При этой стратегии у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития не происходит;
- Партнерская. При этой стратегии у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы;
- Идентификационная стратегия. При этой стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот — организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник.2
1 Алавердов А.Р. «Управление человеческими
ресурсами организации».
2 http://www.kadrovik.kiev.ua/info/art21.html