Теория монополии и проблема рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1. История возникновения и развития монополии
1.2. Причины существования монополий
1.3. История возникновения и развития монополии в России
2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
2.1. Международные монополии
2.2. Естественные монополии. Понятие естественной монополии
2.3. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления
3.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
3.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и Науки Российской Федерации

Московский  Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По курсу  микроэкономики на тему «Теория монополии  и проблема рыночной власти» 
 
 
 
 
 

           Выполнила студентка группы 02-01-10

Кухарева Е.Л.

         Проверила преподаватель

Зорина В.В. 
 

Москва 2011

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА

1.1. История возникновения  и развития монополии

1.2. Причины существования  монополий

1.3. История возникновения  и развития монополии в России

2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

2.1. Международные  монополии

2.2. Естественные монополии.  Понятие естественной монополии

2.3. Воздействие естественных  монополий на реформируемую экономику  России

3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

3.1. Система государственного  регулирования естественных монополий  в России. Проблемы становления

3.2. Антимонопольное  законодательство за рубежом

3.3. Государственный  контроль за монополистической  деятельностью в странах с  развитой экономикой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Монополия - (от моно…  и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области  государства, организации, фирмы.

Монополии - крупные  хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так  далее), находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей. Господство в экономике  служит основой того влияния, которое  монополии оказывают на все сферы  жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным  признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целый ряд проблем и  рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что  монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно»- один, «полео»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

Формирование и  рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата  и господства. Совершенная конкуренция  и «чистая» абсолютная монополия - это  теоретические абстракции, которые  выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…монополии  есть прямая противоположность свободной  конкуренции…» (В.И.Ленин «Полное  собрание сочинений»).

Монополии благодаря  высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф  Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление  в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как  фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА

1.1 История возникновения и развития монополий

История монополий  достигает глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но их новейшая история  начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность  явлений - кризиса и монополий - указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые  за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований  в экономике.

История монополий  неразрывно связана с развитием  тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности; новая  роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как  способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.

Существует два  способа образования монополий: посредством капитализации прибыли  ил путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся  в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого  расширения рамок капиталистической  собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической  собственности, находящейся под  единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста  производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная  форма организации капиталистических  компаний.

Важнейшая сторона  развития монополий связана с  новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочных связей для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменения экономической  конъюнктуры. Банки из скромных посредников  превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего  распределения средств производства». Но по содержанию это распределение  частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических  союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в  акционерной форме организации  компаний принадлежит владельцу  контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым  получает возможность руководить своей  «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может  носить многоступенчатый характер, обеспечивая  компании, находящейся на самом верху  пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением  централизации, происходившей в  форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В  металлургии - «Стандард ойл», в автомобильной - «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических  слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Развитие концернов  было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало  более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой  войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов - результат усиления с середины XX века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Важной характеристикой  монополий второй половины XX века является их выход на международную арену  не только в сфере торговли, но и  непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и  дочерних предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий  в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран  их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые  ТНК по размерам годового оборота  превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике  даже превосходят их.

Развитие всех видов  монополистической концентрации неуклонно  ведет к тому, что все большая  часть национального дохода и  национального богатства стран  сосредотачивается в руках горстки  крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют  статистические данные о доле капитальных  активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США  в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных  активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов  в 1963 году.

1.2 Причины существования монополий

Есть несколько  причин существования монополий.

Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти