Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:18, доклад
Территориальные проблемы муниципального управления и их решения.
Поскольку экономическое развитие более динамично, чем административно-территориальное деление, то зачастую существующее административно-территориальное деление отражает вчерашний и позавчерашний день развития экономики: центрами регионов остаются города, бывшие индустриальными центрами в XIX в., границы регионов совпадают с бывшими, но не сегодняшними границами экономических районов.
Территориальные проблемы муниципального управления и их решения.
Поскольку экономическое
развитие более динамично, чем административно-
Обозначившийся переход
от индустриальной к постиндустриальной
фазе развития все заметнее отдаляет
сложившуюся сетку
Нарастающее несоответствие
между сложившейся структурой территориального
деления и задачами территориального
управления на современном этапе
вызывают многочисленные дискуссии
в науке, во властных структурах и
общественном мнении о необходимости
территориальной реформы. В научной
литературе постоянно дискутируется
вопрос о том, насколько быстро процесс
изменения административно-
Традиционно в науке выделяются
две основные концепции территориального
размежевания. Первая из них, так называемая
органическая теория, исходит из того,
что административно-
Наиболее ярко эта концепция
проявляется в США, где деление
на штаты весьма условно, а границы
штатов, как правило, представляют собой
геометрически правильные линии, при
этом нередки случаи, когда один
город оказывается поделенным между
двумя штатами. Сторонники этой концепции
ссылаются на то, что «даже в тоталитарных
государствах реформа административного
деления зачастую не имеет смысла, потому
что основная цель – уследить за территориальной
динамикой экономики»[2]. Поскольку же экономика всегда
развивается значительно быстрее, чем
любые попытки административных реформ,
то административно-
Этой концепции противоречит
так называемый объективистский
подход, который исходит из желательности
того, чтобы административно-
Первый подход можно назвать также антиэтатистским, поскольку сама философия его исходит из того, что необходимо максимально ограничить возможность вмешательства государства в жизнь общества. Второй подход, бесспорно, наоборот, этатистский по своей природе, так как подчеркивает необходимость государственного регулирования естественных экономических процессов.
При этом первый подход считается
также и более демократическим,
в связи с тем, что настаивает
на важности общественной самоорганизации,
саморазвития гражданского общества,
независимого от государственного, в
том числе и административно-
Нельзя не отметить в связи с этим, что для России исторически характерен именно второй, объективистский подход, прежде всего, потому, что роль государства в освоении территорий, в стимулировании экономического развития традиционно в России была значительно большей, чем в иных странах (например, в США), поэтому и административные границы всегда играли в России весомую политическую роль. Это данность, с которой необходимо считаться.
С этими же двумя концепциями органично связаны и различные концепции оцентрования территорий. Американским подходам присущ взгляд на столицу региона как на исключительно административный центр, не отмеченный ни индустриальными, ни интеллектуальными преимуществами. В американской традиции наиболее заметный экономический, индустриальный и научный центр территории ни в коем случае не является одновременно и ее административным центром; эту роль выполняет, как правило, незначительный в демографическом и экономико-географическом отношениях город – город чиновников.
Наоборот, в российской традиции
функции административного
Это выводит нас и еще на одну проблему: проблему столичности. По мере территориального расширения России ее столицы (Москва и в особенности Санкт-Петербург) приобретали все более эксцентрический характер. Логика развития, казалось бы, требовала переноса столицы на восток, в азиатскую часть страны. Однако сформировавшееся представление о том, что столицей государства должен являться его наиболее крупный город, привело к тому, что столичные функции законсервировались на западной окраине государства (называемой при этом Центральным округом). Распад СССР, ухудшение геостратегической конфигурации и приближение границы страны к столице вновь обострили проблему.
Предложения о переносе столицы время от времени возникают, их авторы предлагают создать новую столицу либо в географическом центре страны (т.е. приблизительно в Томской области), либо в географическом центре ее европейской, наиболее густонаселенной части (где-то на юге Кировской или на севере Нижегородской областей); при этом либо использовать для столицы уже сложившиеся старые города (например, Сызрань), либо строить столицу, что называется, «с чистого листа», как в свое время Бразилиа в Бразилии или Анкару в Турции.
Однако решающим доводом против переноса столицы выступают опять-таки, прежде всего, экономические аргументы: ясно, что при сегодняшнем состоянии экономики страна пока еще не в состоянии потянуть такой дорогостоящий, пусть даже и перспективный проект (после прихода к власти «питерской команды» экономисты подсчитали, что перенос столицы, например, в Санкт-Петербург обошелся бы бюджету в 150 млрд. рублей[3]). Хотя, в скобках заметим, никто не считал отдаленные экономические последствия переноса столицы в географический центр страны, которые могут быть и благоприятными для экономики, учитывая тот факт, что Москва уже не в силах справляться в полной мере со столичными функциями.
Перенос столицы в азиатскую часть страны может быть благоприятен и с геополитической точки зрения, в целях укрепления территориальной целостности Российской Федерации, учитывая евразийский характер геостратегического расположения России и усиливающийся с каждым годом так называемый «демографический навес» Китая, Японии и Кореи над слабонаселенными Сибирью и Дальним Востоком.
Еще одна проблема – это проблема масштабирования. Вопрос о том, каковы должны быть размеры региона, также остается дискуссионным в науке. Ясно лишь, что размеры региона должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить его реальное самоуправление. Проблема реальной самоуправляемости регионов и районов напрямую связана с финансированием, уровнем самообеспеченности, степенью зависимости от более высоких уровней управления.
Сложившаяся в 1930-50-х гг. система территориальных единиц привела к значительному разбросу в размерах территории и населения различных единиц управления. Если крупнейшие республики имеют население, приближающееся к 4 млн.: Башкортостан – 4103 тыс. чел. (здесь и далее данные Всероссийской переписи 2002 года[4]), Татарстан – 3780; то в трех республиках – население меньше, чем по 400 тысяч в каждой: Калмыкия – 292, Тува - 306, а Горный Алтай – и вовсе 203.
Схожая ситуация и в областях и краях: четыре субъекта с населением более 4 млн. (Московская область – 6627, Краснодарский край – 5124, Свердловская область – 4490, Ростовская – 4407); еще четыре – с населением более 3 млн. (Нижегородская область – 3524, Челябинская – 3606, Тюменская – 3266, Самарская – 3240). Зато в шести областях население меньше, чем по 800 тысяч (Камчатская – 359, Магаданская – 183, Сахалинская – 547, Новгородская – 752, Костромская – 737, Псковская – 761)[5].
Соответственно с разницей в потенциале субъектов, велика разница и в количестве подсубъектных муниципальных образований в них. В наиболее крупных из субъектов федерации количество непосредственно управляемых городов и районов также достигает 45-50 и даже 80 единиц (как в Московской области), что, разумеется, противоречит законам менеджмента и делает затруднительным управление подведомственной территорией. Это, в свою очередь, порождает идею о формировании промежуточного звена управления между регионом и местным самоуправлением.
С проблемой промежуточного
звена тесно соприкасается и
еще одна проблема: чрезмерного количества
единиц и чрезмерной дробности нижнего
звена управления, его микроуровня,
который сегодня назвали бы муниципальным,
что, естественно, снижает эффективность
управления: «Границы узлов не совпадают
и с существующим административно-
Как это ни удивительно, но достаточно большое количество микроскопических по численности районов, которые, разумеется, не в состоянии обеспечить повседневную жизнь населения, выполнить функции его финансовой и юридической защиты, находится даже не в малолюдных местностях Севера и Сибири, а в центральной России: так, только на территории современного Центрального федерального округа в Калужской области насчитывается 6 районов с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек (данные 2002 г.), в Костромской – 11 таких районов, в Тверской – 8, в Ивановской – 3, в Смоленской –3, в Орловской – 5, в Брянской –2, в Рязанской –2 и в Ярославской –1[7].
Следующей проблемой, которая не нашла на сегодняшний момент аккуратного разрешения в территориальном управлении, является проблема границ. Практика показала, что попытки провести «естественные» границы, совпадающие с природными рубежами – горными хребтами, крупными реками и т.п., наталкиваются на действие иных, прежде всего, экономических и политических факторов.
Еще более неосуществимыми становятся такие попытки при необходимости учета этнического фактора. Ареалы этнического расселения зачастую изломаны, имеют так называемые эксклавы (территории, вынесенные за пределы основной). Принцип совпадения административных и этнических границ на практике также оказывается неосуществимым. Возникает двойной эффект: с одной стороны, учет этнического фактора искажает принципы экономико-географического районирования, с другой стороны, необходимость учета экономико-географических факторов искажает естественные этнические границы. Между тем этноэлиты традиционно жестко сопротивляются созданию укрупненных экономических районов и отстаивают автономность своего национально-государственного бытия.
В России, так же, как и в мировой практике, попытки установить наиболее «справедливые» границы», с учетом данных экономической, географической и, в особенности, исторической науки нередко приводят только к обострению межнациональных конфликтов или выводят локальные конфликты на уровень государственных и даже межгосударственных. Примерами таких конфликтов в России являются конфликты между Северной Осетией и Ингушетией по поводу Пригородного района; споры между Татарстаном, Башкортостаном и Чувашией о «булгарской нации»; претензии Бурятской республики на бурятские округа в Иркутской и Читинской областях, а также Коми республики на Коми-Пермяцкий округ, и т.д. К этому можно добавить вовлеченность России в конфликты между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, Арменией и Азербайджаном, Молдовой и Приднестровьем, и т.д., что естественным образом отражается и на проблемах территориального управления в самой России.
Проблема несовпадения экономических
и административных границ сказывается
и в развитии сферы торговли и
обслуживания. Сегодня мы ушли от советской
системы распределения товаров
и услуг, когда соседние деревни,
относящиеся к соседним районам
соседних областей, не могли связаться
друг с другом непосредственно, и
централизованное планирование принуждало
их к связям исключительно через
несколько ступеней центров (что
связано во многом с упоминавшимся
уже центростремительным
Информация о работе Территориальные проблемы муниципального управления и их решения