Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:46, курсовая работа
Цель работы – провести анализ состояния текучести кадров и разработать проект совершенствования, направленный на стабилизацию коллектива.
Задачи:
дать общую характеристику организации ООО «Уралпромстрой»;
Проанализировать систему трудовых показателей и состояния текучести кадров ООО «Уралпромстрой»;
разработать проект по совершенствованию технологии стабилизации коллектива ООО «Уралпромстрой»
Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения текучести кадров и стабилизации коллектива. 5
Раздел 2. Технология сокращения текучести кадров и стабилизации коллектива на примере ООО «Уралпромстрой» 17
2.1.Общая характеристика организации ООО «Уралпромстрой» 17
2.2. Анализ трудовых показателей и состояния текучести кадров ООО «Уралпромстрой» 20
2.3. Проект совершенствования технологии стабилизации коллектива на примере ООО «Уралпромстой» 27
Заключение: 41
Список использованной литературы 42
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра: «Управление персоналом и социология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы управления персоналом»
на тему: «Технология сокращения текучести кадров и стабилизации коллектива на примере ООО «Уралпромстрой»
Выполнил:
ст.гр. Уп-318
Чупракова В.А..
Екатеринбург, 2011г.
Содержание
Введение
Проблема удержания персонала в организации непосредственно связана с проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей снижает человеческие активы организации. Ведь вместе с работниками уходят и сделанные в них инвестиции в виде расходов на их поиск, привлечение, обучение и т.д. Проблема сохранения человеческого капитала связана не столько с потерями инвестиций в результате текучести, но и с сохранением и повышением профессиональной квалификации сотрудников.
Текучесть рабочих играет большую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе, активно влияя на производительность труда. Коэффициенты постоянства и стабильности кадров отражают уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.
В ряде случаев текучесть
может рассматриваться как
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что существующие методы сокращения текучести кадров и удержания персонала перестают удовлетворять потребностям организаций – и эти недостатки вынуждают заниматься поиском и разработкой новых, нетрадиционных методов и форм стабилизации коллектива.
Объект исследования – текучесть кадров и мероприятия по стабилизации коллектива ООО «Уралпромстрой».
Предметом исследования является состояние текучести кадров и мероприятия по ее снижению ООО «Уралпромстрой»
Цель работы – провести анализ состояния текучести кадров и разработать проект совершенствования, направленный на стабилизацию коллектива.
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы для построения и разработки системы снижения текучести кадров и стабилизации коллектива как в ООО «Уралпромстрой», так и в других коммерческих организациях.
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения текучести кадров и стабилизации коллектива.
Текучесть персонала - это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Текучесть может быть:
Внутриорганизационная - связанная
с трудовыми перемещениями
Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.
Коэффициент текучести кадров - это
отношение числа уволенных
Различают естественную и излишнюю текучесть кадров.
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.
Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.
Излишняя текучесть персонала отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятиях часто наблюдаются случаи "ухода отделами", когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.
Текучесть кадров - один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Даже если количественно этот фактор соответствует планам руководства, то уход из организации каждого конкретного работника может оказаться если не фатальным, то, по крайней мере, опасным. Опасным является уход профессионала с высокого поста к прямому конкуренту. Поэтому крупные компании предлагают особо ценным сотрудникам "золотой пакет" - денежную компенсацию за то, что они в течение оговоренного времени не будут работать на конкурента. Опасно, если уходит лидер (формальный и неформальный в одном лице), а на его место приходит руководитель с другим стилем работы. В этом случае коллективу понадобится время и значительные усилия для того, чтобы сработаться с новым начальником.
Однако помимо прямых
угроз для бизнеса текучесть
кадров таит в себе и скрытые опасности.
Основная из них - это демотивирующее
воздействие ухода одного из сотрудников
на остающихся работников. Увольнение
может иметь опасные
Не менее сложным для внутреннего климата может оказаться и беспричинное, по мнению сотрудников, увольнение или увольнение при затяжном конфликте. В первом случае вокруг неясных мотивов будут рождаться слухи, а во втором - сформировавшиеся вокруг конфликтующих сторон группировки поляризуют на некоторое время коллектив. В таком случае руководству необходимо демонстрировать честность и открытость, а также готовность объяснять причины тех или иных решений и чутко прислушиваться к возникающим опасениям.
Однако следует иметь в виду, что такая открытость не всегда применима. Объяснить причины увольнения остальным - значит, разгласить личные мотивы, скрытые от посторонних глаз. Поэтому в каждом подобном случае руководитель должен взвесить все "за" и "против" подобного решения.
В том случае, когда
сотрудника увольняют за низкое качество работы, проблему открытости
наиболее эффективно помогает решить
прозрачная система аттестации. Если в
ее разработку будут вовлечены все члены
коллектива, то им будет ясен принцип оценки
результатов деятельности их коллег. Поэтому
увольнение работника даже без публичного
объявления причин вряд ли станет неожиданным
или экстраординарным событием для остальных
сотрудников. Конечно, они не будут информированы
руководством о результатах аттестации
своего коллеги, но узнают о них по косвенным
признакам. Если оценка эффективности
труда введена в форме определения зоны
развития, а не поводов для увольнения,
то сотрудники будут стремиться к росту,
а не бояться ошибок. В свою очередь, система
критериев оценки и постоянного мониторинга
эффективности работы сотрудника "выталкивает"
из штата тех, кто не хочет работать с полной
отдачей. В таком случае желание расстаться
не будет новостью и для увольняемого
- если он постоянно получает обратную
связь по своей деятельности, то будет
подготовлен и к предложению сменить место
работы.
Не менее серьезным может оказаться воздействие
на коллектив и увольнение по собственному
желанию. В случае добровольного ухода
демотивация персонала может стать ответом
не только на конфликтное расставание,
но и на причины этого поступка. Если уход
связан с навязчивым поиском работы, вызванным,
в свою очередь, глубинными проблемами
в организации, то это может иметь крайне
неприятные последствия. Ведь те сотрудники,
которые остаются, видят пример решения
накопившихся проблем их коллегами. И
он может оказаться заразительным - сотрудники
будут судорожно искать новое место работы.
Таким образом, не будет лишним напомнить
о том, что коллектив требует постоянного
внимания со стороны руководства. Зарождающиеся
проблемы необходимо решать незамедлительно,
пока они не привели к необратимым последствиям.
Таким образом,
Несмотря на остроту этой проблемы во многих организациях, «программы сохранения персонала» пока являются редкостью.
Основная причина текучести — недовольство работников своим
положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности
заработной платой, условиями и организацией
труда; нерешенности социальных проблем;
отдаленности работы от дома; отсутствии
условий для отдыха, детских учреждений;
неуважительном отношении со стороны
руководства, не оправдавшихся притязаниях,
неустойчивости служебного положения
и невозможности сделать карьеру. Таким
образом, текучесть кадров связана не
только с социальной и бытовой неустроенностью,
но и со сложностями самореализации или
самоутверждения. Во многих случаях мотивом
увольнения является несовместимость
работника и организации в целом.
Факторы, вызывающие
движение персонала, разнообразны, имеют
разные источники, сила их влияния различна,
изменчива и зачастую трудно поддается
количественной оценке.
Их можно разделить на три группы:
В свою очередь, в каждой
из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся
по силе и характеру их влияния на мобильность
работников.
Обстоятельства, обусловливающие текучесть
кадров, могут быть полностью управляемыми
(условия труда и быта), частично управляемыми
(удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями,
формами мотивации) неуправляемыми (природно-климатические
факторы).
Целенаправленно воздействуя на первые и вторые, можно существенно снизить текучесть. Для этого применяются различные меры: технические (совершенствование техники и технологии, улучшающие условия труда); организационные (нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при ощущении невостребованности и перегруженности текучесть увеличивается); социально-психологические (предоставление дополнительных льгот и гарантий, улучшение внутреннего климата); культурно-бытовые (повышение уровня медицинского обслуживания).
Замечено, что предварительный
инструктаж снижает текучесть кадров,
а ощущение невостребованности или
перегруженности ее увеличивает. Снижает
текучесть кадров уверенность работника,
что он может воздействовать на производственные
процессы. Сотрудники добросовестнее
и с большим внутренним желанием выполнят
ту или иную работу, если сами в полной
мере будут отвечать за нее, получат возможность
довести ее до конца. Удовлетворенность
приносит свобода в выборе темпа и очередности
выполнения задания, возможность внесения
в процесс своего, нового.
Для управления процессами текучести
кадров огромное значение имеет сбор и
анализ информации о них. Считается целесообразным
в первую очередь собирать сведения об
общем числе уволившихся; уволившихся
женщинах; лицах в возрастных категориях
до 18 лет, 19–30 лет, старше 50 лет; о работниках
с низкой и высокой квалификацией; со стажем
работы менее 3 и более 10 лет; с профессиональным,
высшим и средним специальном образованием.