Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:32, реферат

Краткое описание

Информационный потенциал играет очень важную роль. Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией. Именно поэтому данная тема кажется мне очень современной, актуальной и интересной для рассмотрения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Управленческие решения и их классификация…………………….4
2.Технология принятия управленческого решения……………..……5
3.Информационное обеспечение процесса разработки решений…...7
Заключение…………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………...…16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

Кафедра «Коммерция и бизнес-информатика»

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине

«Маркетинг ИУП»

 

 

Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решений.

 

 

 

Автор работы                    К.О. Позднякова                          Группа         СКД-51 

                                                        инициалы, фамилия

 

Специальность                      080301 – «Коммерция (торговое дело)» 

                                                                                               номер, наименование

 

Работа защищена                                     Оценка___________________________

                                                     дата

 

Руководитель  работы                                                                     М.Ю. Яковлева 

                                                                                   подпись                                          инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………….

3

1.

Управленческие решения и их классификация…………………….

4

2.

Технология принятия управленческого  решения……………..……

5

3.

Информационное обеспечение процесса разработки решений…...

7

Заключение…………………………………………………………………….

13

Список используемой литературы……………………………………...…

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Перед управляющим органом  обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.

Нельзя не отметить, что  любые принимаемые решения требуют  обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.

Это необходимо знать и  понимать будущим руководителям. От этого зависит не только судьба конкретной личности или предприятия, но и, быть может, судьба России в целом, ее роль на международной арене.

Информационный потенциал играет очень важную роль. Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией. Именно поэтому данная тема кажется мне очень современной, актуальной и интересной для рассмотрения.

 

 

 

1. Управленческие решения и их классификация

Управленческое  решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой  управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс  в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе получаемой информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

- конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология  менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий  из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения  проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений  и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие  решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность  ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих  влияние на решения, с учетом предвидения  его возможных последствий.

Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые  необходимо согласовывать на всех уровнях  внутрифирменной иерархической  пирамиды управления.

Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно  давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным  крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало  создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

 

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

В процессе управления встречаются самые различные  ситуации, весьма сложные проблемы и задачи. Поэтому приходится принимать организационные, экологические, организационно-экономические, социальные, социально-экономические, производственно-технологические и технические решения.

При рассмотрении организационно-экономических решений  видно, что принимая решение, должны выполняться следующие шаги, обеспечивающие

согласованность с требованиями метасистемы:

- формализовать будущую ситуацию, в которой окажется предприятие;

- выявить множество систем, управляющих предприятием в данной ситуации;

- классифицировать эти системы по степени их прав в отношении

предприятия;

- найти и приобрести обучающие ИП;

- переработать обучающие ИП для увеличения информационного потенциала;

- найти и приобрести управляющие ИП;

- переработать управляющие ИП и зафиксировать ограничения и требования управляющих систем по отношению к предприятию.

При выборе конечного варианта необходимо учесть результаты информационного анализа требований внешней среды.

Обозначим через Т - время, необходимое для последовательного выполнения всех шагов, через t - время, отпущенное менеджеру для принятия конкретного решения. Для абсолютного большинства ситуаций будет справедливо соотношение: T > t. На практике чаще всего руководитель просто не выполняет этих действий в силу указанных ниже причин.

В условиях дефицита необходимых управляющих  ИП и соответствующего информационного потенциала менеджер генерирует также и вредные варианты управленческого решения, которые наравне с полезными рассматриваются при выборе рационального решения.

Для обеспечения T < t менеджеру необходимо предварительно освоить все обучающие ИП и сформировать полный информационный потенциал, настроенный на все возможные ситуации. Очевидно, что один человек в силу физических, физиологических и финансовых ограничений не имеет возможности найти в ситуативном информационном поле, приобрести и переработать все имеющиеся и относящиеся к управлению предприятием ИП.

Выход из положения состоит в том, что  в процессе подготовки решений принимают участие несколько сотрудников. Организационная структура предприятия предусматривает разделение функций между подразделениями и отдельными специалистами и, следовательно, распределение принимаемых решений между ними.

Менеджер, лицо персонифицирующее предприятие  и отвечающее за действия своих сотрудников, придает их решениям статус поведения предприятия.

Однако  метод разделения функций не гарантирует  принятия рациональных решений, особенно это касается стратегических решений.

Менеджер  не вырабатывает стратегических решений  индивидуально, а привлекает, как правило, руководителей функциональных подразделений и отдельных специалистов, поручая им, в дополнение к основной работе, выполнение отдельных компонентов процесса принятия решения. Функциональные руководители, подготавливая решение со своих позиций, как правило, не имеют возможности и потребности согласовывать их с учетом последствий для всего предприятия.

 

3. Информационное обеспечение процесса разработки решений

Информационное обеспечение —  одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как  процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это  понятие по источнику /9/.

Коммуникация — это обмен  информацией, на основе которого руководство  получает информацию, необходимую для  принятия эффективных решений и  доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный  процесс, состоящий из взаимосвязанных  шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно  выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее  идеи или собирающее информацию  и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал — средство передачи  информации.

4. Получатель — лицо, которому  предназначена информация и которое  интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким  образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это  трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может  быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы  следующие:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Предлагается следующая классификация  информации:

1) по объекту — показатели  качества товара, его ресурсоем-кость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

2) по принадлежности к подсистеме  системы менеджмента — информация  по целевой подсистеме, научному  обоснованию системы, экономике  менеджмента, функциональной и  обеспечивающей подсистемам, внешней  среде системы, управляющей подсистеме;

Информация о работе Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решений