Типология ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:06, доклад

Краткое описание

Транснациональные компании, в зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинения фирмы, находящиеся в сфере влияния материнской компании, можно классифицировать следующим образом: филиалы, дочерние (субсидированные) компании, ассоциированные (аффилированные) компании и совместные предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

типология ТНК.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет"

 

 

 

 

 

      Доклад

по дисциплине «Управление бизнесом»

на тему: «Типология ТНК».

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                               студентка 5 курса

                                                                                    группы МН-14

                                                                                    Шаманина Инна Николаевна

 

Проверил:                                                                доцент, к.э.н. Щербакова Т.В.

 

Нижний Новгород

2012

 

Структура и типология  ТНК.

Транснациональные компании, в зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения  и степени подчинения фирмы, находящиеся  в сфере влияния материнской  компании, можно классифицировать следующим  образом: филиалы, дочерние (субсидированные) компании, ассоциированные (аффилированные) компании и совместные предприятия.

Материнская компания регистрируется как юридической лицо и является головной компанией ТНК. Как организационно-экономический  центр она разрабатывает общие  направления и конкретные цели функционирования и развития всей транснациональной  компании; определяет средства, формы  и методы достижения этих целей; контролирует выполнение своих установок и  вносит в них коррективы, а также  финансовую деятельность всех подразделений  путем составления консолидированного баланса, предоставляемого акционерам ТНК.

Контроль материнской  компании компанией деятельности подразделений  транснациональной компании осуществляется по научно-технической, производственной, технологической и другим линиям. Его средства и методы во многом зависят от формы организации материнской компании, которая может быть оперативно-производственной или холдинговой.

Материнская оперативно-производственная компания сама занимается хозяйственной  деятельностью, и в этом случае централизованной управление охватывает все стороны  производственного процесса, начиная  с разработки новой продукции  и кончая ее реализацией.

Материнская холдинговая  компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь контролирует у себя контрольные пакеты акций  производственных компаний, которые  обладают юридической и хозяйственной  самостоятельностью, но подчиняются  холдингу в финансовом отношении. Она  осуществляет управление в рамках транснациональной компании преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждого подразделения основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перечисления дивидендов, способы перевода прибылей и т.п.

Филиал транснациональной  компании не имеет юридической самостоятельности  и, следовательно, не может вести  дела от своего имени: он действует  по поручению материнской компании и, как правило, имеет одинаковой с ней наименование. В обязанности  зарубежного производственного  филиала входят чаще всего выпуск тех видов продукции, в которых  заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые  она определит.

Дочерние компании в отличие  от филиалов являются юридически самостоятельными: заключение сделок и ведение финансовой документации осуществляются ими отдельно от материнской компании, которая  не несет при этом никакой ответственности  по обязательствам дочерней компании. Вместе с тем материнская компания всегда осуществляет необходимый контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, возможность которого обеспечивается владением контрольными пакетами акций своих «дочек». Этот контроль состоит не только в наблюдении и координации хозяйственной деятельности, но и в определении состава правления, а также назначении директоров, которые в свою очередь обязаны выполнять указания материнской компании и отчитываться перед ней. Создавая дочернюю фирму, материнская компания заранее определяет ее производственную специализацию, а также обязанности в отношении сбыта, технического обслуживания реализуемой продукции, изучения рынков и др.

Дочерние компании могут  владеть контрольными пакетами акций  других компаний - внучатых по отношению  к материнской и т.д.

Ассоциированные компании юридически и хозяйственно самостоятельные  и не находятся под контролем  каких-либо других компаний, поскольку  те не владеют контрольными пакетами их акций. Будучи, однако, заинтересованными в бизнесе конкретных транснациональный компаний, они создают вместе с ними сложнейшие многоступенчатые комплексы связанных между собой (ассоциированных) компаний. Ассоциированные компании контролируются материнской компанией ТНК, как правило, через систему договорных отношений.

Совместным предприятием в практике международного бизнеса  называют фирму с участием одного или нескольких иностранных партнеров-инвесторов. Если транснациональная компания правильно  выбирает местного партнера, совместное предприятие между ней и принимающей  страной является, как показывает практика, достаточно жизнеспособной структурой. Вот несколько очевидных  преимуществ сотрудничества с таким  партнером:

1. Местный партнер лучше  знает и понимает покупателей,  традиции, общественные отношения  конкретной страны (у ТНК на  изучение всего этого ушли  бы годы!).

2. Местный партнер может  предоставить компетентное управление  не только высшего, но и среднего  звена.

3. Если принимающая страна  требует, чтобы иностранные фирмы  делили право собственности с  местными фирмами или инвесторами, 100%-ное иностранное владение становится  просто нереальным и единственно  возможной формой международного  бизнеса становится совместное  предприятие.

4. Контакты и репутация  местных партнеров расширяют  доступ к рынку капитала принимающей  страны.

5. Местный партнер может  располагать подходящей для данной  среды технологией, которая может  быть использована по всему  миру.

6. Общественный имидж  фирмы может расширить возможности  продаж, если цель инвестирования - обслуживание местного рынка,.

Несмотря на столь впечатляющий перечень преимущество, совместные предприятия  не так популярных, как дочерние, которые на 100% принадлежат ТНК, потому что ТНК опасаются вмешательства местного партнера в конкретные области критических решений компании.

По типу взаимоотношений  материнской компании и ее зарубежных дочерних предприятий все транснациональные  компании (корпорации) могут быть подразделены на три типа Михайлушкин А.И. «экономика транснациональной компании». издат-во «высшая школа», 2005.:

· этноцентрические;

· полицентрические или региоцентрические;

· геоцентрические.

Этноцентрический тип характеризуется последовательной ориентацией высшего руководства ТНК на приоритет материнской (базовой) компании. При этом типе зарубежные рынки остаются для корпорации прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК в этом случае создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерны принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами такого типа корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений материнских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому типу ТНК.

Полицентрический или  региоцентрический тип характеризуется возрастанием значимости внешнего рынка, когда внешний рынок становится зачастую даже более важным сектором деятельности ТНК, нежели рынок внутренний. У таких ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.

При региоцентричесой подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Отличительными признаками ТНК данного типа являются:

· ориентация в первую очередь  на зарубежные рынки;

· наличие многонационального акционерного капитала;

· существование многонационального руководящего центра;

· комплектование администрации  иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

Этот тип ТНК особенно популярен в интеграционных экономических  группировках и поэтому может  представлять интерес для тех  российских ТНК, которые предполагают сделать ставку на рынок СНГ.

Для наиболее зрелого типа ТНК - глобальных корпораций - характерен геоцентрический подход к взаимоотношениям между материнской компанией  и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская  компания рассматривает себя не как  центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Арена деятельности геоцентрической  ТНК - весь мир. Компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрический  позиции, может именоваться глобальной. На данном этапе развития ТНК к  глобальным в наибольшей степени  приближаются транснациональные корпорации химической, электротехнической, электронной, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной, информационной, банковской и некоторых  других отраслей.

Границы между рассматриваемыми типами международных компаний весьма подвижны, что предполагает наличие  возможности следующий наиболее часто встречающейся их трансформации: национальная корпорация, транснациональная корпорация, многонациональная корпорация и глобальная корпорация.


Информация о работе Типология ТНК