Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:41, контрольная работа
Примерно треть своей жизни мы проводим на работе. Более того, для большинства людей выполнение их трудовых обязанностей связано с коллективом. От того, какие отношения сложатся в коллективе, зависит успех не только общего дела, но и отношение к нему каждого члена. Доброжелательные отношения в коллективе способствуют возникновению и поддержанию атмосферы содружества и взаимопомощи. Авторитарные отношения способны подавить личность не дать ей раскрыться.
Ведение
Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя.
Заключение
Список литературы
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
_____________________
Кафедра «Документоведение и информационное обеспечение управления»
Контрольная работа
по дисциплине
«Организационное поведение»
на тему: Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя
Вариант № 16
Руководитель: доцент Сорокина Оксана Геннадьевна
Ростов-на-Дону
2013 г
Содержание
Ведение
Примерно треть своей жизни мы проводим на работе. Более того, для большинства людей выполнение их трудовых обязанностей связано с коллективом. От того, какие отношения сложатся в коллективе, зависит успех не только общего дела, но и отношение к нему каждого члена. Доброжелательные отношения в коллективе способствуют возникновению и поддержанию атмосферы содружества и взаимопомощи. Авторитарные отношения способны подавить личность не дать ей раскрыться.
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно без- различными, затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Отношения в коллективе – важная составляющая удовлетворенности в работе каждого человека. От того, какая ситуация сложится на работе и в какой коллектив человек попадет, зависит его спокойствие, уравновешенность и хорошее настроение. Как только наука управления персоналом достаточно прочно укоренилась в России, и руководители большего числа компаний стали применять ее на практике, все чаще и чаще среди бизнесменов-руководителей задавался вопрос: как правильно выстроить отношения между сотрудниками, между сотрудниками и руководителями, отношения с клиентами и конкурентами? Рассмотрим, каким образом строятся перечисленные взаимоотношения в организации.
Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя
Отношения между сотрудниками в коллективе в большой степени зависят от политики руководства; их можно подразделить на формальные и неформальные. Рассмотрим подробно оба вида взаимоотношений.
Формальные отношения. Часть руководителей компаний, и по сей день строго следит за формальными отношениями, не допуская в своем коллективе дружеский метод объединения. Такие руководители придерживаются мнения о том, что исключительно рабочая атмосфера, четкая иерархия и подчиненность, формальные взаимоотношения между сотрудниками коллектива – это залог успеха.
Если человеку случилось попасть в такой коллектив, следует забыть об откровенности, ограничиться лишь краткой информацией о себе, не обсуждать других и воздерживаться от высказываний в адрес начальства. Возможно, в таком коллективе чувствуется постоянное напряжение и исключительно рабочий настрой, но сотрудник остается менее уязвимым в будущем. Главное, не стоит пытаться переделать уже давно сложившиеся устои в отношениях.
Непринужденные отношения. Как правило, молодые руководители компаний допускают и даже намеренно строят иной тип рабочих отношений: здесь часто обращаются на «ты», несмотря на возраст и положение в фирме, праздники отмечаются вместе, здесь заводятся дружеские отношения, а главное, царит принцип: «на работе, как дома». В таких коллективах западного образца каждый человек почувствует себя непринужденно и легко. Как показала практика, даже в таких организациях полезно сохранять пусть даже минимальную дистанцию.
Отсутствие менеджмента. Есть и третий тип компаний с руководством, не преследующим определенных целей и не вырабатывающих единой кадровой стратегии. Как правило, это руководители «старой закалки», которые не оценили важность и огромное значение методов кадрового менеджмента. Коллективы таких организаций развиваются по самопроизвольному пути; часто здесь царит скрытый хаос и межличностные, неразрешенные конфликты, в которые рано или поздно вовлекается уже весь коллектив. Здесь нет четких правил, и те отношения, которые строят сотрудники друг с другом, развиваются по неопределенной схеме. К сожалению, такой тип отношений в коллективе встречается в большинстве государственных компаний, где есть собственные законы, принципы и уже давно сложившийся фундамент.
Понятие "команда" несколько лет назад вошло в моду и стойко держится у руководителей и менеджеров по персоналу. Компании хотят, чтобы их сотрудники были командой, чтобы они работали как единый организм. Организуются тренинги командообразования с выездом на природу и пейнт-болом, проводятся мотивирующие совещания, однако потребность не удовлетворяется в полной мере. Определим, чем, кроме высокой сплоченности, отличается командное взаимодействие. Итак, для команды характерно:
Существует
5 типов взаимоотношений внутри коллективов,
существенно различающихся с точки зрения
морально–психологического климата.
1. Невмешательство: низкий
уровень заботы руководителя о производстве
и о людях. Руководитель много делает сам,
не делегирует своих функций, не стремится
к серьезным достижениям. Главное для
него – сохранить свою должность.
2. Теплая компания: высокий
уровень заботы о людях, стремление к установлению
дружеских отношений, приятной атмосферой,
удобного для сотрудников темпа работы.
При этом руководителя не особенно интересует,
будут ли при этом достигнуты конкретные
и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание руководителя
полностью сосредоточено на решении производственных
задач. Человеческий фактор либо недооценивается,
либо просто игнорируется.
4. Золотая
середина: руководитель в своей деятельности
стремиться оптимально сочетать интересы
дела и интересы персонала, он не требует
слишком многого от сотрудников, но и не
занимается попустительством.
5. Команда: наиболее предпочтительный
тип взаимоотношений в рабочей группе.
Руководитель стремится максимально учитывать
интересы производства и интересы коллектива,
объединению деловитости и человечности
на всех уровнях отношений.
Не менее интересные исследования динамики межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный». В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах.
Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа. Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе «руководитель-подчиненный»: приказание, внушение, участие и делегирование. Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя – инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.
Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения.
Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю – делегирование, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет «кабинетного» решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения руководителя. У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
Эффективность работы
коллектива, его способность решать поставленные
задачи во многом зависит от морально
– психологического климата, а также от
господствующего в группе «настроя» сотрудников,
который, при прочих равных условиях, обусловлен,
во-первых, качественным составом персонала
и, во-вторых, особенностями неформальных
отношений между руководителем и подчиненным.
Наиболее продуктивными
являются рабочие группы, состоящие из
лиц разного возраста, пола и темперамента.
Молодые работники лучше воспринимают
новое, более энергичны, но порою самонадеянны,
не склонны к компромиссам. Пожилые, напротив,
достаточно консервативны, но обладают
жизненным опытом, не склонны к авантюрам,
способны принимать более взвешенные
решения, как правило, избегают конфликтных
ситуаций.
Далее, чисто женские и чисто мужские коллективы
обладают специфическими недостатками:
в женских коллективах чаще случаются
мелочные склоки, больше потерь рабочего
времени в связи с систематическим обсуждением
житейских проблем и т. д., в то время как
в некоторых мужских коллективах в рабочее
время процветает сквернословие и « дурные
привычки». Иными словами, совместная
работа лиц разного пола как бы подтягивает
работников, повышает самодисциплину,
требовательность к себе. Не менее важно
иметь в группе индивидов с разным темпераментом,
поскольку каждый из них, как мы уже выяснили,
имеет свои достоинства и недостатки.
Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен прежде всего знать типичные ошибки, присущие людям его статуса и правильно строить межличностные отношения с персоналом. К типичным ошибкам относятся случаи когда:
Успех неформальных отношений
с подчиненными, без чего невозможно формирование
чувства уважения к своему руководителю,
зависит от соблюдения целого ряда принципов
и правил делового общения.
Информация о работе Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя