Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:17, контрольная работа
Только в результате управления, которое будет подразумевать реализацию всего комплекса намеченных стратегий развития, возможно формирование привлекательного имиджа библиотеки, идущей в ногу со временем, имеющей высокий статус и престиж. Изложенные подходы позволят библиотеке легче адаптироваться к нестабильности внешней и внутренней среды, сделают ее структуры более гибкими и подвижными.
Только в результате управления, которое будет подразумевать реализацию всего комплекса намеченных стратегий развития, возможно формирование привлекательного имиджа библиотеки, идущей в ногу со временем, имеющей высокий статус и престиж. Изложенные подходы позволят библиотеке легче адаптироваться к нестабильности внешней и внутренней среды, сделают ее структуры более гибкими и подвижными.
Построить универсальную модель оптимизации деятельности библиотек невозможно, так
как каждая библиотечная система развивается в уникальных условиях. Поэтому единственно вер-
ным решением представляется построение стратегической модели - выделение стратегических
алгоритмов оптимизации, выбор которых будет зависеть от социокультурной ситуации.
Обозначим основные принципы, на которых, по нашему мнению, базируется оптимизация управления библиотекой.
Первый этап - выбор методологии (социологический подход, философия менеджмента, принципы управления качеством, маркетинговый подход).
Второй этап - подготовка ресурсной базы для успешной оптимизации работы библиотеки (создание гибкой структуры, благоприятной организационной культуры и материально-технической базы).
Третий этап - планирование развития библиотеки, рассмотрение и выбор стратегических алгоритмов осуществление стратегического управления и стратегического планирования). И четвертый этап - реализация стратегий, реализация маркетинговых коммуникаций, применение фандрейзинга, усовершенствование системы повышения квалификации библиотечного персонала. Кратко остановимся на каждом из этих этапов. Социологический подход определяет место социологии в системе управления библиотекой.
Социология управления опирается на законы и закономерности других наук, связанных с управлением. Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм управления, в том числе и иблиотеками, так как она вооружает научным знанием об обществе. К сожалению, в нашей стране библиотеки не в вполной мере используют возможности социологии, прибегают к ее методам лишь эпизодически.
Зачастую библиотечная деятельность у нас деформирована, управленческая пирамида перевернута и не нацелена на нужды читателей. Изменить ситуацию можно только одним способом, а именно: сделать библиотеку социально отзывчивой, создать альтернативные структуры управления.
В условиях конкуренции библиотеки вынуждены будут бороться за пользователя, изучать рынок
общественных интересов, в том числе и методами социологии.
Знание социологии специалистом-управленцем поможет ему грамотно анализировать общественную жизнь, вырабатывать соответствующие стратегии и технологии, т.е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим социальную среду, учитывающим ее реакцию на управленческие решения.
В управлении библиотечными процессами проблема цели является центральной. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Совершенствование управленческих принципов в трудовых коллективах ставит основной целью повышение качества труда при уменьшении противоречий между руководителями и исполнителями.
В последние годы стал очевидным тот факт,что для улучшения деятельности библиотеки
нуждаются в разработке специальных технологий эффективного управления качеством работы.
Библиотеки как посредники между информацией и потребителем информации должны уметь дока-
зывать, что они предлагают услуги высокого качества. Понятие качества развивалось постепенно -от контроля и экспертизы продукции до более широкого взгляда, ориентированного на анализ организационной структуры и предоставляемыхуслуг. В этом смысле качество означает соответствие поставленной цели назначению услуги или продукции. В условиях, характеризующихся все возрастающей конкуренцией, организации ищут новые пути уменьшения затрат без сокращения сферы услуг.
У библиотек, на первый взгляд, нет стимулов для повышения качества работы. Однако ситуация меняется. Значительные массивы информации уже существуют вне библиотек. Любой потребитель, располагающий необходимым оборудованием, может получить непосредственный интерактивный доступ к базам данных, содержащим библиографическую информацию и даже полные тексты документов, а информация может
обрабатываться и
тании требований потребителей ни одна библиотека не может себе позволить иметь нечетко сформулированные цели, выполнять ненужную работу или осуществлять неэффективные рабочие процессы. Для библиотек управление качеством работы может означать следующее: определение миссии библиотеки и приоритетных групп пользователей; выявление существующих и предполагаемых потребностей пользователей; установление долгосрочных целей и краткосрочных задач; создание адекватных потребностям услуг; предоставление этих услуг на максимально высоком уровне; измерение эффективности работы и ее сравнение с поставленными целями; формирование оптимальных условий для постоянного
повышения эффективности работы; создание атмосферы внимания к запросам пользователей и
обеспечение высокого качества работы. Оптимизация библиотечной деятельности осуществляется также благодаря маркетинговому подходу. Библиотечные менеджеры ищут гарантии того, что их организация развивается, так как потребности пользователей меняются с течением времени, отражая тем самым динамичноменяющееся окружение. Если обобщить понятия «библиотечного маркетинга», то можно сфор-
мулировать его определение так: библиотечныймаркетинг - это разновидность инновационной
управленческой деятельности, которая содействует становлению, производству и продвижению библиотечных товаров и услуг.
Маркетинг может явиться тем средством, которое потребует оценить собственные возможности, посмотреть на работу библиотеки с точки зрения пользователя, изменить свои стереотипы. В библиотеках требуется использование маркетинга как системы, позволяющей осуществлять эффективную работу в современной социокультурной ситуации Концепция библиотечного маркетинга определяет стратегические цели, задачи и функции библиотеки, приоритеты и направления работы. Свой путь библиотеке приходится искать между
желаниями, ожиданиями пользователей и собственными культурными и информационными функциями. Все это и применяется в маркетинговой деятельности. Социально-культурная ситуация в последние годы заметно меняется, досуг заполняется не столько чтением, сколько другими, как правило, более зрелищными формами. В то же время основной информационный запрос в большей степени обусловлен необходимостью получения образования, самообразованием, занятостью, социальной защитой интересов личности, здоровья.
Обеспечение целевого доступа к информации является существенным профессиональным признаком библиотечной деятельности в социальной сфере. Эта направленность позволяет не только предоставлять новые информационныеуслуги для пользователей, реализовывать задачи, стоящие перед библиотекарями, но и активно развивать профессиональную библиотечную деятельность, внедряя новые информационные
технологии, инновационные формы работы. Ориентация на социальную деятельность позволяет
библиотекам сформировать современный пакет услуг, поскольку именно услуги являются ре-
зультатом социальной работы. Преобладание характеристик культуры, духовности и сохранения наследия в стратегиях развития библиотеки показывает, наряду с четкими ценностными установками, недостаточно ясное представление об организации современной деятельности. Таким образом, позиция библиотеки в обществе определяется не социальной работой, а информационным обеспечением социальных запросов различных групп.
Представляется возможным дополнить модель оптимизации управления библиотекой вуза более подробным рассмотрением стратегий,ориентированных на каждый элемент библиотечной структуры. При воздействии на целевую аудиторию библиотеки (библиотечный контингент) требуется проведение информационного мониторинга потребностей пользователей и степени их удовлетворенности качеством предоставляемых услуг; прогнозирование изменений в социокультурной ситуации; внедрение в библиотечную работу новых информационных технологий; оценка востребованности и эффективности внедрения новых услуг; усиление презентативности библиотеки-PR.
Управление. Штаты
5.1 Управление библиотекой
5.2 Общее руководство
5.3 Руководство библиотекой
5.4 Заведующий библиотекой (
5.5 Методическое сопровождение
деятельности библиотеки
5.6 Заведующий библиотекой (
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ Школы;
в) положение о платных услугах библиотеки (если таковые предусмотрены в Школе);
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
5.7 Порядок комплектования штата
библиотеки Школы
5.8 В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
5.9 На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.10 Работники библиотек могут
осуществлять педагогическую
5.11 Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1 Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе Школы и положении о библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать
д) определять в соответствии с
правилами пользования
е) вносить предложения
ж) участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством Школы или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;