Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 04:06, контрольная работа
Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знаниями в области управления человеческими ресурсами, в настоящее время наиболее велика в системе управления отечественной экономикой, и в первую очередь в организациях ее основного звена, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом и системе управления персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом, поэтому именно от того, насколько полно они будут вооружены такими знаниями и, главное, насколько умело, эффективно они смогут применять их на практике, зависит то, как организации адаптируются к условиям и требованиям рынка и как они достигают поставленные цели.
Управление человеческими ресурсами
Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знаниями в области управления человеческими ресурсами, в настоящее время наиболее велика в системе управления отечественной экономикой, и в первую очередь в организациях ее основного звена, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом и системе управления персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом, поэтому именно от того, насколько полно они будут вооружены такими знаниями и, главное, насколько умело, эффективно они смогут применять их на практике, зависит то, как организации адаптируются к условиям и требованиям рынка и как они достигают поставленные цели.
Управление человеческими ресурсами в современной организации представляет собой целостную систему. Формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг. В центре внимания руководства постоянно находятся проблемы, процессы, события, ситуации, которые носят кадровый характер. В ближайшем будущем содержание и условия труда приобретут для сотрудника и руководителя большее значение, чем материальная заинтересованность.
Цель курса «Управление человеческими ресурсами» заключается в том, чтобы сформировать у студентов современные теоретические знания и выработать практические навыки применения прогрессивных технологий управления персоналом предприятия.
Задачи изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» следующие:
- дать представление о содержании кадровой работы на предприятии (формировании и развитии трудового потенциала и кадрового состава предприятия, обеспечения его эффективного использования);
- выработать у студентов навыки формирования и организации деятельности службы управления человеческими ресурсами (кадровой службы) предприятия;
- привить практические навыки оказания помощи линейным руководителям и координации их работы с кадрами в руководимых ими структурных подразделениях предприятия;
- сформировать представление о трудовом поведении работников и коллектива в целом, трудовых отношениях и управления ими с целью обеспечения баланса интересов с позиций как экономической, так и социальной эффективности.
Раздел 1. Основы управления человеческими ресурсами
Тема «Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления предприятием»
Человеческие ресурсы. Трудовые ресурсы. Персонал. Кадры. Трудовой потенциал работника. Структура персонала. Категории персонала. Управление персоналом. Система управления персоналом. Цели и функции системы управления персоналом. Принципы управления персоналом. Методы управления персоналом.
Тема «Маркетинг персонала»
Маркетинг персонала. Реализация информационной функции маркетинга персонала. Анализ внешнего рынка труда и кадровой ситуации в регионе.
Раздел 2. Система управления человеческими ресурсами в организации
Тема «Подсистема планирования персонала»
Планирование персонала. Оценка потребности в персонале. Планирование расходов на персонал.
Тема «Проектирование рабочего места»
Анализ и проектирование рабочего места. Анализ деятельности. Должностные инструкции. Типовая структура профессиограммы и психограммы.
Тема «Привлечение кандидатов на работу в организацию»
Факторы, влияющие на процесс набора кандидатов. Источники привлечения кандидатов. Затраты на привлечение персонала. Система поиска, отбора, найма кандидатов на работу. Составление резюме. Методы оценки. Конкурсный набор персонала на работу. Адаптация персонала.
Тема «Оценка труда работников организации»
Основные этапы и подходы оценки труда. Этапы оценки труда. Основные подходы к оценке труда. Методы оценки труда. Аттестация персонала. Элементы аттестации. Этапы аттестации. Формирование кадрового резерва. Принципы формирования и источники кадрового резерва. Этапы работы с резервом.
Тема «Развитие и обучение персонала. Планирование деловой карьеры»
Карьера. Типы и этапы карьеры. Выбор карьеры. Условия карьеры. Цели и задачи развития и обучения персонала. Развитие персонала. Обучение персонала. Проблемы обучения и развития персонала. Затраты на обучение работников, их оптимизация.
Тема «Мотивация поведения работников»
Разработка программ стимулирования. Структура оплаты труда: базовая ставка, дополнительные выплаты, социальные программы. Нетрадиционные способы мотивации. Механизм мотивации персонала. Понятие мотивации труда. Стимулирование труда.
Раздел 3. Стратегия управления человеческими ресурсами
Тема «Стратегия управления персоналом»
Формирование стратегии. Взаимосвязь стратегии бизнеса и управления. Стратегия развития персонала организации.
Тема «Оценка результатов деятельности персонала организации»
Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления. Оценка деятельности подразделений управления персоналом. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом.
Базовые понятия дисциплины «Управление человеческими ресурсами»
1. Человеческие ресурсы — это главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека;
2. Трудовые ресурсы — трудоспособная часть населения, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги (включает в себя население в границах трудоспособного возраста, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве, — работающих школьников, пенсионеров), при этом они делятся на:
- активные, т. е. лица, непосредственно занятые в общественном производстве;
- потенциальные, т. е. учащиеся с отрывом от производства и занятые в домашнем хозяйстве;
3. Персонал
— это личный состав организации, включающий
всех
наемных работников, а также работающих
собственников и совладельцев, и имеющий
ряд признаков:
- наличие трудовых
- обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью);
- целевая направленность
4. Кадры — это часть персонала, которая официально числится в штатном расписании организации;
5. Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, совершенствоваться в процессе труда, а также имеющая следующий компонентный состав:
- психофизиологическая составляю
- социально-демографическая
- квалификационная составляющая — уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;
- личностная составляющая — отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.
Персонал организации имеет свою четкую структуру:
- списочная (фактическая) численность, т.е. число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент (в том числе временно отсутствуют);
- явочная численность, т.е. число сотрудников, которые реально работают в организации в данный момент;
- структура персонала по стажу (по общему стажу и стажу работы в данной организации);
- возрастная структура, т. е. соотношение групп персонала по возрасту;
- квалификационная структура, т.е. соотношение работников различного уровня квалификации (степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций (разряды, классы, категории);
- структура по полу, т.е. соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины);
- профессиональная структура, т.е. соотношение представителей различных профессий или специальностей, обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области;
- структура персонала по уровню образования, т.е. соотношение работников, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Примерный перечень вопросов к зачету
Рекомендуемая литература
1. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие / В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с.
2. Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
3. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
4. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.
5. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. / Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. – (Профессиональное образование).
6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
7. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 20011. – 328 с.
8. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. – 638 с.