Управления карьерой менеджера на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Обновляя теоретические знания, накапливая профессиональный опыт человек становится более профессионально компетентным, профессионально развитым, что в свою очередь является немаловажным фактором для его самореализации, его карьерного роста. Развитие карьеры – это очевидный способ использования возрастающих способностей персонала. Сотрудники проходят ряд все более ответственных постов, развивая свои способности и, в итоге, оказываются на самом высоком для себя посту. Удовлетворяя, таким образом, стремление к статусу организации, власти, деньгам, с одной стороны, и потребность организации в способных работниках в управленческих звеньях - с другой.

Содержание

Введение
Теоритическая часть
1.Теоретические основы управления карьерой менеджера на малом предприятии………………………………………………………………………………………………4
1.1юКарьера: понятие, сущность, виды……………………………………………………………………………………………………….8
1.2.Понятие, формы и нормативно-правовое обеспечение деятельности малого предприятия…………………………………...………………………………………………………….8
1.3. Менеджер: роль на предприятии; обучение, переподготовка, повышение квалификации и самообразование; организация и механизмы управления карьерой .менеджера………………………………………………………………………………………………45
Практическая часть.
2.
Заключение………………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегич.менедж..docx

— 81.70 Кб (Скачать файл)
 

      Введение

Теоритическая часть

1.Теоретические основы  управления карьерой менеджера  на малом предприятии………………………………………………………………………………………………4

1.1юКарьера: понятие, сущность, виды……………………………………………………………………………………………………….8

1.2.Понятие, формы и нормативно-правовое  обеспечение деятельности малого  предприятия…………………………………...………………………………………………………….8

1.3. Менеджер: роль на предприятии; обучение, переподготовка, повышение  квалификации и самообразование; организация и механизмы управления  карьерой .менеджера………………………………………………………………………………………………45

Практическая часть.

2.

Заключение………………………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Одной из основных проблем малого предприятия является подготовка кадров. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести  определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с другой маркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом. 
 
Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении малого бизнеса своих стратегических целей, по мере того как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала.  
 
Обеспечение постоянного соответствия уровня профессиональной компетенции персонала малого предприятия требованиям развития экономики и социальной сферы для наиболее эффективного достижения принимаемых целей возможно при активном внимании к таким факторам, как ясное целеполагание и четкое программирование всех сторон деятельности на всех уровнях управления; постоянное накопление профессиональной компетентности, поощрение обновления знаний и, что немаловажно, – способствование в развитии карьеры менеджера малого предприятия. 
 
Обновляя теоретические знания, накапливая профессиональный опыт человек становится более профессионально компетентным, профессионально развитым, что в свою очередь является немаловажным фактором для его самореализации, его карьерного роста.  Развитие карьеры – это очевидный способ использования возрастающих способностей персонала. Сотрудники проходят ряд все более ответственных постов, развивая свои способности и, в итоге, оказываются на самом высоком для себя посту. Удовлетворяя, таким образом, стремление к статусу организации, власти, деньгам, с одной стороны, и потребность организации в способных работниках в управленческих звеньях - с другой.  
 
Кроме того, с карьерой человека, с его полноценной самореализацией тесно связана стабильность профессиональной деятельности. Одним из показателей успешной карьеры является эффективность ее управления. 
 
 
 
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        1.1.Карьера: понятие, сущность, виды 
Понятие «карьера» выдержало множество изменений, которые парадоксально расходятся друг с другом, или, наоборот, в какой-то мере дополняют друг друга. Рассмотрим некоторые из определений этого понятия. 
 
Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от французского слова «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды; от латинского «carrus» – телега, повозка; от итальянского «carriera» – бег, жизненный путь, поприще .В XIX веке понятие карьера определялось как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его, успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов». 
 
В России в период советской власти определение карьеры рассматривалось с несколько негативным оттенком. Карьера понималась, как путь, продвижения кого-либо к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижения личного благополучия, неразрывно связанным с той или иной общественной деятельностью. Считалось, что карьеру мог делать лишь человек из буржуазно-дворянской среды. 
К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения понятия карьеры. Различные авторы трактуют данное понятие по-разному, хотя смысл у них, в принципе, остается одним и тем же.  
 
Достаточно широкое определение понятие слова «карьера» можно встретить в «Словаре русских синонимов», в котором карьера рассматривается как будущность, судьба. С точки зрения философского знания понятие карьеры рассматривается динамически, и определяется как «процесс, прохождение, последовательность состояний систем» .С другой стороны, часто на первое место выводится понятие карьеры, как «продвижения в какой-либо сфере деятельности». Второе значение слова карьера определяется как «достижение известности, славы, выгоды». На третьем месте находится такое объяснение карьеры как «обозначение рода занятий, профессии» . 
 
В современных учебниках по управлению персоналом можно увидеть следующее определение данного понятия: «карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом» . 
 
В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни – профессиональной, семейной, трудовой, досуговой». Карьера – это не только продвижение по службе. 
 
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью, понимая под ней целенаправленный должностной и профессиональный рост, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей. Квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника .В данном случае карьера – сознательно выбранный и реализуемый менеджером путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение менеджера в соответствии с уровнем его квалификации. 
 
Карьеру – траекторию своего движения – человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное – со своими собственными целями, желаниями и установками. Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать», являются наиболее преуспевающими.  
 
Близким, но не тождественным к понятию «карьера» является понятие «служебно-профессиональное продвижение»; этот термин является наиболее первичным. 
 
Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти  
 
Под карьерой же понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе). 
 
Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом. 
 
Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов (типов). Для классификации видов карьеры выделяют множество различных оснований, признаков, критериев. 
 
По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и внутриорганизационную. 
 
Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности). 
 
Внутриорганизационная карьера – связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии: 
 
- вертикальной карьеры – должностной рост; 
 
- горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии; 
 
- центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений . 
 
По времени прохождения ступеней должностную карьеру можно разделить на нормальную, скоростную, «десантную» . 
 
Нормальная карьера – это постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся профессиональным опытом. Предел этого должностного развития обусловлен уровнем его профессиональной компетентности. Продолжительность этой карьеры равна продолжительности активной трудовой деятельности человека. 
 
Скоростная карьера – это стремительное, но все же последовательное должностное перемещение по вертикали организационной структуры. 
 
«Десантная» карьера представляет собой спонтанное замещение, как правило, руководящих должностей организационной структуры. Для представителей такой карьеры важен сам факт замещения должности. 
 
По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений выделяют такие виды карьеры как властная, квалификационная, статусная и монетарная.  
 
Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника организации. 
 
Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии. 
 
Статусная карьера – это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы. 
 
Монетарная карьера – это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества, предоставляемых ему социальных льгот  
 
По принадлежности к определенной профессии возможны такие варианты, как, например: карьера менеджера; карьера юриста; карьера врача; карьера учителя  
 
По статусу руководителя карьера делится следующим образом. 
 
1. Низовое звено управления (технический уровень). Это уровень управления, находящийся непосредственно над рабочими и исполнителями. Эти работники отвечают за ресурсы, сырье, оборудование. Половина рабочего времени у управленцев такого ранга проходит в общении, причем более всего с непосредственными исполнителями, немного с мастерами и менее всего со своим начальством. 
 
2. Среднее звено управления (управленческий уровень). Среднее звено управления является как бы буфером между низовым и высшим звеньями управления. Представители среднего звена управления почти 90% рабочего времени проводят во взаимодействии с людьми. 
 
3. Высшее звено управления (институциональный уровень). Это самый малочисленный слой управленцев. Именно представители высшего звена управления отвечают за принятие важнейших решений. Рабочая неделя управленца такого ранга составляет 60-80 часов, почти 70 % времени уходит на заседания и встречи, около 20% на работу с бумагами. 
 
Ряд авторов указывает на то, что в зависимости от объективных условий внутриоорганизационная карьера сотрудника может быть перспективной или тупиковой. Карьерная линия может быть либо длинной, либо очень короткой. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, такими как: 
 
- высшая точка карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации; 
 
- длина карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки; 
 
- показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится человек в данный момент своей карьеры; 
 
- показатель потенциальной мобильности – отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том уровне, где находится индивидуум.

Встречаясь с новым сотрудником необходимо учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. В таблице 1.1 представлено описание некоторых этапов карьеры в зависимости от возраста человека  
Таблица 1.1

Краткая характеристика этапов карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

 
Краткая характеристика

 
Особенности мотивации (по Маслоу)

1. Предварительный

 
До 25 лет

 
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

 
Безопасность, социальное признание

 
2. Становление

 
До 30 лет

 
Освоение работы, развитие профессиональных навыков

 
Социальное признание, независимость

 
3. Продвижение

 
До 45 лет

 
Профессиональное развитие

 
Социальное признание, самореализация

 
4. Завершение

 
После 60 лет

 
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

 
Удержание социального признания

5. Пенсионный

 
После 65 лет

 
Занятие другими видами деятельности

 
Поиск самовыражения в новой сфере деятельности


 

Завершающий этап карьеры наступает после 60-ти лет, на котором человек готовится к переходу на пенсию.  
 
Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этапы карьеры – временной период развития личности и фазы развития профессионала – периоды овладения деятельностью. 
 
В таблице 1.2 представлена характеристика фаз развития профессионала

Таблица 1.2

Фазы развития профессионала

Фаза развития

 
Характеристика

Фаза оптации (оптант)

 
Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологически, но и многоаспектными условиями культуры.

 
Фаза адепта (адепт)

 
Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж).

Фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе (адаптант)

 
Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе. 

 
Фаза интернала (интернал)

 
Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии.

 
Продолжающаяся фаза мастерства (мастер)

 
Работник может решать и простые и самые трудно разрешающиеся задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу.

 
Фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей (авторитет)

 
Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации.

 
Фаза наставничества (наставник)

 
Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии «обрастает» единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.


 

Данные характеристики фаз развития профессионала (именно профессионала) позволяет четко разделять этап карьеры и временной период развития личности и фазы развития профессионала. 
 
Из всего выше сказанного можно выделить сущностную составляющую понятия «карьера» - продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс. Также можно заметить, что во многих объяснениях карьера соотносится с понятием успешности индивида. Это относится и к карьере менеджера. 
 
Рассматривая карьеру как процесс необходимо сказать о понятии «карьерный рост».  
Карьерный рост - продвижение по карьерной лестнице, в идеальном случае, заранее спланированное самим специалистом и его руководством. Вообще, для разных людей, занимающих разные должности, понятие «карьерный рост» означает разное: значительный материальный уровень, высокий пост, престиж профессии, достижение профессионального мастерства; для кого-то это расширение ответственности, для кого-то путь в достижении поставленных целей, кто-то стремится к самореализации, а кто-то к увеличению заработной платы.  
 
Из курса психологии нам известно, что когда человек испытывает определенное желание, это состояние через некоторое время переходит в потребность, то есть желание как можно скорее или как можно в большей степени обладать чем-либо или делать что-либо. Потребность как желание побуждает человека действовать благодаря мотивации - некоторого стимула, смысла. 
 
Специалисты кадровых служб вместе с психологами путем некоторых обобщений определили типологию специалистов по психологическому типу мотивации, иными словами – по особенностям личности, определяющим то, как эти люди строят свою карьеру. В основе этой типологии лежат три характеристики.  
 
Одна из них – это самооценка, отражающая уверенность человека в личных и профессиональных своих качествах.  
 
Следующая характеристика - уровень притязаний. Высокий уровень говорит о том, что человек стремится многого в жизни добиться, достичь высоких целей, стать на высокую ступеньку социальной или профессиональной лестницы. Действительно значимых результатов такой человек может достичь только в том случае, если у него есть опора – определенный смысл, ради которого всего этого можно добиваться. Иначе человек с высоким уровнем притязаний может потерять сразу все. Низкий же уровень притязаний характеризует тех людей, для которых сохранение достигнутых высот, удержание текущего положения, бегство от неудачи важнее продвижений по жизни.  
 
Наконец, третья характеристика, так называемый «локус контроля» - показатель ответственности. Есть люди, ищущие объяснение происходящего вовне: в поступках других людей, в стечении обстоятельств, в судьбе и т.д. – это люди с внешним локусом контроля. Другие же способны делать выводы из своих ошибок, анализируют свое поведение, однако поиск причины всех событий внутри себя приводит к самобичеванию. У таких людей внутренний локус контроля, который определяет ответственность за свои поступки.  
 
Данные типы представлены следующим образом. 
 
Тип – альпинист. Самооценка: высокая. Уровень притязаний: высокий. Локус контроля: внутренний. Такой человек идет вверх по карьерной лестнице сознательно и с максимальной внутренней отдачей. Низкое социальное происхождение либо отсутствие значимого старта и подкрепления в виде протежирования не мешает ему пройти все ступени карьерного роста с самого низа доверху. Такой специалист не остается в долгу и честно отрабатывает каждое свое повышение. Лишь закрепившись на предыдущей должности, идет дальше. Вершину в любом деле он будет штурмовать до победы. К резким, необдуманным решениям такой человек не способен. Очень важно не допускать, чтобы кто-либо из сотрудников мешал этому специалисту, "вставлял палки в колеса" - "Альпинист" и в трудную минуту не бросит компанию, если не будет на нее обижен. 
 
Тип – иллюзионист. Самооценка: высокая. Уровень притязаний: высокий. Локус контроля: внешний. Специалист этого типа верит в свои силы. Он сознательно стремится к высоте, но в большей степени склонен использовать не собственные усилия, а благоприятные обстоятельства. "Иллюзионист" в большей степени предпочитает "казаться", чем "быть". Успешная эксплуатация внешних признаков имиджа успешного человека удается ему благодаря тому, что эти признаки легко и быстро им усваиваются. На очередную высоту его может поднять "высокая волна" обстоятельств, и как только "иллюзионист" ее замечает, не упускает возможности ей воспользоваться. Для него не зазорно манипулировать людьми, однако большую ответственность на себя он брать, скорее всего, не будет, и при более выгодном предложении без угрызений совести покинет компанию, перейдя к конкуренту. Представительские функции удаются ему лишь в том случае, если не понадобится применять глубокий анализ ситуации и принимать ответственные решения.  
 
Тип – мастер. Самооценка: высокая. Уровень притязаний: низкий. Локус контроля: внутренний. В своей профессии ему интереснее осваивать новые области, а на своей должности - новые профессии. А вот интерес к уже изученному у него может пропасть. Мало заинтересованный в социальном продвижении, он фокусирует свое внимание на созидании насыщенной жизни, ищет ощущение движения не вверх, а вперед. Его решения об уходе из компании или смене деятельности могут оказываться неожиданными для всех, однако его можно удержать на месте, предоставив возможность развиваться и повышать квалификацию. Охлаждение или потерю интереса сотрудника к исполняемым обязанностям и основной деятельности нетрудно заметить. Как только это произошло, "мастеру" нужно предложить развивать новое направление, поставить интересную проблему. Этот специалист, почувствовав возвращение вкуса к жизни, справится с новым заданием даже в том случае, если фактическая его нагрузка значительно увеличится. 
 
Тип – муравей. Самооценка: низкая. Уровень притязаний: низкий. Локус контроля: внешний. Из-за боязни собственной ошибки, а вовсе не из-за глупости, он предпочитает получать четко сформулированные задачи и работает строго по инструкции. Он ценный исполнитель, но ничего большего от него ожидать не стоит. Как ответственных решений, так и резких повышений "муравей" может испугаться и даже уволиться с работы. Лучшей наградой его труда станут четкие инструкции, похвала руководства. Отсутствие свободы выбора такого человека вовсе не раздражает, а является необходимым условием его нормальной деятельности. Постепенное продвижение "муравья" должно подкрепляться профессиональной опорой - компетентным заместителем, грамотным руководителем более высокого звена.  
 
Тип – коллекционер. Самооценка: низкая. Уровень притязаний: высокий. Локус контроля: внешний. Этот человек, хоть и желает достичь вершин, чрезмерно долго готовится к началу своей профессиональной деятельности. Прежде чем работать по выбранной специальности, он стремится получить несколько образований, заканчивает несколько курсов, посещает разнообразные тренинги. Даже считая, что знает достаточно, он не решается приступать непосредственно к работе. Такой шаг даже может подорвать его внутреннее равновесие и веру в свои силы, а они и так весьма слабы. Карьерный путь, как правило, "коллекционер" представляет себе достаточно смутно, но то, что ему хочется стать "начальником", он знает четко. Денежные притязания такого специалиста намного выше его реальной стоимости. Хорошим сотрудником - у грамотного наставника - "коллекционер" сможет стать лишь при том условии, что утихомирит амбиции и начнет работу на невысокой должности. 
 
Тип – узурпатор. Самооценка: низкая. Уровень притязаний: высокий. Локус контроля: внутренний. В жизни надеется только на себя. По карьерной лестнице продвигается под нажимом самолюбия, чему мешают недоверие к окружающим и склонность к самоедству. "Узурпатор" нередко выходит за рамки собственных полномочий и начинает контролировать работу сторонних отделов фирмы - не потому, что возомнил себя начальником, а потому, что всю ответственность за то, как работает фирма, он перекладывает на себя. В стабильной ситуации его работа стабильно успешна. А вот в условиях нестабильности "узурпатор" хаотично принимает любые решения. Если такому сотруднику вверить управление отделом или руководство проектом, он будет применять авторитарный стиль управления и будет ориентироваться на вертикальную карьеру, а не на саморазвитие в области, в которой он работает. Принимаемые им ответственные решения должна "доводить до ума" целая команда подчиненных.  
 
Описанные типы методик четко отражают суть работы сотрудника фирмы, что позволяет четко отследить факторы «внешней» мотивации, т.е. той, которая исходит от руководства и посодействовать работнику в организации своей карьеры . 
 
Одним из основных элементов организации карьеры является выбор карьеры - возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни.  
 
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Джона Голланда. 
 
В таблице 1.3 представлена краткая характеристика типов личности, выбирающих карьеру.

Таблица 1.3 
 
Типология личностей Джона Голланда.

Тип личности

 
Содержание деятельности

1. Реалистический

 
Человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов – машинист.

 
2. Исследовательский

 
Такой человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным.

 
3. Артистичный

 
Человек экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточен.

 
4. Социальный

 
Этот человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую - школьный консультант.

5. Предпринимательский

 
Человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей – адвокат.

 
6. Конвенциональный

 
любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов – бухгалтер.


 

Несмотря на то, что согласно этой концепции один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. 
 
Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Поэтому она занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его наивысших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы. 
 
Для того, что бы карьера была успешной, а продвижение по карьерной лестнице проходило бы без особых препятствий этим процессом необходимо управлять и эффективно организовывать его. Для этого существует механизм управления карьерой, который подразумевает совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии. Каждый человек, руководитель вырабатывает свой механизм управления карьерой в зависимости от собственных личностных, профессиональных и иных особенностей. В общем случае карьера видится как поэтапное развитие способностей и функций человека как профессионала, что создает предпосылки для его продвижения по службе и повышения материального благополучия. 
 
Карьерное движение, в том числе и в системе муниципальной службы есть естественный, саморазвивающийся процесс. Однако успешная карьера многих работников является результатом удачного стечения обстоятельств. Вместе с тем, обстоятельства можно и нужно формировать; случай не ожидать, а находить; способности развивать, добросовестность воспитывать, т.е. процессу саморазвития карьеры нужно осознанно помогать. Карьера человека-это движение жизни, это «выбор, основанный на индивидуальной оценке возможностей, где сам человек является первопричиной собственного успеха» . 
 
Таким образом,  карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Ее сущность заключается в фактической последовательности занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), в служебно-профессиональном росте. 
 
Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов (типов): профессиональная, внутриорганизационная, вертикальная, горизонтальная, центрированная, властная, квалификационная, статусная, монетарная, карьера менеджера, юриста, врача, учителя и т.д. 
 
Карьера специалиста развивается в несколько этапов. Встречаясь с новым сотрудником необходимо учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Этапы карьерного роста для одних являются набором случайностей, для других — это воплощение в жизнь детального долгосрочного плана, связанного с повышением уровня знаний, умений и навыков, а также последовательное восхождение по служебной лестнице. 
 
Этапы карьерного роста: 
1. Предварительный этап - подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности; до 25 лет. 
 
2. Этап становления - освоение работы, развитие профессиональных навыков; до 30 лет. 
 
3. Этап продвижения - профессиональное развитие; до 45 лет. 
 
4. Завершение - подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены; после 60 лет. 
 
5. Пенсионный – занятие другими видами деятельности; после 65 лет. 
 
Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. 
 
Каждый человек стремится к карьерному росту в той сфере деятельности, которая является для него наиболее привлекательной и интересной. Для кого-то это муниципальная или государственная служба, для кого-то рекламное дело или бизнес, а кто-то видит свое перспективное развитие на малом предприятии.  
1.2. Понятие, формы и нормативно правовое обеспечение деятельности малого предприятия 
 
  
Особое место в экономике стран с рыночными отношениями занимают малые предприятия и связанный с ними малый бизнес. Эти предприятия являются наиболее мобильной формой ведения хозяйства, они более чувствительны к новшествам, не боятся рисковать, но подвержены кризисам и социальным потрясениям. 
 
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.  
 
Основными задачами предприятий является удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, а также получение прибыли и реализация на этой основе в соответствии с законодательством социально-экономических интересов членов трудового коллектива предприятия, взаимоотношений с бюджетом и хозяйствующими партнерами-поставщиками, потребителями, банками и др. 
Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения. 
Источниками имущества предприятия являются: 
 
•  денежные и материальные взносы учредителей предприятия; 
 
•  доходы от реализации продукции, работ и услуг; 
 
•   ценные бумаги и доходы от ценных бумаг; 
 
•   капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня; 
 
•   безвозмездные или благотворительные взносы; 
 
•   пожертвования организаций, предприятий и граждан; 
 
•   выкуп   имущества  государственных   предприятий   путем конкурса, аукциона, тендера; 
 
•   выкуп  имущества  государственного   предприятия   путем акционирования; 

•   иные источники, не запрещенные законодательством. 
 
В соответствии с законодательством могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных и религиозных организаций. В зависимости от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной муниципальной и государственной собственности, собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц и граждан, а также в собственности общественных организаций. 
 
Малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами и отвечают целям, предусмотренным в их уставе. 
 
К малым относятся вновь создаваемые и действующие предприятия ограниченной численности: 
 
·       в промышленности, строительстве и на транспорте со среднесписочной численностью работающих до 100 человек; 
 
·       в сельском хозяйстве — до 60 человек; 
 
·       в научно-технической сфере — до 60 человек; 
 
·       в оптовой торговле — до 50 человек; 
 
·       в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30 человек; 
 
·       в остальных отраслях и при осуществлении других видов 
 
деятельности — до 50 человек. 
 
При этом к среднесписочной численности работников основного производственного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда и совместительству. 
 
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ и услуг). 
 
Малые   предприятия создаются: 
 
·     отдельными гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство; 
 
·     государственными предприятиями, кооперативами, акционерными обществами; 
 
·     государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом; 
 
·     совместно указанными органами, предприятиями и гражданами. 
 
Деятельность юридических и физических лиц, различная по своим целям, регулируется гражданским законодательством. Для обозначения любого вида деятельности, имеющей целью извлечение прибыли, используют понятие"предпринимательская деятельность". 
 
Определение этого понятия содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), в котором указаны наиболее ее значимые юридические признаки. Под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в ртом качестве в установленном законом порядке" . 
 
Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ. 
 
Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность: 
 
·          самостоятельная; 
 
·          осуществляемая на свой риск; 
 
·          направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг . 
 
Следовательно, указанная деятельность является прежде всего самостоятельной. Предприниматель сам планирует рабочее время и время отдыха, только он решает, куда именно вкладывать свой капитал, заключать или не заключать какую-либо сделку. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск, т. е. в случае неудачи им придется нести имущественную ответственность собственным имуществом. Предпринимательской будет только такая деятельность, при которой граждане преследуют цель систематически, неоднократно получать прибыль от своей деятельности. При этом не важно, была ли прибыль получена реально. Главное — это получение прибыли. 
 
Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица — особого субъекта гражданского права. В этом случае данной деятельностью будет заниматься новый субъект — юридическое лицо. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Именно эта деятельность и называется индивидуальной. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. 
 
Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет ограниченную практику и короткий период действия. Многие проблемы, связанные с применением законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей, приходится решать впервые. 
 
Наряду с частными лицами предпринимательскую деятельность осуществляют различные организации, имеющие статус юридического лица. В ст. 48 ГК РФ дается их понятие. Юридическое лицо имеет следующие признаки: 
 
·       имеет свою организационную структуру: органы управления, филиалы, представительства. В организационную структуру юридического лица входят взаимоотношения между участниками (учредителями). Организационная структура юридического лица определяется его учредительными документами (уставом, учредительным договором, положением); 
 
·       имеет материальную базу для деятельности, т. е. определенное имущество. Это имущество может находиться у юридического лица на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Имущество должно быть обособленным, т. е. принадлежать только юридическому лицу. Оно отражается на балансе юридического лица и смете; 
 
·       выступает в хозяйственном обороте от собственного имени, приобретая и осуществляя при этом имущественные права, исполняя обязанности. К имущественным правам относится прежде всего право собственности на различное имущество, которое юридическое лицо приобретает в результате заключения договора купли-продажи, дарения. К неимущественным правам юридического лица можно отнести деловую репутацию; 
 
·       несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно и своим имуществом. 
 
Таким образом, юридическое лицо — это организация, которая от своего имени выступает в качестве субъекта правовых отношений и самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам. 
 
Основным субъектом предпринимательской деятельности являются коммерческие организации. Под ними понижаются юридические лица, основная цель деятельности которых состоит в извлечении прибыли. Полученная прибыль распределяется в соответствии с учредительными документами между участниками (учредителями) коммерческой организации. 
 
Коммерческие организации могут создаваться в различных формах. Перечень этих форм устанавливается законодательством и произвольно изменен быть не может. Согласно гражданскому законодательству коммерческие организации создаются в форме производственных кооперативов, государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, хозяйственных товариществ и обществ. К последним относятся: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). В хозяйственные общества включаются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа). 
 
Производственный кооператив (артель) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ). 
 
Производственный кооператив может заниматься различной деятельностью — производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговлей, бытовым обслуживанием. Каждый участник производственного кооператива обязан участвовать личным трудом в работе кооператива, что является одним из важных его признаков. Потому официально он именуется еще и артелью. 
 
Главным документом производственного кооператива является устав. Он утверждается общим собранием членов кооператива. Для его учреждения необходимо не менее пяти человек. 
 
В его уставе должны быть указаны следующие данные: место нахождения, порядок управления, размер паевых взносов, порядок участия членов кооператива в его работе и многое другое. Имущество производственного кооператива находится в его собственности и делится на паи. В производственном кооперативе создаются органы управления. Высшим органом является общее собрание его членов. Текущее руководство делами кооператива могут осуществлять правление и председатель. В производственном кооперативе может создаваться наблюдательный совет, если число членов кооператива более 50 человек. В его полномочия входит контроль за деятельностью правления и председателя кооператива. В органы управления могут входить только члены кооператива. При этом закон запрещает членство в составе нескольких органов управления. Компетенция органов управления производственного кооператива определяется законом и уставом. 
 
К исключительной компетенции общего собрания относятся:  
 
·     изменение устава кооператива; 
 
·     образование других органов управления; 
 
·     прием и исключение из членов кооператива и другие . 
 
Прекращение членства в производственном кооперативе может происходить как по желанию члена кооператива, так и в случае его исключения, а также по другим основаниям (например, в случае смерти). 
 
Ликвидация и реорганизация производственного кооператива производится по решению общего собрания его членов. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное общество или товарищество. Кооператив может быть ликвидирован и по другим основаниям, например, в случае несостоятельности (банкротства). 
 
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное заним имущество. Имущество этого предприятия является неделимым, что означает невозможность и недопустимость его распределения по долям, паям, в том числе и между работниками. В такой форме могут создаваться государственные и муниципальные предприятия, а поэтому их имущество является государственной и муниципальной собственностью. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обладает правом хозяйственного ведения или оперативного управления. 
 
Понятия "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления" требуют подробного рассмотрения.  
 
Право хозяйственного ведения — право предприятия (государственного или муниципального) владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но в определенных пределах, которые установлены ГК РФ. 
 
Предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом: продавать, сдавать его в аренду, но не отдавать в залог. Под недвижимым имуществом понимаются: земельные участки и все то, что тесно связано с землей: здания, сооружения. Остальным имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, по собственному усмотрению. 
 
Право оперативного управления — право распоряжаться  имуществом как недвижимым, так и движимым только с согласия собственника. 
 
Имущество на праве оперативного управления закрепляется за создаваемыми унитарными предприятиями, которые имеют название "казенные". Они могут учреждаться по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральное казенное предприятие). Ликвидируется и реорганизуется такое предприятие только по решению Правительства Российской Федерации. В учредительных документах предприятия должно быть обязательно указано, что оно казенное.  
 
Хозяйственные товарищества признаются гражданским законодательством как отдельные разновидности субъектов предпринимательских отношений и имеют свои юридические и организационные признаки, которые отличают их от хозяйственных обществ. 
 
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации могут образовываться два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). 
 
Полное товарищество — коммерческая организация, участники которого несут ответственность по его обязательствам своим имуществом (ст. 69 ГК РФ). Полное товарищество — это одновременно хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным  между  ними договором  занимаются  предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и осуществляет деятельность на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества. При регистрации полного товарищества предъявление в регистрационную палату Устава не требуется, так как данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций данного типа. 
 
Закон предъявляет определенные требования к содержанию учредительного договора. Предписания закона обязательны, и участники полного товарищества при составлении учредительного договора должны строго руководствоваться соответствующими законоположениями. 
 
В учредительном договоре полного товарищества указываются как общие для всех юридических лиц сведения, так и те, которые отражают специфику именно полного товарищества. К первой группе сведений относятся: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему своего имущества и участия в его  деятельности, место нахождения, адрес и другие. Ко второй группе: размер и состав складочного капитала, размер долей каждого из участников в складочном капитале, положения об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и другие. 
 
Особенностью полного товарищества является то, что для его образования необходимо наличие складочного капитала. Он необходим, во-первых, для того, чтобы полное  товарищество могло быть зарегистрировано, поскольку наличие такого условия прямо предусмотрено действующими нормативными актами о порядке регистрации юридических лиц. Складочный капитал выполняет роль уставного капитала и составляет не менее 100 минимальных месячных оплат труда. Во-вторых, складочный капитал полного товарищества образует его имущественную базу, без которой невозможна или будет затруднена предпринимательская деятельность товарищества. В-третьих, складочный капитал является гарантией для кредиторов, т. е. тех лиц, которые вступают в различные имущественные отношения с полным товариществом, заключая с ним договоры. Поэтому в случае невыполнения своих обязательств взыскание по долгам будет обращено прежде всего на имущество в виде складочного капитала, которое закреплено за полным товариществом как юридическим лицом. В-четвертых, наличие складочного капитала необходимо для того, |чтобы участники имели четкие ориентиры при распределении прибыли и убытков, так как они делятся пропорционально доле каждого из участников в складочном капитале. 
 
Вместе с тем убытки полного товарищества могут привести к полной утрате складочного капитала. Тогда, и в этом еще одна, пожалуй, самая существенная особенность правового статуса полного товарищества, убытки будут возмещаться за счет имущества полных товарищей. Ответственность участников в данном случае будет, во-первых, субсидиарной — дополнительной ответственностью участников товарищества по его обязательствам. Она наступает тогда, когда полностью утрачивается складочный капитал либо складочного капитала полного товарищества недостаточно для погашения долгов. Во-вторых, ответственность участников является солидарной. Суть солидарной ответственности состоит в том, что тот, кто терпит убытки от неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, может предъявить требования о возмещении их полностью или частично как ко всем участникам полного товарищества, так и к одному из них. В силу такой специфической ответственности закон ограничивает возможность как для физических, так и для юридических лиц быть участниками нескольких полных товариществ. Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации лицо (физическое или юридическое) может быть участником только одного полного товарищества. 
 
В полное товарищество могут объединяться как физические, так и юридические лица. Однако гражданин может быть участником полного товарищества только при соблюдении определенных условий, которые установлены в законодательстве. Речь идет о том, что гражданин, прежде чем он реализует свое право стать участником полного товарищества, должен получить статус индивидуального предпринимателя, зарегистрировавшись в соответствующем порядке. Что же касается юридических лиц, то полными товарищами могут быть исключительно коммерческие организации, а некоммерческие такого права не имеют. 
 
Кроме того, члены объединения обязаны своим личным трудом участвовать в его деятельности. По сути полное товарищество представляет собой прежде всего объединение лиц, а затем уже и имущества. 
 
Внутренние отношения в полном товариществе определяются учредительным договором. Основываются они на взаимном доверии в силу особенности правового статуса полного товарищества. Управление деятельностью товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. 
 
Учредительным договором могут быть определены отдельные случаи, когда решения по конкретным вопросам могут приниматься по большинству голосов. Каждый из участников полного товарищества имеет один голос независимо от его доли в складочном капитале. Действующее законодательство дает право членам товарищества изменить это общее правило и отразить в учредительном договоре иной порядок установления количества голосов. 
 
Полное товарищество имеет статус юридического лица. Оно рассматривается законодательством как единый субъект предпринимательских и других правоотношений. Юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы. Что же касается полного товарищества, то эти функции выполняют его участники, так как в товариществе не образуются специальные органы управления. От имени полного товарищества при заключении сделок может выступать каждый из участников в отдельности, если в учредительных документах не установлено, что его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено одному или нескольким участникам. В зависимости от того, какой установлен порядок ведения дел, наступают различные юридические последствия. 
 
Во-первых, когда дела ведутся совместно, тогда для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. 
 
Во-вторых, если дела поручены одному или некоторым из участников, то остальные могут совершать сделки только на основании доверенности от тех лиц, которым поручено ведение дел. 
 
Участнику полного товарищества предоставлено право выхода. При этом остальные его участники должны быть предупреждены за шесть месяцев до фактического выхода. Участник может быть исключен из товарищества, но только по решению суда и на основании требования остальных товарищей. Однако для этого должны быть серьезные основания: грубое нарушение своих обязанностей и единогласное решение об исключении. При выбытии из состава товарищества лицо имеет право на выплату ему стоимости части имущества товарищества пропорционально его доли в складочном капитале. Вместо выплаты ему может быть выдано имущество в натуре. Но для этого необходимо соглашение между тем, кто выбывает из товарищества, и остальными участниками. 
 
Прекращение товарищества может быть вызвано различными причинами. Оно прекращает свою деятельность по истечении срока; если достигнута цель, ради которой оно было создано; если отсутствует целесообразность дальнейшего ведения предпринимательской деятельности. Для этого требуется общее согласие всех участников. Полное товарищество может быть преобразовано в товарищество на вере (коммандитное), либо в хозяйственное общество, либо в производственный кооператив. С момента преобразования оно прекращает свое действие. 
 
Полное товарищество ликвидируется, если один из товарищей вышел из состава участников, либо умер, либо признан недееспособным (п. 21 ст. 76 ГК РФ). Однако даже при наступлении указанных обстоятельств товарищество может продолжать свою работу, если учредительным договором прямо оговорена такая возможность. Полное товарищество подлежит ликвидации, когда в нем остался единственный участник, а также по общим основаниям: по решению суда в случае осуществления деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), когда она требуется, вследствие признания товарищества банкротом и другие. 
 
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — это смешанный вид коммерческой организации, В нем наряду с полными товарищами есть один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов) (ст. 82 ГК РФ). Полные товарищи отвечают по обязательствам своим имуществом, а коммандитисты рискуют только своими вкладами. Право вести дела от имени товарищества принадлежит только полным товарищам. 
 
Товарищество на вере является договорным объединением. Основной документ, который регулирует отношения в товариществе — это учредительный договор. В законодательстве указывается, что учредительный договор подписывается только полными товарищами, поэтому они и управляют делами товарищества. Вкладчики не вправе каким-либо образом влиять на управление делами, оспаривать правильность принимаемых управленческих решений в суде. Основной обязанностью вкладчика является своевременное внесение вклада в складочный капитал. Факт внесения вклада подтверждается специальным документом — свидетельством об участии. Этот документ подтверждает не только то, что вклад внесен, но и то, что лицо является участником в товариществе на вере в качестве коммандитиста. 
 
Вкладчики несут не только обязанности, но и обладают правами. Поскольку товарищество на вере — это коммерческая организация, то они вправе получать часть прибыли, причитающуюся им на долю в складочном капитале. Они также имеют право контролировать хозяйственную деятельность, знакомясь с годовыми отчетами и балансами товарищества. Кроме того, они вправе выйти из состава товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад. При выходе они не имеют права на получение доли в имуществе, в отличие от полных товарищей. 
 
Прекращение деятельности товарищества на вере обладает рядом особенностей. Во-первых, товарищество ликвидируется, если в его составе не осталось ни одного вкладчика, хотя за оставшимися лицами сохраняется право преобразовать его в полное товарищество. Во-вторых, при ликвидации товарищества преимущественное право на получение вкладов из оставшегося имущества имеют коммандитисты. Законодательством предусмотрены и другие особенности ликвидации товарищества на вере (ст. 86 ГК РФ). 
 
Индивидуализацией товарищества служит его фирменное наименование. Согласно закону оно должно содержать либо имена всех полных товарищей и слово "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя одного полного товарища с добавлением слов "и компания", а также с указанием на вид товарищества. Если в фирменном наименовании товарищества будет указано имя вкладчика — он становится полным товарищем со всеми вытекающими из этого положения юридическими и организационными последствиями. 
 
Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью — коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли в размерах, определяемых учредительными документами. 
 
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество) может быть учреждено одним или несколькими лицами. В законодательстве оговаривается предельный количественный состав учредителей, превышение которого влечет обязанность преобразования его в акционерное общество либо ликвидацию, если вопрос преобразования не решается в течение года. Общество не может быть учреждено хозяйственным обществом, состоящим из одного лица. 
 
Современное законодательство более жестко регулирует отношения, возникающие по поводу учреждения и деятельности коммерческих организаций данного вида. Ибо, как показала практика, такие общества имеют наибольшее распространение в предпринимательской деятельности, и именно в таких обществах довольно часто встречаются различные финансовые злоупотребления. 
 
Общество предполагает объединение капиталов с целью занятия предпринимательской деятельностью, и поэтому личное участие учредителей в его работе необязательно. 
 
При его регистрации должны быть представлены соответствующие документы: учредительный договор и устав. Если учредителем является одно лицо, то оно должно представить только устав, им же утвержденный. В других случаях учредительные документы утверждаются и подписываются учредителями. 
 
Учредительные документы должны содержать необходимые сведения, которые характеризуют общество как коммерческую организацию, имеющую статус юридического лица: место нахождения, цель деятельности и другие, а также сведения, отражающие специфику общества. В них должны быть указаны: размер уставного капитала и размер долей каждого из участников, порядок внесения вкладов. 
 
Уставный капитал общества не должен быть менее суммы 100 минимальных оплат труда, установленных законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. Закон требует, чтобы на момент его регистрации не менее 50% уставного капитала было оплачено. Остальная же часть оплачивается участниками в течение первого года работы. Невнесение вовремя уставного капитала влечет за собой юридические последствия как для общества в целом, так и для отдельных его участников. Например, оно обязано объявить об уменьшении уставного капитала либо прекратить свою деятельность. 
 
Участники, которые не внесли вклады в уставный капитал полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам общества. Законодатель не случайно установил такие правила. Ведь уставный капитал является не только необходимой материальной базой для деятельности, но и должен гарантировать интересы его кредиторов, не вводя их в заблуждение относительно финансовых и иных материальных возможностей конкретного общества, с которым они вступают в различные правоотношения, вытекающие из заключенных договоров. В целом же правовой режим уставного капитала общества определяется ГК РФ и специальным законодательством об обществах с ограниченной ответственностью. 
 
Согласно действующим нормативным актам общество после своей регистрации обязано уведомлять своих кредиторов о каждом случае уменьшения уставного капитала и регистрировать его уменьшение в установленном порядке. Кредиторы же имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. Обществу разрешается увеличение уставного капитала за счет внесения всеми участниками своих вкладов в полном объеме (ст. 90 ГК РФ). 
 
Участники общества не имеют права собственности на имущество общества. Их права распространяются только на долю в уставном капитале. В силу этого участник общества может продать или уступить иным образом (подарить) свою долю в уставном капитале другим участникам общества. Это право участника не может быть никем ограничено, оно является безусловным, поскольку касается внутренних взаимоотношений участников общества. Иначе регулируется возможность отчуждения доли в уставном капитале третьим лицом, т. е. тем, которое не входит в состав участников. Законодательство не запрещает участнику (участникам) совершать такого рода сделки. Однако окончательно этот вопрос регулируется только уставом общества. Устав может содержать норму, запрещающую отчуждение доли третьим лицом, либо норму, которая разрешает продавать посторонним лицам долю в уставном капитале. В зависимости от того, какая норма прописана в уставе, такие и наступают юридические последствия. 
 
Неотчуждаемым и неограниченным правом каждого из участников является право его выхода из состава участников общества. Это право он может осуществить в любое время, независимо от того, согласны или не согласны с этим остальные участники. При выходе ему должна быть выплачена стоимость части имущества, которая соответствует его доле в уставном капитале. Процедура выхода и порядок выплаты причитающихся сумм регулируются ГК РФ и учредительными документами. Выход одного из участников не влияет на дальнейшую судьбу общества. Если даже в его составе останется одно лицо (физическое или юридическое), то оно продолжает свою деятельность. 
 
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом. Управление делами общества осуществляется через специально образуемые для этой цели органы юридического лица. Основные принципы организации и деятельности органов управления устанавливаются ГК РФ. Более детально вопросы организации управления должны быть урегулированы специальным законом. 
 
В соответствии с Кодексом в обществе должны образовываться органы управления: общее собрание участников, исполнительный орган (директор, президент и другие), ревизионная комиссия. 
 
Общее собрание участников общества является высшим органом управления, который имеет исключительную компетенцию. По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, ни один орган управления не может выносить какие-либо решения. Если такие решения вынесены, то они не будут иметь юридической силы. Более того, такие вопросы не только не могут быть рассмотрены другими органами управления по собственной инициативе, но даже не могут быть переданы, делегированы общим собранием исполнительному органу, например, директору или дирекции. 
 
Законодательством к исключительной компетенции общего собрания отнесены вопросы: изменение устава общества, а также размера уставного капитала, образование других органов управления обществом, решение вопросов о реорганизации и ликвидации общества и другие. 
 
Вопросы, относимые к компетенции общего собрания, определяются законодательными актами. Участники общества при составлении устава должны следовать предписаниям законодательства. 
 
Органы управления общества могут быть как коллегиальными, так и единоличными. Общее собрание — это коллегиальный орган. Количественный состав исполнительных органов определяется уставом общества. Единоличный орган управления может быть избран как из состава участников общества, так и из третьих лиц. Правовой статус исполнительного органа определяется наряду с гражданским законодательством еще и законодательством о труде: с директором (президентом и т. д.) должен быть заключен трудовой договор (контракт). В трудовом договоре-контракте определяются права и обязанности директора, срок действия контракта, меры поощрения и ответственности за проступки, совершаемые при исполнении трудовых обязанностей, дополнительные основания для его увольнения. Порядок заключения трудового договора и его расторжения регулируется законами о труде. Кроме того, гражданское законодательство определяет условия деятельности и ответственности лица, выступающего от имени организации, а таким лицом во многих случаях является руководитель. Он должен действовать в интересах представляемого им общества добросовестно и разумно, обязан по требованию учредителей возместить убытки обществу, если иное не предусмотрено законом или договором. 
 
Прекращение общества с ограниченной ответственностью возможно вследствие его реорганизации либо ликвидации. Оба названные основания имеют самостоятельное значение. 
 
Реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена по решению его учредителей. В случаях, прямо предусмотренных законодательством, общество может быть реорганизовано в принудительном порядке. Так, реорганизация возможна и в принудительном порядке по решению антимонопольного органа. При этом решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при совокупности определенных условий: возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений; отсутствия между структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. 
 
Законодательство определяет следующие формы реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При преобразовании возникает правопреемство, т.е. переход части прав к вновь образованным юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Реорганизация в виде преобразования означает изменение организационно-правовой формы. Так, общество может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив (ст. 92 ГК РФ). 
 
Общество с ограниченной ответственностью считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. 
 
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого юридического лица общество считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц, записи о прекращении деятельности присоединительного юридического лица. Ликвидация общества осуществляется в соответствии с ГК РФ (ст. 61—65 ГК РФ). Эти правила являются общими для всех юридических лиц. Например, общество признается несостоятельным (банкротом), что влечет за собой его ликвидацию. Такое решение может принять, например, арбитражный суд. 
 
Для проведения ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, которая и осуществляет все необходимые мероприятия. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ). Детально вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством), регулируются Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". 
 
Общество с дополнительной ответственностью. Это коммерческая организация, участники которой, в отличие от общества с ограниченной ответственностью, солидарно несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал. 
 
Общество с дополнительной ответственностью обладает рядом общих признаков и особенностей в сравнении с обществом с ограниченной ответственностью. Общим для этих обществ являются: 
 
·       возможность учреждения одним или несколькими лицами; 
 
·       разделение уставного капитала на доли, размер которых определяется учредительными документами. 
 
В остальном к обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы закона, действующие в отношении общества с ограниченной ответственностью, за рядом исключений, которые обусловлены специфическими чертами этой организации. Во-первых, участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемых учредительными документами общества. Во-вторых, в том случае, когда один из участников становится несостоятельным (банкротом), его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. В учредительных документах может быть предусмотрен и иной порядок распределения ответственности. 
 
Развитие процесса перерегистрации фирм и предприятий, а также возникновение новых сопровождаются сложными и противоречивыми проблемами как внутри обществ, так и при взаимодействии их на рынке с партнерами, с государственными структурами. 
 
Выбор формы предприятия производится в каждом конкретном случае сугубо индивидуально, применительно к отрасли и роду деятельности фирмы, ее продукции, финансовому состоянию и другим характеристикам. Однако во всех случаях целесообразно обратить внимание на следующие моменты: 
 
1)  налоговые льготы; 
 
2) государственные заказы; 
 
3)  отношения собственности; 
 
4)  перспективы акционирования и приватизации; 
 
5) управление производством; 
 
6) управление трудовым коллективом; 
 
7) кадровые проблемы; 
 
8) условия и возможности привлечения наемного труда; , 
 
9) трудовое законодательство; 
 
10)  возможности создания ассоциаций (объединений) внутри и вне предприятия; 
 
11) возможности хозрасчета; 
 
12) возможности активизации и стимулирования; 
 
13) возможности финансирования; 
 
14) возможности кредитования; 
 
15) условия ценообразования; 
 
16) возможности снабжения; 
 
17) возможности сбыта продукции; 
 
18) возможности внешне экономической деятельности.  
 
Предприятие, даже правильно выбранное, — это лишь фундамент предпринимательства. Но для хорошего здания одного фундамента мало. Чтобы организовать прибыльный бизнес, нужно прежде всего определить, на чем предприятие может прилично заработать: что следует производить и продавать с выгодой. 
 
Управленческой деятельностью на  предприятии занимаются менеджеры. Они решают множество задач. В частности, менеджеры разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал фирмы и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности. 
 
Для эффективности управления предприятием менеджер должен обучаться, проходить профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации и самообразовываться.

Информация о работе Управления карьерой менеджера на предприятии