Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:46, реферат
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества.
Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет
создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации прин-
ципов социально-ориентированной рыночной экономики.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества.
Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет
создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации прин-
ципов социально-ориентированной рыночной экономики.
Господствующая до последнего времени система авторитарного управления, а также иерархическая организационная
структура предприятий по-прежнему
остаются основой их управления. В
отношении предприятий жилищно-
отрасли эта ситуация еще
более критична, так как помимо
внутренних, организационных и
вуют внешние условия неопределенности их деятельности. Во-первых, это круг вопросов по организационно-правовому стату-
су предприятий, порядку
распределения финансовых потоков
между предприятиями и
мость поддержания различного уровня взаимоотношений: с одной стороны, – с поставщиками – естественными монополи-
стами рынка энергосырьевых ресурсов, а с другой – с многочисленными клиентами – юридическими и физическими лицами.
Реформирование жилищно-
ского регулирования, электроэнергетики и в сфере административного управления формируют благоприятные условия для
появления финансово-устойчивых предприятий, ведущих успешную деятельность в сфере ЖКХ и способных предоставить
потребителю качественные услуги.
ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин: 1) ЖКХ должно
обеспечить реализацию национально-государственных интересов потребителей, направленных на получение качественных
услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности; 2) наличие дискретной инерционной командно-
административной и
координат качества развития ЖКХ и препятствующей формированию совпадений потребителей в качестве услуг ЖКХ с на-
ционально-госу-
дарственными интересами, направленными на повышение качественного уровня благосостояния потребителей; 3) формиро-
вание процессов повышения качества услуг ЖКХ осуществляется на фоне центробежных (негативных) тенденций, не учи-
тывающих объективные законы и закономерности развития ЖКХ; 4) снижение качества рабочей силы в системе ЖКХ
вследствие низкой профессиональной
квалификации, что существенно снижает
мотивационные возможности
платы и потребительский спрос населения за счет оплаты дополнительных затрат ЖКХ, сдерживает экономический рост,
усиливает социальную напряженность в обществе; 5) отсутствие институтов социального партнерства ЖКХ и целенаправ-
ленного влияния государства и регионов, обеспечивающих интегрально качественный уровень и динамику реформирования
и развития ЖКХ; 6) современное ЖКХ не обеспечивает свою социально-экономическую эффективность. Противоречия ме-
жду существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики отображаются также в том, что у предприятий
ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества услуг в соответствии с запросами потребителей
в отношении объема, режима потребления получаемых услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе
рыночных отношений
качества функционирования на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существовании в их деятельно-
сти до сих пор затратных (в основном трансакционных) тенденций.
Необходимым условием выполнения поставленных задач и достижения намеченных реформой целей является измене-
ние и совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий ЖКХ. Существующая структура управ-
ления предприятиями ЖКХ определяет непрозрачность финансово-хозяйственной деятельности и становится одной из при-
чин низкой инвестиционной привлекательности не только самих предприятий, но и всей отрасли в целом.
В настоящее время управленческие процессы на предприятиях, и в том числе жилищно-коммунальной сферы, не про-
работаны и практически не используются. Существующие системы управления большинства российских предприятий слабо
реагируют на изменения внешней среды и рыночных условий, а при крайней необходимости система функционирует в ре-
жиме пожарной команды. В
противоположность этому, современные
системы менеджмента
ределенности и прозрачность функционирования.
Регламентация производственной
деятельности проработана весьма тщательно
для большинства
цессов, что не относится к сфере жилищного и коммунального хозяйства, где взаимно переплетаются и дополняют друг дру-
га различные виды деятельности и работ. Это создает дополнительные неопределенности в классификации и соответствую-
щие трудности в управленческой деятельности. С одной стороны, сферу жилищно-коммунальной деятельности можно рас-
сматривать как розничную торговлю ввиду многочисленности клиентской базы, с другой стороны – это сфера услуг. В то же
время характер и содержание
этих услуг относятся к
технологических процессов. Аудит в данном виде деятельности особенно актуален для предприятий жилищно-
коммунальной сферы в
силу вышеперечисленных
управления. Безусловно, разработка стандартов на ключевые элементы системы управления организации должна идти вме-
сте с разработкой приемов и методов их проверки. Разобщенность между нормативной базой управленческой деятельности и
отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие.
Сегодня создаются предпосылки
для аккумулирования опыта
будет появляться в процессе
реформирования деятельности предприятий
жилищно-коммунального
с одной стороны, будет идти внутри самих предприятий ЖКХ в направлении повышения их эффективности и конкуренто-
способности, а с другой
стороны – отчетливо
этом отношении малое
предпринимательство как форма
осуществления хозяйственной
предпочтительной в сфере ЖКХ. Несмотря на постоянные изменения нормативно-правовой базы в сфере малого предпри-
нимательства, аналогично процессам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, малые предприятия и предприниматели
успешно адаптируются к таким нестабильным условиям. На текущий момент, несмотря на ограниченный и распыленный
ресурсный потенциал, малые предприятия – наиболее экономически эффективные структуры, которые, не имея возможности
лоббирования своих интересов, присутствуют только на конкурентных рынках в сфере оптовой и розничной торговли, быто-
вых и производственных услуг, транспорта, связи, ремонтно-строительных услуг. Рынок жилищно-коммунальных услуг яв-
ляется весьма логичным в этой цепочке, тем более, что финансовая привлекательность бизнеса сегодня характеризуется не
только и не столько уровнем рентабельности или дохода, но в большей степени жизненным циклом услуги и возможностями
ее развития и совершенствования. В этом плане жилищно-коммунальная сфера наиболее благоприятная среда для привлече-
ния инвестиционных ресурсов малого предпринимательства.
Опыт предпринимательской деятельности, консалтинга, организации обучения, существующий в России, а также по-
стоянно совершенствуемая и сертифицированная на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001–2000 система менедж-
мента качества легли в основу разработки программы "Определение факторов и создание условий и оптимизации организа-
ционной структуры и управленческой деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса на основе реинжини-
ринга бизнес-процессов".
Все мероприятия программы
что позволяет вовлекать максимальное количество участников и снижать затраты предприятий на сопровождение проектов.
Необходимость использования данного программного продукта в современных условиях реформирования менеджмента
ЖКХ очевидна, это один из неиспользованных резервов повышения качества жилищно-коммунальных услуг.
Развитие систем менеджмента качества (СМК) в сфере услуг ЖКХ характеризуется существенным запаздыванием от
формирования и наполнения соответствующих парадигм качества услуг. До настоящего времени "базовой" системой управ-
ления качеством услуг ЖКХ является модель Фейгенбаума, в соответствии с которой потребитель услуг ЖКХ должен полу-
чать только "годные" услуги, причем основные усилия ЖКХ должны быть направлены на итоговый контроль качества услуг.
Данная СМК услуг ЖКХ концептуально организованная и наполненная в СССР в 90-х гг. ХХ в. привела к резкому росту
производственных затрат, поскольку даже незначительное повышение качества услуг ЖКХ всегда сопровождалось ростом
общих затрат на его обеспечение.
Ослабление указанного противоречия возможно с переходом на СМК услуг ЖКХ на базе модели Эттингера–Ситтига. В
отличие от модели Фейгенбаума данная модель учитывает необходимость управлять функциональным качеством услуг
ЖКХ под влиянием спроса на качество соответствующих услуг. Попытки внедрения данной СМК услуг ЖКХ начались в
России с организацией компании "Российские коммунальные системы" как одной из разновидностей ФПГ. В планах данной
ФПГ – переход на СМК услуг ЖКХ по модели Джурана, ориентированной на принципы всеобщего управления качеством
(TQM), которая ориентируется
на маркетинговую концепцию
Она предусматривает постоянное изучение спроса на рынке сбыта услуг ЖКХ и эксплуатационных показателей качества
услуг, что обуславливает полную ориентацию производителей услуг на требования потребителей и рынок сбыта. При этом
цикл управления качеством услуг начинается и заканчивается обследованием рынка.
Нормативной основой устранения дефектов менеджмента качества услуг ЖКХ должны стать разработанные институ-
том независимой экспертизы и утвержденные на региональном уровне стандарты качества услуг ЖКХ. Они должны быть
компактными, доступными для
понимания потребителями