Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ 4
2..ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 7
ВЫВОДЫ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

     CoolReferat.com

     СОДЕРЖАНИЕ

 

     

     введение

     Актуальность  темы

     Главными  средствами перераспределения доходов  и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической  политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой  политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный».

     Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

     Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

     Целью данной контрольной работы является исследование фискальной политики, ее роли в обществе, а также ее разновидности.

     Исходя, из вышеуказанной цели вытекают следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятие и цели фискальной политики
  2. Исследовать различные виды фискальной политики

 

     

     1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ

     Понятие фискальной политики

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может  как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Цели  фискальной политики

     Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает:

     1) увеличение государственных расходов,

     2) снижение налогов

     3) сочетание первого и второго. 

     Если  имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться  в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает:

     1) уменьшение правительственных расходов,

      2) увеличение налогов,

      3) сочетание первого и второго.

       Фискальная политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного  бюджета, если перед экономикой  стоит проблема контроля за  инфляцией. 

     Методы  финансирования дефицитов и способы  избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

     Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может  финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи  процентных бумаг) или за счет выпуска  новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

     1. Заимствования. 

     Если  правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

     2. Создание денег. 

     Если  государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

     Вызванная избыточным спросом инфляция требует  со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

     1. Погашение долга. 

     Поскольку федеральное правительство имеет  накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

     2. Изъятие из обращения. 

     Правительство может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

 

     

     2..Типы фискальной политики

     . Дискреционная фискальная политика

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

     Выделяют  два вида дискреционной политики:

  1. стимулирующую,
  2. рестриктивную.

     Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение  государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

     В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер.

     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение  налогов и приводит к избытку госбюджета.

     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер.

     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада произ­водства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том слу­чае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

     Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

     В рамках дискреционной политики рассматриваются  различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

     Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

     Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

     Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить  регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями  кризиса не самым эффективным  способом.

     Конечно, эти программы занятости могут  модифицироваться. Так, для роста  занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

     Изменение налоговых ставок, с этой точки  зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

     Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада  может удержать доходы от сокращения,

     предотвращая  тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Информация о работе Фискальная политика