Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:27, реферат

Краткое описание

В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Вклад направления.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)
Вклад направления Представители
Эмпирическая  школа (с 1885 г.)

Управленческая  деятельность – это искусство, а  не наука. Эффективные пути может  подсказать только практический опыт и интуиция.

П. Друкер

Саймонс

Форд

«Одномерные»  учения об управлении
Школа научного управления (1885—1920 гг.)

1.    Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы.

2.    Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

3.    Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

4.    Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

5.    Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

6.    Рациональное управление предприятием «снизу».

7.    Систематическое использование материального стимулирования.

8.    Отбор работников и их обучение.

9.    Отделение планирования, координации и контроля от самой работы.

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

Г. Гантт

Вебер

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)

1. Развитие  принципов управления.

2. Развитие  функций управления.

3. Систематизированный  подход к управлению всей организации.

А. Файоль

Л. Урвик

Д. Муни

А. Слоун

А.Гинсбург

А.Гастев

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г—1950 гг)

1. Использование  приемов управления межличностными  отношениями.

2. Применение  наук о человеческом поведении.

М. Фоллетт

Э. Мэйо

Мак Грегор

Ликерт

Количественный  подход (с 1950 г. по настоящее время)

1. Разработка  и применение математических  моделей в управлении.

2. Развитие  количественных методов в принятии  решений.

С. Форрестр

Э. Райф

С. Саймон

Синтетические учения об управлении  
Процессный  подход (с 1920 г. по настоящее время)

Рассмотрение  управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р. Черчмен

В. Вудфорт

Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)

Рассмотрение  организаций как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматриватьорганизацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

А. Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

Ситуационный  подход (с 1960 г. по настоящее время)

Увязка  конкретных приемов и концепций  управления с определенными конкретными  ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

П. Друкер

У. Марч

Р. Томпсон  

Глобализация  процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.  
 
 

Школа научного управления (1885 —1920) 

В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Фредерик  Тейлор является основателем первой школы менеджмента, получившей название «школа научного управления».  Он по праву считается отцом современного менеджмента.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда.

Основная  идея его исследований: работа исполнителей должна изучаться  с помощью научных  методов.

    Школа научного упраления
Положительные черты:

· Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение.

· Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение.

· Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.).

· Учет и контроль за проводимыми работами.

· Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками.

· Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений.

· Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами.

Отрицательные черты:

·  Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей.

·  Механический подход к управлению.

Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)

    Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он в своей  книге «Общая и промышленная администрация» (1923г) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.

    Файоль  выделил 14 принципов  управления[3]:

1. Разделение  труда, которое повышает квалификацию  и уровень выполнения работ.  Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия  и ответственность Полномочия  есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание  и уважение к достигнутым соглашениям  между фирмой и ее работниками.  Дисциплина также предполагает справедливость применяемых санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы  только от одного непосредственного  начальника.

5. Единство  направления. Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6 Подчиненность  личных интересов общим. Интересы  одного работника или группы  работников не должны превалировать  над интересами компании или  организации.

7. Вознаграждение  персонала. Для того, чтобы обеспечить  верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация.  Соответствующая степень централизации  будет варьироваться в зависимости  от конкретных условий. Необходимо  подобрать правильные пропорции  между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная  цепь или цепь взаимодействия  заключается в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным.

10. Порядок  – все должны знать свое  место в организации.

11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность  рабочего места для персонала  и постоянство состава персонала (текучесть кадров – плохое качество).

13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при  разработке ими новых идей.

14. Корпоративный  дух заключается в формировании  корпоративной культуры с ее  нормами, правилами, философией.

    Основное  достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и выводы о необходимости налаживания горизонтальные связи, иначе иерархическая структура значительно усложнит согласование и принятие решений. 

  
    Классическая (административная) школа управления
Положительные черты:

Ø  Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования.

Ø  Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера.

Ø  Разработка целостной системы управления организацией.

Ø  Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия.

Ø  Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.

Отрицательные черты:

ü  Невнимание к социальным аспектам управления.

ü  Невнимание к человеческому фактору на предприятии.

ü  Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов

 

  Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером (1864–1920), который был историком, изучавшим социальные проблемы. Он одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов.

  Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами.

  Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяет контролировать процессы управления.

  Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине и надежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другая организационная  форма. Идеальная бюрократия, согласно Веберу, должна обладать следующими характеристиками:

А. Разделение труда  и специализация

  Все задания, необходимые для достижения стоящих  перед организацией целей, разделяются  на узкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализация  создают условия, при которых  во всех звеньях работают специалисты-эксперты, несущие полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

Б. Четко определенная иерархия власти

  Каждый  нижестоящий работник или подразделение  организации подчиняются вышестоящему руководителю. Каждый руководитель в иерархии власти отвечает перед вышестоящим руководством не только за свои решения и действия, но и за деятельность всех подчиненных ему лиц. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях, делегированных с верхних уровней иерархии. Это обеспечивает его властью и правом отдавать подчиненным приказания, которым они обязаны следовать. Таким образом, создается цепь команд. Однако власть руководителя ограничивается исключительно областью формальной деятельности организации.

В. ВЫСОКАЯ формализация

  Деятельность  организации регулируется «последовательной  системой абстрактных правил» и  состоит «в применении этих правил к частным случаям». Четкие правила  и инструкции должны определять ответственность  каждого члена организации и  формы участия в выполнении общей цели. Это обеспечивает единообразие и координацию поведения членов организации независимо от их индивидуальных особенностей и характера деятельности.

Г. Внеличностный характер

  Каждое  официальное лицо в организации  выполняет свою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию с другими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальной бюрократической организации в соответствии с этим принципом исключает интерференцию личных интересов, симпатий и эмоций.

Д. Кадровые решения, основанные на достоинствах

  Наем  на работу в организацию должен основываться на технической квалификации будущего работника, его опыте и деловых  качествах.

Информация о работе Школы менеджмента