Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:10, реферат
Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в
двадцатом столетии в целом как в мировом сообществе, так и в России. С
некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и
связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного
управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы
построения системы управления.
Этапы развития менеджмента в мире.
Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в
двадцатом столетии в целом как в мировом сообществе, так и в России. С
некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый
этап развития менеджмента
связан с
учением Ф.Тейлора после
управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы
построения системы управления. Используя систему управления, разработанную
Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно
продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие
экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели
управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное
применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и
их руководителями.
Именно
под воздействием учения
работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй
этап развития менеджмента
учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми
подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая
(адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль,
П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую
теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим",
нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие
которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На
этом этапе
апрбируется социологическая
Четвертый
этап развития менеджмента
В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на
развитие теории организации менеджмента на основе достижений
психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на
человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих
тем, что происходит становление современных количественных методов
обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так,
Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение
менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на
рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета
контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения
объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой
этап развития менеджмента
Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории
управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая
система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать
во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления
взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому
периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория
властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии,
конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов"
Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением
новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием
"организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно
успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе
воздействия управленческими методами.
Восьмой
этап развития менеджмента
просматриваются три основные тенденции:
. возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы
современного производства;
. создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не
только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации
управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении
управленческих
функций в других сферах
. усиление международного характера управления. Переход многих стран к
открытой
экономике, участие в
деятельности.
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три принципиально различных инструмента
управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия
– это организация, где
власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения,
контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации,
групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения,
ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,
основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности,
на равновесии интересов продавца и покупателя.
На
каждом этапе развития
управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы
и принципы их формирования.
|I. Школа научного
управления.
|1. Использование
научного анализа для
|выполнения
задачи.
|2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их |
|обучение.
|3. Обеспечение
работников ресурсами,
|выполнения
их задач.
|4. Систематическое
и правильное использование
|стимулирования
для повышения
|5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
|II. Классическая
школа управления.
|1. Развитие
принципов управления.
|2. Описание функций управления. |
|3. Систематизированный
подход к управлению всей
|III. Школа человеческих
отношений и школа
|1. Применение
приемов управления
|степени удовлетворенности
и производительности.
|2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию |
|организации
таким образом, чтобы каждый
работник мог быть полностью
|использован
в соответствии с его потенциалом.
|IV. Школа науки
управления.
|1. Углубление
понимания сложных
|разработке
и применению моделей.
|2. Развитие
количественных методов в
|решения в
сложных ситуациях.
В число основных направлений развития научных школ управления можно
отнести: такие подходы:
. научного направления;
. административный;
. с точки зрения человеческих отношений;
. с точки зрения науки о поведении;
. с точки зрения количественных методов;
. к управлению как к процессу;
. системный,
. ситуационный.
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных
школ, но менялась организация управления от простых методов управления к
сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления
приведен в таблице.
|Старая организация
|Малое количество
крупных
|Большое количество чрезвы-
|организаций, отсутствие гигант-ских|мощных, крупных органи-заций, как |
|организаций.
|Относительно небольшое количество |Большое количество руково-дителей |
|руководителей высшего звена, |высшего звена, небольшое количество|
|практическое
отсутствие
|руководителей сред-него
|руководителей
среднего звена. |
|Управленческая работа зачастую не |Четко очерчены управленческие |
|выделялась и не отделялась от |группы, управленческая работа |
|неуправленческой деятельности. |воспринимается и отделяется от |
|
|Занятие руководящих постов в |Занятие руководящих постов в |
|организации чаще всего по праву |организации чаще всего по праву |
|рождения или путем захвата силой. |компетентности с соблюдением |
|
|Малое количество людей, способных |Большое количество людей, способных|
|принимать важные для организации |принимать важные для организации |
|решения.
|Упор на приказ и интуицию. |Упор на коллективную работу и |
|
1.3 Развитие теории и практики научного менеджмента
Организация и управление становятся для науки самостоятельным предметом изучения в тот момент, когда уровень развития техники и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Со всей очевидностью это обнаружилось в эпоху перехода классического капитализма в свою высшую, монополистическую стадию, т. е. в период, когда складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера - Ф.У. Тейлора [30, с.76].
Если представительной страной классического капитализма, по замечанию К. Маркса, являлась в XIX веке Англия, то наиболее ярким выразителем всех характерных черт постклассицизма в XX веке выступают США. Именно здесь происходит обострение основных противоречий, характерный для крупномасштабного производства [30, с.76].
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями [14, с. 18].
Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения [14, с. 20]:
использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретны важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и обеспечение их обучения;
необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
В зарубежной науке управления сложились четыре важнейших концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции [14, с. 21]:
научного управления;
административного управления;
управления с позиций
управления с позиций науки о поведении.
Существуют также три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях [14, с. 21]:
подход к управлению как к процессу;
системный подход;
ситуационный подход.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, опубликовавший в 1911 г. книгу «Принципы научного управления», как уже отмечалось в дипломной работе, которую считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования [9, с. 69].