Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы – изучение этики в маркетинговой деятельности. Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
выявить связь между этикой и маркетингом;
рассмотреть некоторые модели этики маркетинга;
изучить этические нормы в деятельности организаций;
сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ ЭТИКИ И МАРКЕТИНГА------------------------------------------------------4
ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА---------------------------------------------------------7
2.1. ЭТИКА В БИЗНЕСЕ------------------------------------------------------------------------------------------7
2.1.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЛАТА----------------------------------------------------------------------9
2.1.2. ДАВЛЕНИЕ НА ПОКУПАТЕЛЯ-------------------------------------------------------------------9
2.1.3. КАЧЕСТВО ПРОДУКТА----------------------------------------------------------------------------9
2.1.4. ВРЕДНАЯ ПРОДУКЦИЯ--------------------------------------------------------------------------10
2.2. ЭТИКА В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ----------------------------------------------------------11
2.3. ЭТИКА В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДВАНИЯХ-------------------------------------------------12
2.3.1. ЭТИКА ЗАКАЗЧИКА ИССЛЕДОВАНИЯ-------------------------------------------------------12
2.3.2. ЭТИКА ПОДРЯДЧИКА ИССЛЕДОВАНИЯ---------------------------------------------------14
2.3.3. ЭТИКА РЕСПОНДЕНТА И ЕГО ПРАВА ------------------------------------------------------15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------------------------16
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ-----------------------------------------------------------------------17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ----------------------
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ ЭТИКИ
И МАРКЕТИНГА--------------------
ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МАРКЕТИНГА--------------------
2.1. ЭТИКА В
БИЗНЕСЕ-----------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ---------------------
ВВЕДЕНИЕ
Даже если мероприятие разрешено законодательством, оно может осуждаться общественностью и вызывать негатив. Такими нарушениями являются соглашения об эксклюзивной торговле, стимулирующие развитие монополий. Принуждение к приобретению полной линии, новые системы сбыта - для каналов сбыта. Наблюдение за интимной жизнью людей - для маркетинговых исследований. А также просроченные поставки, недокомплектация, плохое реагирование на поступающие жалобы, черный PR.
Балансировать на грани допустимого – очень заманчиво. Спорная ситуация в сфере этики вызывает неизменный резонанс и волну протестных обсуждений даже в нашем привыкшем ко всему обществе. Этим и определяется актуальность и значимость моей работы.
Цель работы – изучение этики в маркетинговой деятельности.
Задачи:
Объектом исследования является маркетинг.
Предмет исследования – этика в маркетинге.
Для достижения поставленной цели я использовала такие методы исследования как:
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ ЭТИКИ И МАРКЕТИНГА
В данной теме меня привлек акцент взаимоотношения этики с таким явлением в бизнесе как маркетинг с позиций рассогласованности между ними.
Под этикой обычно подразумевают моральные принципы или ценности, которыми индивидуум или группа индивидуумов руководствуются в своем поведении.
Моральные принципы маркетинга - перечень четко установленных этических норм и правил поведения фирмы на рынке, которым должен неукоснительно следовать работник организации и из которых не существует никаких исключений.
Существуют различные подходы к вопросам этики в современной экономике. В общем, их можно свести к тому, что тезис «Нравственно всё, что экономически эффективно» одними учёными воспринимается как правильный, другими - как ложный.
Рассмотрим некоторые модели этики маркетинга.
I. Некоторые специалисты
в области маркетинга и
II. Приверженцы нейтрального
подхода признают
1) отказываются от всякой
ответственности за своё
2) считают своё некорректное
поведение несерьёзным
3) перекладывают всю
ответственность на
4) ведут свою маркетинговую
деятельность так, как
5) представляют свои
ошибки и несоблюдение
Данный нейтральный подход практически оправдывает любые погрешности в ведении бизнеса и придаёт им положительную окраску тем, что принципы справедливости, честности и ответственности хотя бы признаются руководителями компаний.
III. Сторонники модели «Хороший бизнес - хорошая этика» согласны с необходимостью этичного поведения, но никогда не обсуждают вопросы этики применительно к их компании. Они уверены, что успешный, прибыльный бизнес автоматически является нравственным, а главная моральная ценность для сотрудников компании - прибыль. При этом формально маркетологи должны, по их мнению, «делать добро и избегать зла».
IV. Идеальной представляется
модель «хорошая этика - хороший
бизнес». Её часто
Ученые и практики, занимающиеся
этикой маркетинга, в своих дискуссиях
в основном сосредотачиваются на
этических дилеммах: т.е. на проблемах,
которые возникают в тех
Например, компания-производитель косметики может сталкиваться с требованиями со стороны групп-защитников прав животных, в соответствии с которыми она не может испытывать свою продукцию на животных, в то время как группы, защищающие интересы потребителей, требуют, чтобы компания сделала все возможное для обеспечения безопасности продукта. Эти этические проблемы в своей основе касаются включения в процесс принятия маркетинговых решений таких нравственных ценностей как честность, доверие, уважение и справедливость. Это необходимо для того, чтобы менеджеры последовательно принимали правильные с точки зрения этики маркетинговые решения, т.е. принимали бы их с заботой о благополучии всех затрагиваемых сторон и с уважением к ним.
Все приведённые модели
поведения встречаются в
Моральные же основы бизнеса, не защищённые законом, нарушаются ещё чаще, и это весьма ощутимо для населения, на чьи потребности и должен быть направлен маркетинг.
В целях совершенствования
направленную на потребителя, действующую
в гуманных целях систему директ-
Итак, формирование в России маркетинга, учитывающего моральные нормы, - процесс сложный, но объективно необходимый. И хотя некоторые критики считают, что многие компании только хотят казаться этичными, а не быть таковыми, даже такая позиция, вероятно, приведёт к успеху.
Важно, чтобы кантовский принцип «Относись к человеку всегда как к цели и никогда как к средству» не устарел, а, напротив, стал классическим принципом российского маркетинга.
ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА
Понятие этики определяет, в какой форме в обществе принято относиться друг к другу и как взаимодействовать. Стандарты поведения могут иметь форму законов, а могут оставаться неписанными, но общество требует их выполнения.
В торговле также имеется набор правил и законов, которых необходимо придерживаться. Так, международные кодексы, разработанные Международной торговой палатой, регулируют предпринимательскую деятельность в области специфических производств (химическая и фармакологическая промышленность), в сфере конкуренции, рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых исследований и т.д. Особое внимание уделяется социально-этическому маркетингу, в том числе проблеме производства товаров, которые должны удовлетворять здоровые, разумные потребности общества. Предприятия не должны выпускать продукцию плохого качества, которая может повредить здоровью людей. Кроме того, остро стоит вопрос о таких производствах, которые нарушают экологический баланс в природе и вредно воздействуют на окружающую среду. Как же связаны этические проблемы с маркетингом?
2.1. ЭТИКА В БИЗНЕСЕ
Неэтичное поведение в бизнесе - злоупотребление доверием общества и потребителей. Вопросы этической ответственности возникают в связи с действиями фирмы, касающимися:
Личные и общественные потребности. Критика направлена на товары, вредные для здоровья, например сигареты, и социальные последствия, скажем, загрязнение окружающей среды.
Правдивость. Правдивость в рекламе - основная забота общественности наряду с требованием к фирмам подкреплять доказательствами все утверждения, касающиеся безопасности товара и его функционирования. Требуется усилить государственное регулирование, чтобы предотвратить появление лживой рекламы, некачественных товаров, поддельной и вводящей в заблуждение упаковки.
Справедливость. Справедливость требуется при предоставлении компенсации потребителям, пострадавшим в результате использования товаров фирмы или в случаях нарушений функционирования товаров. Другими словами (цитируя одно высказывание), когда «крыши текут, блузки садятся при стирке, игрушки калечат, косилки не косят, бумажные змеи не летают, телевизоры горят, сервис недостижим, а гарантийные обязательства не соблюдаются».
Рассмотрим такие ситуации. Например, принято заключать контракты, оговаривающие условия сделки и обязанности сторон. Контракт может быть оформлен документально или быть «открытым», т.е. не оформляться в письменном виде. В этом случае недобросовестному партнеру его легче нарушить. Следовательно, этическая норма маркетинга — соблюдение законности при заключении любого контракта. Каждый день людьми совершаются миллионы сделок, причем не на все заключаются контракты. Однако при покупке продуктов питания вступают в силу те же законы, которыми регламентировалось бы приобретение автомобиля или недвижимого имущества, только сделка в продовольственном магазине намного менее формальна, тогда как во втором случае заключается контракт с указанием названия объекта купли-продажи, условий передачи права собственности и многих других деталей и условий сделки.
Нормальная практика заключается в том, что контракт обычно предусматривает преимущества для той из сторон, которая его составляет. И здесь есть возможность включить в него несправедливые положения и заставить ничего не подозревающего клиента действовать согласно этому контракту, который по отдельным вопросам не отвечает его интересам (довольно часто клиенты или покупатели не бывают хорошо осведомлены в юридических аспектах купли-продажи). Этичный менеджер по маркетингу не станет пренебрегать интересами потребителя и не будет пытаться нажиться за счет жестких и неоправданно суровых положений контракта. Более того, он должен порекомендовать клиенту обратиться к опытному юристу, чтобы тот мог растолковать ему условия и обязанности по контракту.