Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Организационное
поведение как наука и практика…………………………
4
2. Роль и место
организационного поведения в
системе наук и практике управления………………………………………………………………………..
7
Заключение………………………………………………………………………
10
Литература ………………………………………………………………………11
Введение
С раннего детства
человек имеет дело со многими
организациями, и становиться членом
некоторых из них. Организации разного
рода - существеннейшая и определяющая
часть внешней среды человека, форма, в
которую облекаются разнообразные группы
и сообщества людей (социальные, рабочие,
профессиональные, национальные, культурные
и другие). Это те сложные элементы, которые
в значительной степени определяют сущность
и специфику нации, государства, человечества.
От поведения и отдельных поступков организации,
а также отдельных людей, входящих в организации
и олицетворяющих их, зависят благополучие
и сама жизнь многих людей на земле и даже
существование человечества.
Столь высокое
значение организации в жизни человечества
определяет высокий уровень интереса
к ним самим и к тому, что определяет их
поведение. Что же такое современная организация?
Какими бывают организации? Что и кто определяет
предназначение, цели создания и функционирования,
выбор методов и средств достижения целей?
Под влиянием каких внутренних и внешних
факторов они принимают те или иные решения?
Как себя вести по отношению к организациям
и их представителям, чтобы повлиять на
их поведение, получить желаемое или наладить
приемлемые отношения?
Эти вопросы
волнуют и каждого человека, в
силу необходимости или по доброй
воле вступающего во взаимоотношения
с организациями, и представителей
интересов многочисленных групп
и организаций, также вынужденных
или желающих вступить во взаимодействие
с другими организациями.
1.
Организационное
поведение как
наука и практика
В начале 60-х
годов XX века возник термин организационное
поведение. В то время объединились
несколько направлений научных
дисциплин, занимающихся объяснением
поведения людей и групп в организации,
а также организаций во внешней среде.
Исторический обзор поля исследований
достаточно ясно показывает, что организационное
поведение появилось из таких дисциплин,
как психология и социальная психология,
социология труда, теория и социология
организаций, исследование бизнеса, наука
управления (администрирование), этика
и право.
Помимо этого
существует определенный социокультурный
фон проявления подлежащего изучению
феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл,
в России особенности организационного
поведения сейчас проявляются в процессе
следующих постоянных изменений социально-экономической
среды:
изменение связей
и отношений, ранее долгое время
сохранявших устойчивость;
изменение старых
организаций и возникновение новых;
значительное
расширение международных связей и
появление на этой основе сети иностранных
предприятий и филиалов транснациональных
компаний на территории страны;
выдвижение
уровня неопределенности и риска
в деловой сфере;
криминализация
бизнеса.
Организационное
поведение - дисциплина, изучающая поведение
людей в организациях (как индивидов,
так и групп).
Предметом организационного
поведения выступают основные закономерности
и детерминанты, определяющие поведение
людей в тех или иных ситуациях
в условиях труда и общения.
Знание основ
организационного поведения помогает
повысить эффективность трудовой деятельности,
так как взаимоотношения людей
в организации - немаловажный фактор,
влияющий на конечный результат, преследуемой
или организацией.
Организационное
поведение является научной дисциплиной,
соответственно имеет свои теории,
применяемые на практике.
Сегодня в менеджменте
отслеживается тенденция к повышенному
вниманию к человеческим ресурсам.
Следовательно, современному руководителю
необходимы такие навыки и знания, которые
помогут более эффектно использовать
человеческие ресурсы, предотвращая конфликты,
стрессы и различные организационные
дисфункции.
Существует
много определений организационного
поведения, в том числе следующее:
это комплексная прикладная наука об
управлении поведением человека в организации
на основе теории и систематического научного
анализа действий отдельных людей, групп
и организаций в целом в сложной динамичной
среде.
В любой области,
которая имеет дело с развивающимся
человеческим феноменом, нельзя исключать
подходы, требующие рассмотрение разногласий
и конфликтов. Организационное поведение,
несомненно, находится под воздействием
сил, которые тянут его в разных направлениях.
Организационное
поведение - это предмет, который разветвился
на множество разных направлений. С одной
стороны, с точки зрения своих психологических
социологических основ он стремится объяснить
организационные явления, как это делает
любая другая фундаментальная дисциплина.
Организационное
поведение - развивающаяся наука, в которой
не только имеется множество подходов
и школ, дающих ответы на запросы практики
управления, но и остается много открытых
вопросов, предполагающих дальнейшее
совершенствование. Это комплексная прикладная
наука о поведении субъектов организации
- людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся
внешней среде. Эти субъекты организаций
являются объектами исследования, но в
силу присущей им активности, в силу их
живой природы воспринимать их в качестве
просто "объектов" методологически
неверно, так же как неверно говорить,
что процесс управления их поведением
сводится к воздействию на них: более адекватным
понятием представляется слово "взаимодействие".
Сами же объекты исследования правильнее
воспринимать как объект-субъект. Предметом
исследования в организационном поведении
являются закономерности поведения и
социальные, социально-экономические
и психологические факторы, определяющие
поведение людей в организациях и организаций
во внешней среде.
2.
Роль и место организационного
поведения в системе
наук и практике управления
Организационное
поведение как наука и как
область для изучения состоит
из двух составляющих:
поведение организаций
как таковых, проявляющееся по отношению
к людям и группам внутри организации
и к субъектам внешней среды организации;
поведение людей
в этих организациях, проявляющееся
по отношению друг к другу и
к организации в целом.
Несмотря на
то что представление о поведении
чаще всего относится к живым
организмам, его правомерно использовать
и в отношении организаций.
В большинстве
отечественных исследований человеческое
поведение понимается как совокупность
совершаемых человеком поступков.
Поступок как единица поведения выражает
отношение человека к другим людям и моральным
нормам общества. Психологический словарь
трактует поступок как социально оцениваемый
акт поведения, совершение которого подчинено
мотивам и целям человека. В нем проявляется
личность: ее направленность, ведущие
потребности, отношение к окружающей действительности,
характер, темперамент. В соответствии
с социальными требованиями, этическими
и правовыми нормами поступок может быть
оценен как нравственный или безнравственный.
Организационное
поведение проявляет себя в следующих
формах, аспектах, явлениях:
поведение индивидуумов
как членов организации;
поведение групп,
команд и других организационных
группировок, характеризующихся общением
"лицом к лицу", таких как
клики или кружки друзей;
поведение организационных
единиц, таких как клики или
кружки друзей;
поведение взаимосвязанных
группы организаций;
поведение организации
во внешней среде и т.д.
Под организацией
традиционно понимается объединение
людей, совместно реализующих определенные
цели и действующих на основе принятых
правил и норм. Есть и другие определения,
о них речь пойдет в соответствующем разделе
книги. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря
на многообразие организаций, все они
имеют общие параметры, каждый на многообразие
организаций, все они имеют общие параметры,
каждый из которых в той или иной мере
определяет организационное поведение:
цели организации;
организационная
структура;
внутренняя
и внешняя среда;
совокупность
ресурсов;
нормативная и
правовая основа;
организационная
культура.
Эффективное достижение
поставленных в организации целей
предполагает диагностику и управление
организационным поведением, что
и является практической стороной соответствующей
науки.
Современный западный
менеджмент как наука занимается в значительной
степени организационным поведением.
Это происходит ввиду относительной исчерпанности
потенциала материальных ресурсов в качестве
решающего фактора в конкурентной борьбе.
Действительно, средства производства
любого организации, новинки науки и техники
становятся продукцией массового производства
буквально через считанные дни после их
изобретения, в то время как изощренность
человеческой мысли, потенциал персонала
не имеет границ. Кроме того, в странах
с развитым рынком затраты на персонал
являются наиболее весомой частью издержек
на производство (до 40% и более). Этим можно
объяснить тот факт, что современный менеджмент,
призванный обеспечить достижение целей
организации (конкурентоспособность,
рентабельность, прибыль, развитие и т.п.)
путем управления всеми видами ресурсов,
основное внимание уделяет человеческим
ресурсам, т.е. людям.
Одно из распространенных
определений менеджмента в странах
с развитым рынком - это "процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля для того, чтобы сформулировать
и достичь цели организации через других
людей". Но "в общих чертах цели всякой
организации включают преобразование
ресурсов для достижения результатов.
Основные ресурсы, используемые организацией,
- это люди (человеческие ресурсы), капитал,
материалы, технология и информация".
Это означает, что объектом управления
являются все виды используемых ресурсов.
Однако если на Западе менеджмент ориентирован
в основном на людей ввиду доступности
там всех иных ресурсов, то положение отечественной
экономики, науки, техники, т.е. положение
с другими, кроме людей, ресурсами, науки,
техники, т.е. положение с другими, кроме
людей, ресурсами не такое радужное более
того, мы еще не научились использовать
эти ресурсы по рыночному. Успех многих
процветающих российских капиталистов
связан не с эффективным использованием
ресурсов, а скорее с неэкономическими
факторами и использованием слабости
государства и общества, неумением общества
отстоять свои интересы, с возможностью
влиять на государственные решения в угоду
частным интересам.
В хозяйственной
организации имеются живые системы
трех видов: человек, группа (социальная
общность), сама организация в целом
как коллектив и как "единство
материального и социального"
(А. Файоль).
Все они уникальны,
находятся в постоянном развитии и взаимодействии
друг с другом и с меняющейся окружающей
средой.
Заключение
Организационное
поведение правомерно рассматривать
как базисную дисциплину, овладение
которой позволяет линейному
и функциональному менеджеру, руководителю
любого уровня глубже понять причины и
факторы поведения людей в хозяйственной
организации и на этой основе повысить
эффективность управления ведущим фактором
производства - персоналом, тем самым обеспечив
конкурентоспособность и выживаемость
организации.
Менеджеры по персоналу
должны понимать причины и мотивы
поведения людей и групп в
организации значительно глубже,
чем линейные менеджеры, более профессионально,
поэтому их профессионализм базируется
на фундаментальных гуманитарных науках
(психологии, социологии, социальной психологии)
и фундаментальных науках, исследующих
поведение субъектов в экономической
среде (экономическая психология и экономическая
социология). Кроме того, они должны знать
и постоянно повышать свой уровень во
владении современными методами и приемами
управления персоналом, инструментарием
исследования и диагностирования причин
и факторов, определяющих поведение личностей
и групп, исполнять функции ведущих специалистов
и консультантов в области диагностики
причин и коррекции поведения людей в
организации. Как менеджеры они должны
знать основы науки управления. Организационное
поведение для этих специалистов должно
рассматриваться как интегрирующая, развивающая
системное мышление и формирующая навыки
применения фундаментальных знаний учебная
дисциплина.
Литература
1.
Глумаков В.Н. Организационное поведение.
М.: ЗАО "Финстатинформ", 2002 г.
2. Красовский
Ю.Д. Организационное поведение.
СПб.: Издательский дом "Нева",
2003 г.
3. Мескон М.Х.
и др. Основы менеджмента. М.: "Дело",
2007г.
4. Молл Е.Г.
Менеджмент: организационное поведение.
М.: Финансы и статистика, 2005г.
5. Спивак В.А.
Организационное поведение - М.: Эксмо,
2007 г.