Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:45, дипломная работа
Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6
Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10
Глава 2. Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20
2.1. Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов…………………………………………………………………….20
2.2. Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов ……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………..……………
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова»
Факультет культуры и музыкального искусства
______________________________
Кафедра культурологии и методологии музыкального образования
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Рапацкая Л.А.
Подпись________________
«____»____________2012 г.
Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре
Выпускная квалификационная работа
По направлению 21ХО110108 «Художественное образование»
Профиль 050605 «Музыкальное искусство»
Выполнила: студентка
4 курса факультета КиМИ,
бакалавриата очной формы обучения,
направления «Художественное образование»
профиля «Музыкальное искусство»
Баскакова Дарья Олеговна
Научный руководитель:
д.п.н., профессор кафедры КиММО
Н.А. Рыбакова
Москва 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы использования элементарных
музыкальных инструментов в работе
над ритмическим ансамблем……………
Глава 2. Практические
основы использования элементарных
музыкальных инструментов в работе
над ритмическим ансамблем……………
2.1. Методы и приемы
освоения детьми шумовых
2.2. Работа над ритмическим
ансамблем с использованием
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы………………………..……
Введение
Актуальность темы исследования. Хоровое пение наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.
Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе, ритмически четко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться rubato, агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения. Помощь в работе над ритмическим ансамблем оказывает использование элементарных музыкальных инструментов. Они помогают детям лучше усвоить различные ритмические единицы, к тому же являются наглядными, интересными и не сложными в использовании. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.
Первым учением в области развития ритма была концепция Эмиля Жака-Далькроза, он является создателем ритмики. Построена она на основе движения.
Внедрявшая систему
В системе музыкального воспитания Венгрии используется метод Золтана Кодая, венгерского композитора, музыканта и теоретика музыки. Его метод предполагает овладение ритмическими знаниями с помощью шагов и ходьбы, чтоб дать таковым методом ребенку возможность почувствовать равномерность тактовых долей, использование различных ритмических слогов и простейших ритмических формул, заимствуя из детских считалок, песенок, прибауток [37, с.85].
Немецкий композитор и педагог ХХ века Карл Орф разработал систему элементарного музыкального воспитания, в основе которой лежит принцип активного музицирования, развития чувства ритма и импровизации на примитивных ударных «ритмических» инструментах.
Использование детских музыкальных инструментов, нашедшее отражение в капитальном труде Н.А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», представляет несомненный интерес в изучении проблемы формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования.
Несмотря на разработанность вопроса, связанного отдельно с ритмическим воспитанием школьников и применением элементарных музыкальных инструментов на уроке музыки, их синтеза в вокально-хоровой работе как средства формирования ритмического ансамбля он освещен, на наш взгляд, пока недостаточно.
Таким образом, мы выявили противоречие, которое заключается в необходимости эффективных средств работы над ритмическим ансамблем средствами детских музыкальных инструментов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в современной практике, с другой.
Проблема исследования состоит в выявлении условий работы над ритмическим хоровым ансамблем посредством использования детских музыкальных инструментов.
Цель исследования: Теоретически обосновать необходимость использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем в детском хоре и выявить пути их эффективного применения.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания школьников.
Предмет исследования: Методы и приемы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем в условиях вокально-хоровой работы на уроках музыки в младших классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности ритмического ансамбля как средства хоровой и художественно-образной выразительности.
2. Классифицировать и охарактеризовать элементарные музыкальные инструменты.
3. Исследовать методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов.
4. Выявить возможности использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем.
Методы исследования: теоретического анализа, обобщения, мысленного эксперимента, дифференциации и систематизации данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАБОТЕ НАД РИТМИЧЕСКИМ АНСАМБЛЕМ
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у младших школьников.
Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Ведь хоровое пение - это не «натаскивание», не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально – художественного образа произведения, видения его многогранности.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования, поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. В вокально-хоровой работе необходимо выстраивать различные виды ансамбля. Ансамбль (франц.) – означает «вместе», «слитно», «в совокупности» и применяется в разных видах искусства.
В музыке «ансамбль» имеет несколько значений:
1. Совместное исполнение
2. Само музыкальное произведение, написанное для такой группы исполнителей
3. Коллектив, объединяющий
4. Художественное единство при
совместном исполнении; согласованность,
уравновешенность всех
Если говорить об ансамбле в хоре, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании динамического (соотношение силы звучания всех голосов), темпового (выбор правильного темпа) и ритмического видов ансамбля.
Роль ритма неодинакова в различных национальных культурах, в различных периодах и индивидуальных стилях многовековой истории музыки. Иногда ритм оказывается на первом плане, как, например, в культурах Африки и Латинской Америки, в других случаях его непосредственная выразительность поглощается выразительностью чистого мелоса, как в некоторых видах русской протяжной песни. Но при любых условиях музыка, развертывающаяся во времени, имеет ту или иную форму ритмической организации [35, с.124].
Ритмический ансамбль – один из основных в исполнительстве, он включает в себя все моменты, связанные с темпом, метром, ритмом. Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вместе вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения – все это достигается в работе над ритмическим ансамблем.
В достижении ритмического ансамбля в хоре, пожалуй, самым важным является воспитание в каждом певце постоянного ощущения основной метрической, «пульсирующей» доли. Это ощущение очень важно развивать, потому что в некоторых произведениях медленного темпа легко потерять ощущение ритмической пульсации, вместе с тем увеличивать темп нельзя, так как нарушится характер музыки, а ощущение «пульсирующей доли» не даст возможности сбиться ни с нужного ритма произведения, ни с его темпа.
В период первоначального развития
чувства ритма у младших
Экспериментальные исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма» [5, с.36].
Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Большинство людей не осознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания. Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения. Активная, двигательная природа музыкально-ритмического чувства была прекрасно воспринята Эмилем Жак-Далькрозом. Он является создателем ритмики. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии. Также нельзя не согласиться с такими положениями его: «Всякий ритм есть движение». «В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». «Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный» [15, с.15].