Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:45, курсовая работа
В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава I. «Техника моего музыкального языка»…………………………………..
История создания и содержание……………………………………………...
Ритм в творчестве О.Мессиана……………………………………………….
Мелодия в творчестве О.Мессиана…………………………………………...
Аккордика и гармония в творчестве О.Мессиана…………………………...
Глава II. Ладовая система О.Мессиана……………………………………………
2.1 Основные положения…………………………………………………………..
2.2 Первый лад ограниченной транспозиции…………………………………….
2.3 Второй и третий лады ограниченной транспозиции…………………………
2.4 Четвертый, пятый, шестой и седьмой лады ограниченной транспозиции…
Заключение………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. «Техника моего музыкального языка»…………………………………..
Глава II. Ладовая система О.Мессиана……………………………………………
2.1 Основные положения………………………………………………………
2.2 Первый лад ограниченной
транспозиции…………………………………….
2.3 Второй и третий лады ограниченной транспозиции…………………………
2.4 Четвертый, пятый, шестой и седьмой лады
ограниченной транспозиции…
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан (10 декабря 1908, Авиньон - 27 апреля 1992, Париж) родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883—1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883—1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. Окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция.
Год спустя после окончания консерватории Мессиан получает место органиста в церкви Святой Троицы в Париже (занимая впоследствии эту должность в течение более 60 лет). В это же время музыкант увлекается древними церковными песнопениями, музыкой Индии и орнитологией. Он создаёт подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также начинает использовать их имитацию в своих сочинениях.
В 1936—1939 Мессиан преподаёт в Нормальной школе музыки в Париже и в «Схола канторум». Вместе с Андре Жоливе, Даниэлем Лезюром и Ивом Бодрие организует группу композиторов «Молодая Франция».
С началом Второй мировой войны Мессиана призывают в армию, год спустя он попадает в плен. Находясь в лагере для военнопленных, пишет ряд сочинений, в том числе «Квартет на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освобождают, и он становится профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 специально для композитора в ней создаётся класс анализа, эстетики и ритмики.
В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Мессиан — обладатель
многочисленных международных наград
в области искусства, в том числе премии
Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971)
и др. Он также является членом Института
Франции, Бельгийской королевской академии
наук, искусств и литературы.
Мессиан широко известен в музыкальном
мире не только как композитор, органист,
пианист, педагог, но и как крупный теоретик-исследователь.
В качестве музыкального критика композитор
дебютировал в 1936 году, с тех пор Мессиан
написал около полутора десятка различных
работ, среди которых особо выделяются
«Техника моего музыкального языка» и
многотомный «Трактат о ритме».
Глава I. «Техника
моего музыкального языка»
1.1. История создания и содержание
К работе над «Техникой» Мессиан приступил сразу после освобождения из концлагеря (в 1942 г.) и закончил ее к 1944 г. Этот труд состоит из двух томов: в первом — собственно текст в 19 главах, во втором — 382 нотных примера (за редким исключением, все они из музыки Мессиана).
Во Введении композитор определяет жанр и ограничивает рамки книги: «Моя работа — не трактат по композиции, здесь рассматривается музыка только в трех аспектах— ритмическом, мелодическом, гармоническом». В соответствии с объявленной программой, «Техника» подразделяется на три части: главы 2-7 посвящены ритму, 8-12 — мелодии, 13-19 — гармонии и ладам.
Помимо аналитической части, в трактате имеются и различные отступления, затрагивающие эстетические, философские и иные проблемы, как правило, насыщенные всевозможными религиозными метафорами, цитатами, пояснениями. Это создает специфическую атмосферу данного технологического труда, иной раз мешающую познанию сути музыкальных явлений.
1.2. Ритм в творчестве О.Мессиана
Вторая глава «Техники» открывает раздел ритма. В этой главе, носящей название «Рагавардхана, индийский ритм», О.Мессиан объясняет, что основной точкой отсчета в его ритмической системе является такая ритмическая структура, в которой понятия «метр», «сильная доля» заменяются ощущением наименьшей ритмической единицы; ее свободная «мультипликация» приводит к «аметрической музыке». Настоящее положение идеально отражает индийский ритм рагавардхана (рис.1).
Рагавардхана — это один из 120 древних индийских ритмов, которые дошли до современности — эти ритмы под названием «ритмы провинций» были собраны индийским теоретиком Шарнгадевой. Своеобразна мотивировка выбора индийских ритмов в качестве базы всей системы: Мессиан просто говорит об «определенном предпочтении ритмов простых чисел — пяти, семи, одиннадцати, тринадцати и т. д.», которыми изобилует индийская ритмика (в рагавардхане — 19/16).
Рагавардхана, 93-й ритм в таблице «ритмов провинций», заняла особое место в мессиановской ритмической теории еще и тем, что ее структурные особенности привели композитора к трем важнейшим для его ритмического языка выводам: «1) к любому ритму возможно добавление сколь угодно малой длительности, которая преобразует его ритмический баланс; 2) увеличения и уменьшения ритма могут иметь более сложные формы, чем простое классическое удвоение; 3) существуют необратимые ритмы».
«Дополнительная длительность — это короткая длительность, добавленная к какому-нибудь ритму в виде отдельной ноты, либо паузы, либо в виде удлинения длительности одной из нот точкой». (На рис.2 дополнительные длительности отмечены крестиками).
Принцип увеличения или уменьшения
длительности может распространяться
на весь ритм, с соответственным увеличением
или уменьшением каждой его длительности.
Мессиан вспоминает Баха, применявшего
двойные увеличения и уменьшения. Не останавливаясь
на этом классическом увеличении или уменьшении,
он создает целую таблицу всевозможных
форм увеличенных или уменьшенных ритмов
— четвертой частью длительности, третьей
частью длительности, половиной (точкой),
целой длительностью, двумя длительностями,
тремя и т. д.
Сущность необратимого ритма Мессиан выводит также от ритма рагавардхана (рис.3, фрагмент А): имеется ритм, в котором центральная длительность разделяет его на две зеркально тождественные половины. В рагавардхане — это отдельные длительности, в более развитой ритмической структуре это могут быть большие ритмические построения:
Ритмическая группа В — обращение ритмической группы А; четверть, слигованная с шестнадцатой, - центральная длительность (5 шестнадцатых), общая для обеих групп.
Для Мессиана ритмы с дополнительными длительностями, увеличенные или уменьшенные ритмы, необратимые ритмы — три принципиально важных элемента, отобранные им для конструирования ритмических процессов. Поскольку на практике все эти ритмические формулы встречаются в смешанном виде, основой ритмических процессов в музыке Мессиана становится метод наложения ритмов, то есть полиритмия.
Композитор различает несколько типов полиритмии:
1) наложение ритмов, неодинаковых по длине (рис.4):
В верхнем мануале повторяется ритм, основанный на увеличении и уменьшении точкой и укладывается в 10 шестнадцатых; аккорды нижнего мануала повторяют ритм, состоящий из циклов по 9 шестнадцатых. Потребуется 9 повторений верхнего ритма и 10 — нижнего для возвращения исходной комбинации (что и делает Мессиан);
2) Наложение ритма на различные формы увеличения и уменьшения (рис.5):
Нижний голос на рис.5 точно повторяет основную структуру ритма, верхний — различные его формы, последовательно: уменьшение, увеличение, уменьшение (отмечены скобками). Естественно, что возможны и другие, самые разнообразные типы увеличений и уменьшений, в том числе и неточные;
3) Наложение ритма на
его обращение (рис.6):
В партии правой руки имеется ритм, который в обращенном виде используется в партии левой;
4) Ритмические каноны
(могут существовать независимо от мелодических).
Мессиан различает точные ритмические
каноны; ритмические каноны, увеличенные
и уменьшенные; каноны из необратимых
ритмов. Все виды канонов композитор неоднократно
применял в своей музыке, однако предпочтение
отдавал канону из необратимых ритмов
(рис.7):
Схема тройного ритмического канона из необратимых ритмов (отмечены скобками) с двумя риспостами в одну восьмую (в оригинале каждый голос представляет собой трехзвучные аккорды в разных регистрах фортепиано).
5) Ритмическая педаль — остинатное повторение ритма,— обычно являющаяся фоном, на который могут накладываться другие ритмы в любых своих формах.
Вышеописанные ритмические нововведения Мессиана (некоторые из них, правда, уже были известны и практически осваивались другими композиторами, но еще не были сформулированы и систематизированы) явились основными принципами организации времени в его музыке. Ритмическая техника, применявшаяся Мессианом в сочинениях до 1945 г., определялась и объединялась одной общей тенденцией: разрушением всякой мерности, механистичности, регулярности. Для него «ритмическая музыка — это музыка, в которой отсутствуют повторения, равные деления, в которой в сущности все проистекает от движений в природе, движений свободных й неравных величин». Мессиан проводит парадоксальную антитезу «ритмической» музыке, — в качестве примеров «неритмической музыки» (то есть в нашем понимании — метрической) он называл произведения Баха, Прокофьева и даже военные марши и джаз. С этих позиций объясняется обращение композитора к асимметричным, иррегулярным индийским «ритмам провинций», поскольку Мессиан поклоняется алтарю ритмической музыки - «ритм, вероятно, существовал прежде мелодии и гармонии».
Принципы ритмической
организации, сформулированные в «Технике»,
явились плодом многолетней творческой
работы, — в каждом сочинении 30—40-х гг.
Мессиан отрабатывал и шлифовал свой метод
ритмического письма. Вместе с тем ритмическая
техника, описанная в данном трактате,
оказалась лишь первой стадией выработки
куда более сложной ритмической теории,
к которой пришел композитор в «Четырех
ритмических этюдах», «Органной книге»
или «Хронохромии». Разработка ритмического
языка привела Мессиана в 50-е гг. как к
новым источникам — греческая метрика,
птичьи ритмы, так и к новым технологическим
приемам — технике «прогрессирующих ритмических
рядов», «ритмических персонажей», «пермутаций»
и др. Этот второй этап ритмической эволюции
мессиановского языка получил свое обобщение
в следующей крупной исследовательской
работе композитора — «Трактате о ритме»,
состоящем из 3 томов.
Тем не менее выведение ритма в
«действующее лицо», «персонификация»
ритма уже в творчестве 30-х гг. имела для
Мессиана весьма существенное следствие.
Ритмические процессы в его произведениях
были не только структурно-временной организацией
музыкального материала, они выступали
в качестве содержательной форманты, являясь
одним из важнейших компонентов собственно
художественного образа. В этом, по-видимому,
одно из ключевых объяснений чрезвычайной
протяженности сочинений композитора
– именно ритмическое «содержание», манипулирующее
временной константой, позволяет удерживать
длительные и сложные макроформы.
1.3. Мелодия в творчестве О.Мессиана