Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 04:29, курсовая работа
Анализ проблемы музыкально – эстетического воспитания и образования на современном этапе показывает, что огромное влияние на сам процесс формирования музыкального мышления учащихся оказывает поток низкопробной музыкальной информации с экранов телевидения, концентрированных залогов и т.д. и т.п. Это явление превращается в моду, негативно влияя на формирование музыкального мышления в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ…………………………5
1.1. Особенности развития мышления младших дошкольников
в процессе учебной деятельности…………………………..5
1.2. Развитие теории музыкального мышления в трудах ученых - музыковедов…………………………………………….......13
1.3. Развитие музыкального мышления младших дошкольников на современном этапе……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ…………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет_____________________
Кафедра_______________________
Дата регистрации работы в деканате______________________
Дата регистрации работы на
кафедре_______________________
Отметка о допуске к защите________________________
Оценка за защиту________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
Тема: «Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки»
Исполнитель:
Руководитель:
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ…………………
в процессе учебной деятельности…………………………..5
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ…………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Анализ проблемы музыкально – эстетического воспитания и образования на современном этапе показывает, что огромное влияние на сам процесс формирования музыкального мышления учащихся оказывает поток низкопробной музыкальной информации с экранов телевидения, концентрированных залогов и т.д. и т.п. Это явление превращается в моду, негативно влияя на формирование музыкального мышления в процессе обучения.
Поэтому важно направить школьника «в нужное русло», практически научить его действовать, способствовать тому, чтобы занятия стали итогом естественных возможностей.
Для размышления этих идей взрослым часто не хватает педагогической мудрости, т.е. не механически передавать школьнику наибольшее количество знаний, а обучить его добывать и использовать их, воспитать определенные личностные качества.
Большой вклад внесли в разработку темы развития мышления средствами музыки ученые: М.Г.Арановский [ 40 ], Г.С.Стешенко [ 45 ], В.К.Поляков [ 38 ], Г.Г.Панова [ 35 ] и др.
Объектом нашего исследования является процесс развития музыкального мышления младших дошкольников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – произведения белорусских композиторов используемых для развития музыкального мышления учащегося.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкального мышления дошкольников.
Гипотеза исследования формирования музыкального мышления дошкольника в процессе обучения будет более эффективным, если будет:
- рассматриваться как
сложное структурное
- направлена на развитие
их творческих музыкальных
- базироваться на общих принципах развития мышления дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были сформированы следующие задачи:
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анкетирования, наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты.
Накопленный теоретический и педагогический материал будет исследован автором данной работы педагогической деятельности в качестве учителя дошкольников.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
МЫШЛЕНИЯ.
Исследования М.Г.Арановский [40,с.7], Г.С.Стешенко [46,с.49], Г.Г.Панова [35,с.57] показали, что формальное наличие на уроках музыки таких видов деятельности как хоровое пение, игры на музыкальных инструментах, изучение теоретических основ музыки (нотной грамоты) – фиксируемая внешняя постоянная занятость учеников, это не означает, что дошкольники осуществляют полноценную музыкально-художественную деятельность. Усвоение знаний, основанное на руководящей роли воспитателя, на принятие знаний в готовом виде, механическом повторении и закреплении, т.е. на репродуктивных способах мышления не приводит к активной мыслительной деятельности, что не способствует развитию учащегося. Поэтому проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в дошкольной практике.
С.И.Ожегов определяет мышление как «высшую ступень познания, в процессе окружения объективной деятельности в представлениях, суждениях, понятиях» [31,с.372].
В философии мышление определяется как «категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания» [30,с.449].
Психолог А.В.Петрошевский даёт следующее определение мышления: мышление – «это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе анализа и синтеза» [36,с.431].
По словам Л.Д.Столяренко, «мышление – это наиболее обобщенное и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами» [13,с.170].
А.Г.Маклаков указывает, что мышление – это «высший познавательный психологический процесс», который характеризуется многоступенчатым переходом – «от единого к общему, от общего к единому» [22,с.292].
Ученый психолог Д.Майерс называет мышлением «умственную деятельность связанную с обработкой, пониманием и передачей информации» [21,с.414].
«Особенность здоровой психики ребенка познавательная активность» [26,с.276]. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
Среди факторов активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мысленной деятельности, которые помогают достигать новых уровней знаний.
Если дошкольник умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сможет выполнить занятия конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развития мышления – это изменения его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности дошкольника. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Самым ранним видом мышления (у ребенка до 3-х лет) является практически-действенное. 4 – 7 лет развивается наглядно-образное. В превые годы воспитания в детском саду происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид предлагает и дальше развиваться и совершенствоваться.
Отсутствие системности знаний, недостаточное развитие понятия приводит к тому, что в мышлении учащегося господствует логика восприятия. Он попадает в зависимость от того, что он видит в каждой новый момент изменения предметов.
Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитии мышления дошкольника при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрически формирует все те качества мышления, которые необходимы для условия музыки и истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определенный вклад. На различных ступенях формирования их мышления. Так же очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметах.
Остановимся подробнее на особенности функционирования отдельных мыслительных операций младших дошкольников.
Развитие анализа идет от практически-действенного к чувствительному и в дальнейшем к умственному. У дошкольников преобладающим является практически-действенный и чувственный анализ. Развитие анализа проходит ряд этапов: от частичного к комплексному и системному. Преобладающим видом анализа у младшего дошкольника является частичный и комплексный. Очень часто воспитанники анализируют только отдельные части или свойства предмета. При комплексном анализе усвоение учебного материала более полное, так как учащиеся рассматривают более или менее все части или свойства изучаемого предмета, но взаимосвязи между ними еще не устанавливают. На следующем этапе развития анализа младшие дошкольники производят полный анализ изучаемых предметов и явлений. Они располагают части и свойства, устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость. Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего, к более широкому и сложному. Подлинный синтез дает качественно новый результат, знание действительности характерно, что анализ для младших дошкольников является более мягким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез.
Сравнение у младших дошкольников имеет ряд особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному сравнивают одни и те же предметы. Одни при сравнении находят только различие, другие и различие, и сходство. Одни дети проявляют хорошее умение наблюдать, сравнивают последовательно. Другие проявляют слабое умение наблюдать: выделяют небольшое количество признаков сходства или различия и сравнение проводят бессистемно. В психологической литературе обычно отличалось, что младшие дошкольники легче находят различие, чем сходство. Л.А.Румянцева [9,с.114] на основе проведенных опытов делает вывод, что это относится к новым предметам, а при сравнении хорошо известных предметов ребенок находит значительно больше признаком сходства, чем различия. При этом обогащение опыта, развития способностей к наблюдению приводит к тому, что повторном сравнении увеличивается количество упоминаний признаков сходства.
Развитие абстракций у детей появляется в формировании способностей выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, а также различать несущественные признаки и связи этих предметов или явлений и отвлекаться от них. Одной из особенностей абстракции является то , что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки. Другая особенность заключается в том, что дошкольники легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними. Зная эти особенности, воспитатель должен обращать внимание воспитанников на скрытые, но существенные признаки, их связи и отношения.
Как показывают исследования обобщения, проводимые П.П.Блонским [9,с.119], младшие дошкольники вместо обобщения синтезируют, т.е. обобщают предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов. Существую три уровня развития обобщения у детей: чувственное, образно-понятийное, научное. Чувственное обобщение совершается при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями, в процессе их восприятия с практической деятельностью с ними. Образно-понятийное обобщение – обобщение как существенных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов, Научное обобщение – обобщение сходных существенных признаков предметов и явлений, их существенных связей и отношений. Результатом обобщения у младших дошкольников являются научные понятия, законы, правила.
Обобщение протекает в тесном единстве с конкретизацией. Усвоенные понятия, законы, правила применяются к решению частных конкретных задач. Изучая закономерности развития мышления у дошкольников, установлено, что обобщение и конкретизация могут находиться в различном соотношении. Это зависит от характера содержания изучаемого материала, от методов обучения и от уровня развития мышления детей.
Информация о работе Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки