Развитие творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования

Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_detei.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение.           2

Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников.          6

    1. Понятие творчества и творческой активности.    6
    2. Развитие творческой активности в дошкольном возрасте.          14
    3. Условия для успешного развития творческой активности.          17

Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность.            22

2.1. Виды музыкально-ритмической  деятельности.            22

2.2. Значение музыкально-ритмической  деятельности в развитие творческой  активности дошкольников.                25

Глава 3. Диагностика развития творческой активности  детей старшего дошкольного возраста.                 32

3.1.Организация и использование  методов диагностики творческой  активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях.        32

3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности

дошкольников.          57

Заключение.          65

Библиографический список.                                                                         67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

По своей  удивительной  способности  вызывать  в  человеке  творческую активность,  искусство  занимает,  безусловно,  первое  место   среди   всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

 Комплексный  подход  к  воспитанию  творческой  личности  охватывает широкий  круг  вопросов,  относящихся  к  проблемам   обще-эстетического   и нравственного воспитания.  Неразрывное  единство  идейно-мировоззренческого, духовного  и  художественного  является   неотъемлемым   условием   личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность   творчества,   его   функции,   заключаются   не   только   в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

 Под  творческой активностью  мы  понимаем развитие  творческих  умений  в  восприятии  (слушательской   деятельности), исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также  умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными знаниями,  умениями и навыками в разных  областях  учебной  деятельности. 

Много таланта,  ума  и  энергии вложили  в  разработку  педагогических  проблем,  связанных   с   творческим развитием личности, в первую  очередь  личности  ребенка,  такие  выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время  исследованием проблем креативности занимаются  также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман,  Н.А.  Терентьева,             А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.

Наш век компьютеризации  и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу  в творческом мышлении, дают возможность  импровизировать, отдавая взамен ребенку  эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

 Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

 Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной  деятельности, который в большей  степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения –  это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в  условиях Дошкольного образовательного учреждения возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Главная линия – линия  образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции  личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия –  овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия –  танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

Четвертая линия –  ориентировка в пространстве.

Пятая – основная –  индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой  групповых композиций.

   Актуальность. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи исследования

 

  1. Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками                        владеют дети для выполнения  музыкально-ритмических и танцевальных движений.
  2. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и

танцевальных  движений в период проведения эксперимента.

  1. Определить уровень развития творческих способностей у детей

после проведения эксперимента.

Объект  исследования. Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет  исследования. Уровень музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Гипотеза предлагаем, что если изменить уровень усвоения задач по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений и технологию их решения, то развитие творческих способностей в условиях Дошкольного образовательного учреждения будет происходить наиболее успешно.

Методы  исследования

I. Теоретический Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению.

II.Эмпирический

  1. Педагогические наблюдения
  2. Эксперимент

 

База исследования ДОУ «Ёлочка» подготовительная группа №1 (24 человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников.

    1. Понятие творчества и творческой активности.

Творчество определяется  как деятельность человека, создающая  новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого  еще не существующее.

 Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие  развития материи, образование ее новых  форм, вместе с возникновением которых  меняются и сами формы творчества.1

Творчество  — это  процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это "способность создавать любую  принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).2

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые  мысли, идеи, решения, которые могут  и не нейти сразу же материального  воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные  факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным  трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.3

Творчество характеризуется  как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать  следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с  целью выявления в нем специфических  сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

  2. Синтез итогов  специальных исследований каждой  из  выделенных сторон с целью  создания возможностей рационального   управления  ходом  конкретной  творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.4

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько  основных подсистем.

Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

 Процесс деятельности  может иметь такие основные  составляющие, как формирование  замысла и его реализация.

Личность творца характеризуется  способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д. 

Творчество издавна  делят на научное и художественное.

Построение общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру,  которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.5

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что  наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого  этапа. Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

    1. Накопление  знаний и навыков, необходимых  для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

    2. Сосредоточения  усилия и поиски дополнительной  информации, подготовка к решению  задачи.

    3. Уход от  проблемы, переключение на другие  занятия (период инкубации).

    4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

Информация о работе Развитие творческой активности