Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат
ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важных задач, которую решает урок музыки в общеобразовательной школе,- научить детей петь. Поэтому - эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание все большего круга музыкантов- педагогов, ученых разных специальностей. Очевидно, прежде всего, потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, и подготовка подлинных ценителей музыки, и наконец воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. « Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.»
Словом, функции хорового пения разносторонни, Но самое, пожалуй, важное - это то, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой национального русского исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкуса учащихся, повышению их общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт. Как отмечает Д.Б.Кабалевский, « Постепенное расширение и оттачивание исполнительного мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс- хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление. Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения предстает во многих аспектах: это непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально-хорового мастерства, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Наконец, заключительный этап донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории. Все это невозможно без получения учениками определенного круга знаний, но главное - без постижения ими певческой культуры. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков». Владение вокально- хоровой техникой -главнейший элемент воспитания, который дает возможность юным певцам по настоящему понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. Словом, формирование певческих навыков и умений является одним
из условий полноценного музыкального воспитания. Есть и другая сторона вопроса в музыкально-певческой подготовке школьников - это отбор репертуара. Проблема репертуара была и остается актуальной и решающей в хоровой практике. Репертуар - самый важный, стержневой вопрос жизни творческого коллектива, это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого исполнителя в частности. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, повышает музыкальную культуру детей, в значительной мере способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей родине и народу, повышает ответственность.
« Пение в хоре является народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней украшает, обогащает ее», - эти слова замечательного музыканта, дирижера А.В.Свешникова очень точно характеризуют сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного. Выполнение этого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный репертуар. Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара- психофизические возможности детей той или иной возрастной группы. Соблюдение его обеспечит нормальное развитие детей, создаст прочный фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять. Одной из основных задач при составлении репертуара является нахождение таких музыкальных произведений, которые способствовали бы воспитанию художественного вкуса исполнителей и слушателей. Следует помнить, что хоровая музыка несет в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому подлинно художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.
Одним из самых главных
Большое значение в решении
вопроса охраны детского
развиваются музыкальные способности художественных вкусов,
параллельно воспитываются устойчивые интересы к музыке, развивается память, активность, умение организовать себя, свое время, умение общаться с коллективом сверстников.
Исходя из выше изложенного. ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности
хорового пения - как вида музыкальной деятельно
- разработать рекомендации по использованию репертуара.
МЕТОДЫ изучение литературы по психологии,
педагогике, искусствознанию,
специальной методики, связанной с проблемой
исследования;
- обобщение собственного опыта работы.
Методологической базой исследования явились разработанная учеными концепция музыкальных способностей (Б.М.Теплов); теория развития человека в процессе деятельности ( С.Л.Рубенштейн, А.Н.Леонтьев и др.) Положение прогрессивной эстетики о необходимости творческого развития личности в процессе занятия искусством.
ГЛАВА1. Теоретические основы вокально-хоровой работы в школе.
1.Формирование
музыкальной культуры
хоровой деятельности.
Хоровое пение на Руси издавна включалось в число учебных предметов. Обучение, как правило начиналось с семи лет. Центром образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников - «мастеров грамоты». Наряду с мастерами грамоты были мастера пения.
Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, возникших в XVI начале XVII века на Украине и в Белоруссии. Братские школы - это целая эпоха в истории русского просвещения. Именно в братских школах мы впервые встречаем упоминание о специальном учителе пения, который был вместе с тем и регентом школьного хора. До нас дошло имя одного из учителей Львовской братской школы (Фёдор Сидорович), в 1604 году управлявшего хором учащихся.
На основе Киевской братской школы была впоследствии организована Киево-Могилянская академия, давшая России выдающихся национальных деятелей культуры. Киевская академия содействовала появлению в России учебных заведений, подготавливавших учителей. Воспитанником этой академии был выдающийся деятель русского просвещения Симеон Полоцкий. В своей педагогической системе он уделял большое внимание эстетическому воспитанию и придавал большое значение элементам светского образования. Киево-Могилянская академия оказала значительное влияние и на развитие музыкального образования в России. Воспитанником был известный музыкальный теоретик, хоровой деятель и учитель хорового пения Н.Дилецкий. Его «Мусикийская грамматика» представляет, по словам
Н,Финдейзена, «целый теоретический трактат», подробно изъясняющий грамматическую и техническую сущность линейной нотной системы.
Обучение хоровому пению детей происходило не только в плане общеобразовательном, но и в специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению; с другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство.
Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV веке. На основе этого хора была создана Петербургская придворная певческая капелла. Хор с самого начала выполнял две функции: обслуживал церковь (основная функция) и выступал на дворцовых увеселениях. Сам Иван Грозный был большим любителем хорового пения и с увлечением пел вместе с хором церковные песнопения и скоморошины.
Остановимся на содержании хорового обучения. Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности. Первые русские печатные учебные пособия касались непосредственно, хотя и очень мало, музыки и пения («Азбуковник») или включали ценнейшие мысли. Относящиеся и к певческому процессу, в указаниях к изучению родного языка ( « Правила к чтению псалтыря»). В этих книгах впервые сформулированы основы певческого обучения. В «Правилах к чтению псалтыря « обнаруживается тесная связь речи и пения.
Песенности, вокализации, распевности и развитию важнейших особенностей специфического звучания детского голоса, несомненно содействовала методика обучения грамоте в русской школе. Слова и слоги
«нараспев». Подобная распевность, по-видимому, с детских лет проникла в народный быт, становилось национальной особенностью речи.
Так вся строго сложившаяся веками русская система обучения грамоте с детских лет содействовала воспитанию у школьников национальных певческих навыков, а древние традиции протяжного пения влияли на методику обучения родной речи. Происходило важное взаимодействие: обучение грамоте содействовало воспитанию соответствующих певческих навыков, распевное пение накладывало печать на разговорную речь. И всё это отшлифовывалось, обобщалось в правилах обучения.
Национальные основы хорового пения сформулированы в « Азбуковнике полном» (вторая половина XVII века). «Азбуковник»- это своего рода энциклопедия, дающая объяснение различным словам. Среди « семи свободных искусств», которым должны обучаться дети, музыка находиться на четвёртом месте (после грамматики, диалектики, риторики).В XVII веке впервые на русском языке были изложены правила, касающиеся певческого обучения детей. В книге Н. Дилецкого «Мусикийская грамматика» есть специальный раздел «Образ поучения мастером к пению детищь». Основному содержанию книги в этом разделе главное внимание уделяется обучению нотной грамоте. Обращает на себя внимание наглядность, занимательность методики объяснение детям нотного стана и правил написания на нём нот.
Таким образом, Дилецкий предлагает облегчающий и
заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на пальцах, затем на «лестнице» и уже в заключении на нотном стане. Этот прием долгое время сохранялся в практике и методике обучения. Так, наряду с развитием хорового пения в первых русских музыкально- педагогических сочинениях закладывались основы понимания певческого процесса, основы его методики.
XVII век характеризуется усилением просветительских тенденций в общественной жизни России. Организуются первые светские общеобразовательные учебные заведения. Рост светской музыкальной культуры находил прямое отражение в хоровом исполнительстве, накапливался богатейший опыт хоровой педагогике. Хранителем и продолжателем национальных хоровых традиций становится демократическая часть русского общества. Исполнительская культура сосредоточивается главным образам в крепостных и церковных хорах, духовных семинариях, низших народных школах. Цели и задачи эстетического воспитания в учебных заведениях для господствующих классов определяются как « удовольствие», « забава», подготовка к светскому образу жизни. Основной формой музыкального образования в дворянских учебных заведениях становится обучение игре на инструментах и сольному пению. Преподавание музыки и пения было не во всех заведениях и часто организовывалось за особую плату.
Каково же было направление и содержание хорового пения в учебных заведениях для дворянства в XVIII веке? С одной стороны, обучали светскому пению, главным образом, сольному, с другой стороны, обучали церковному пению. Светское пение строилось на оперных ариях. Церковное пение состояло из молитв и духовных произведений русских композиторов. В некоторых учебных заведениях существовало два хора: светский и церковный.
Во второй половине XVIII века появляются первые методические работы, посвященные обучению музыке и пению. К ним относятся: «Методический опыт, каким образом можно выучить детей читать музыку столь же легко, как и обыкновенное письмо», « Правила гармоническия и мелодическия для обучения всей музыке» Винценцо Манфредини. Наибольший интерес представляет третья часть книги В.Манфредини. В ней лаконично изложены основы певческого процесса и, главное, принципиальные вопросы певческого обучения. « .. .Рот при пении не должен растворяться очень много
и очень мало, но умеренно и так, как бывает во время смеха: не должно также класть язык на губы, ибо через то произошло бы пение в нос, и выражение слов было бы немо». Автор указывает основные правила артикуляции, которые помогают естественному звукообразованию и ясной дикции. Здесь раскрыты основы точного интонирования: не форсированное, спокойное пение в удобной тесситуре, правильное дыхание и музыкальная грамотность. Обеспечивающая сознательность пения. В отношении дикции важно указание на необходимость активной артикуляции: «Должно выговаривать слова крепко, а не в половину духа или между зубов»