Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Понятие и состав муниципальной собственности. Формирование муниципальной собственности
муниципальный местный самоуправление собственность
Вопрос№2
К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

Вопрос№1

Понятие и состав муниципальной собственности. Формирование муниципальной собственности

муниципальный местный самоуправление собственность

1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

2. Органы местного самоуправления  управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении  имущества, входящего в состав  муниципальной собственности, от  имени муниципального образования  осуществляют органы местного  самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской  Федерации и уставами муниципальных  образований, население непосредственно.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут  в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

4. Порядок и условия  приватизации муниципальной собственности  определяются населением непосредственно  или представительными органами  местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают  в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность  признается и защищается государством  равным образом с государственной,  частной и иными формами собственности.

Состав  муниципальной собственности

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных  актов. Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», Гражданский  кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также  нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии с Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной  собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям.

Разграничение собственности

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Разграничение собственности  на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной  собственности и право муниципальной  собственности характеризуются  множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Порядок формирования муниципальной  собственности был определен  в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную  собственность, государственную собственность  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную  собственность». В соответствии с  постановлением в состав муниципальной  собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные  на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка  разграничить собственность муниципалитетов  и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности  также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия  розничной торговли, общественного  питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты  здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские  мощности. Помимо этого в муниципальную  собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении  министерств и ведомств.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации. В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

Формирование  муниципальной собственности

Приобретение  права муниципальной собственности

Право муниципальной собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной  стороны - государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти. Более отвечают интересам  местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом.

Право муниципальной собственности  может быть приобретено следующими способами:

-в результате разграничения  государственной собственности  по процедуре передачи,

-путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого  имущества);

-путем получения поступлений  (доходов, продукции, плодов) в  результате использования уже  имеющегося муниципального имущества;

-на основании договора  купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждения  этого имущества;

-по наследству в соответствии  с завещанием или законом;

-по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого  имущества);

-в установленном порядке  (к примеру, как находка или  как клад).

Муниципальное имущество

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным  образованием имущества и имущественных  прав осуществляется в порядке, установленном  органами местного самоуправления. Муниципальное  имущество подлежит обязательному  учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Кроме того, согласно ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской федерации» субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных  образований объекты, необходимые  для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и  муниципальными образованиями, а также  между муниципальными образованиями.

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной  собственности, в государственную  собственность субъектов РФ или  федеральную собственность может  осуществляться только с согласия органов  местного самоуправления либо по решению  суда.

Весьма важен вопрос о  передаче из государственной в муниципальную  собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к  муниципальной собственности. К объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению  Высшего Арбитражного Суда РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство  объектов социально-культурного и  бытового назначения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Вопрос№2

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество  подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями  и учреждениями, составляют муниципальную  казну соответствующего городского, сельского поселения или другого  муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его  казну, и не распространяется на имущество  муниципальных предприятий и  учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление  права государственной и муниципальной  собственности. Содержание субъективного  права государственной и муниципальной  собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и  в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему  имущества. Пределы осуществления  прав собственника устанавливаются  законом, государственной и местной  программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • земельные участки;
  • жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"